Бизнес, связанный с внешнеторговой деятельностью в России, – это высший пилотаж профессионализма и наиболее доходный вид предпринимательства, с точки зрения возможностей обычной коммерции. Это и одно из наиболее проблемных направлений в нашей стране.
Внешнеторговые операции автоматически ведут к регистрации компании в статусе участника ВЭД и, соответственно, требуют перехода персонала на другой уровень знаний торгового, транспортного, таможенного, валютного законодательства, международного торгового права, знаний валютных финансовых операций, бухгалтерии и налогообложения, отчетности и документооборота, знаний правоприменительной практики – и наличия практического опыта. Статус участника ВЭД предполагает тесное знакомство с новыми надзорными, контролирующими и разрешительными госструктурами, с прямыми и встречными проверками и сверками.
Но так ли уж страшен и сложен этот международный бизнес?
Что такое и с чего начинается ВЭД?
Общепринято глубоко ошибочное мнение, что это – транспорт и таможня. Как ни странно, но так отвечает более 70% руководящих сотрудников компаний, связанных с внешней торговлей. Однако ВЭД входит в вашу жизнь в момент принятия осознанного решения заняться международной торговлей, после чего начинается серия этапов вашего знакомства с внешнеэкономической деятельностью и участия в ВЭД. Что это за этапы?
1. Подготовка компании к сделке
Для начала необходимо провести анализ наличия у вас специалистов и оценить уровень знаний собственных сотрудников в области внешнеэкономической деятельности. Это касается бухгалтерии в области валютных операций, налогообложения и отчетности, юристов в сфере международной торговли, специалиста по закупаемому товару, то есть товароведа или технолога, а также знаний и компетенций по правилам ведения бизнеса в стране поставщика, особенно если это страны Азии. Сюда же можно отнести и наличие в компании специалистов по таможне и транспорту в области международных перевозок. Если каких-либо специалистов нет, то необходимо посмотреть, что есть на рынке, чьими услугами (частных лиц или компаний) вы можете воспользоваться.
2. Подготовка сделки
Подготовка, например, импортной сделки – это, в первую очередь, поиск товара, его производителей или покупателей за рубежом. Проверка их на надежность и компетентность. Согласование с выбранными производителями или поставщиками условий производства, сроков изготовления, условий оплаты и приемки, условий поставки, штрафных санкций. Далее – переход к проработке транспортной схемы и таможенных вопросов, сертификации продукции и т.д. Затем начинается согласование условий, тех же вопросов с подрядчиками, которых вы привлечете для выполнения работ, определенных вами в пункте 1. Уточните с ними свои действия, необходимые при реализации внешнеторговой сделки, – например, получение сертификата соответствия, справок для ветконтроля или санитарно-эпидемиологического заключения и т.п.
После всего этого необходимо провести предварительный расчет целесообразности сделки. Обычно это прикидка крупными мазками: стоимость продукции, стоимость доставки, таможенные платежи, стоимость подрядчиков, налоги, операционные налоги и сборы, цена реализации товара в России и т.д. Здесь важно отдельно учесть, сколько времени и сил ваших сотрудников будет потрачено на все эти процедуры, и рассчитать себестоимость их работ. Это важная часть, про которую многие часто забывают.
3. Подбор участников сделки
Итак, вы определились с поставщиками и товаром, с подрядчиками и собственными специалистами, и сделка, по вашим прикидкам, целесообразна. Тогда приступаем к подбору конкретных исполнителей. С поставщиками устраиваете тендер и добиваетесь оптимальной цены и условий работы. То же самое делаете с подрядчиками. «Давите» по ценам всех, не стесняйтесь, но и не переборщите. Бесплатный сыр только в мышеловке. Больше всего уделяйте внимание не цене, а профессионализму и опыту потенциальных подрядчиков, не бойтесь внешне казаться дилетантом. «Будьте китайцами»: «Моя не знай и твоя не понимай», – задавайте вопросы, загоняя всех в тупик собственной некомпетентностью.
Параллельно настраивайте свою команду и сотрудников на ВЭД, дайте им возможность повысить квалификацию и проработать сомнительные вопросы своей специальности. Выясняйте компетентность ваших партнеров. Изучайте ситуацию на рынке с учетом временных сроков своей ВЭД-сделки. Ориентируйтесь, что товар по своей сделке получите примерно через два-четыре месяца с момента оплаты, и еще один-два месяца до этого уйдет на заключение всех контрактов. Определитесь с конкретными компаниями и специалистами, с которыми вы пойдете вместе в реализации сделки.
Опасайтесь и помните о поразившей нашу страну внутрикорпоративной коррупции. Ваши уполномоченные отделы могут войти в сговор с подрядчиками и заложить им небольшой откат ($200–1000) с каждой поставки.
4. Заключение контрактов (договоров)
Заключайте свои контракты в соответствии с законами и правилами, а не соглашайтесь на типовые формы. Но осторожно: и ваши требования или формы, как и представленные вам партнерами, могут противоречить законодательству – и в результате не будут работать.
Помните, что ваш контракт может иметь свои особенности. Это именно ваш контракт, а не дяди и не тети, вам по нему работать и нести ответственность, вы, а не кто-то другой, ставите свою подпись, и вы, а не кто-то другой, платите свои, а не чужие, деньги.
Нас всегда поражала доверчивость участников ВЭД, которые при «серых» и офшорных схемах ввоза их товара заключают фиктивные договоры с компаниями-однодневками. Согласитесь достаточно странно самому платить, а собственность на товар отдать кому-то, доверившись лишь обещаниям. Мы не видели в своей двадцатилетней практике ни одного «серого» брокера, который бы отвечал своими деньгами за товар, если его, например, задержали и конфисковали на таможне.
5. Реализация сделки
А вот на этом этапе вашей внешнеэкономической деятельности обычно все и начинается. Вы будете пожинать плоды своей работы на предыдущих этапах и знакомиться с практикой. Началом этого для вас послужит подпись на вашей платежке. Это точка невозврата от запланированных и непредвиденных расходов. Машина, которую вы собрали, готова двигаться. Поэтому перед последним шагом просчитайте все и прикиньте все еще раз. Уверены? Тогда вперед! И… механизм запущен!!!
По вашей команде производитель начнет закупать материалы для производства, его поставщики начнут их поставку, перевозчики повезут, рабочие начнут готовить производство под ваш заказ, его бухгалтеры считать расходы и отслеживать движение денег, кладовщики – принимать и выдавать материалы для производственной линии и т.д. Логисты начнут бронировать места на судах и заказывать транспорт на согласованную с вами дату, окончательно досогласовывать транспортные и таможенные документы, готовить страховки, контролировать и уточнять с вами срок готовности вашего товара, координировать планы с транспортниками и таможенными представителями.
Как правило, уже на этом этапе могут возникнуть проблемы. Кто-то срывает сроки, где-то погода, где-то связь, обнаруживаются новые детали в процедуре производства, поставки или таможни. Что-то может изменить государство, причем, как в РФ принято, не оповещая участников ВЭД или вообще задним числом. Это, конечно, потребует новых решений и работы, но у вас еще есть время, пока идет процесс изготовления или доставки.
И вот долгожданный сигнал – товар готов! На автомате включается вторая часть вашей машины. Заработали ваши экспедиторы и перевозчики. Пошла приемка товара, вот уже подъезжает транспорт, затем погрузка, документы... согласование документов с вами, с таможнями двух стран (хорошо, если все вовремя и в приемке и в документах не ошибутся)… и… груз поехал. У-р-ра!
Таможня, оформление экспорта, согласование документов с таможенниками и с вами, оформление морских документов, страховка, погрузка, и вот оно… Судно вышло. И все еще раз сказали: «Ye-e-e-s!»
Доставка обычно проходит нормально, суда ходят исправно, но иногда могут контейнер по ошибке выгрузить в другом порту или поставить на другой фидер. Вы следите за временем, немного дергаетесь, когда подходит срок, теребите экспедитора, он – вас с брокером. Дескать, все ли нормально, не изменилось бы чего? И вот судно подошло к порту выгрузки. И… Все причалы заняты! Вам тут же сообщают, и вы, уже почти успокоившись, что линия довезла груз до России, так снисходительно отвечаете: «Ну, что же вы? Ну, ладно», – думая, что это решается за один день. Не тут-то было. Простоять могут и пять суток. Кстати, это называется «демеридж», и вам за него, по правилам морских перевозок, платить ($300–1500). Многие об этом не знают, поэтому пока нервничают лишь из-за сроков. Ведь цепочка движения товара не заканчивается на вас, и его уже ждут! Вы уже всем отрапортовали, что товар почти доставлен.
И вот… таможня! Это песня! Им все интересно! Вы или ваши подрядчики-брокеры заранее все им уже рассказали, с ними консультировались и все согласовывали: «Так ли это?» «Так!» – отвечала таможня… но… не совсем.
Тут много нюансов. Например, на пути вашего контейнера встают весы. Это незащищенный механизм, часто управляемый вручную. И у контейнера вдруг нестыковка с документами по весу. Вы же поверили поставщику и не стали взвешивать его за рубежом перед погрузкой на судно. А несоответствие веса – это, уважаемый участник ВЭД, уже контрабанда.
Все это время с вами и у вас происходит напряженная работа. Вам звонят, вас обвиняют, требуют деньги на решение вопросов, вы звоните поставщику, перевозчику, но у всех все в порядке, проблемы-то на вашей стороне. Обычно эта стадия битвы заканчивается нервным выходом груза в оформление. Вы уже накалены и разгневаны на всех своих подрядчиков и поставщиков и пока еще немного на таможню. Вы ждете подвоха с любой стороны. И… правильно.
Груз в таможне, декларация подается – и тут... в таможне изменились ценовые профили. Вы взрываетесь. Кто-о-о, кто-о-о ви-но-ва-а-а-т?!! А никто! Просто они меняются сверху в программе, и никто на посту до последнего момента, пока таможенник не введет данные, не знает, как там все это произойдет. И вам снова платить, ну, или любезно с доказательствами просим в суд за решением. Да, кстати, груз можете оставить в таможне, но это дорого обойдется, или все-таки уплатить по полной, а потом ждать у моря погоды, когда, если, гм-хм, выиграете суд и вам их, гм-хм, вернут из бюджета Российской Федерации. У нас же справедливая и демократичная страна, поэтому решение принимаете вы как участник ВЭД и импортер, о котором заботится наше государство и всячески... и все делает ему во благо. А про простои контейнера уже никто и не вспоминает, это уже на владельце груза, само собой. И вы платите все, что вам скажут, и, наконец, груз выходит к вам, если на вас еще не завели дело.
Бывает и по-другому – например, таможня придумает какие-нибудь изменения в своих программках, и потом они сбоят одну-две недели, а все ждут, и грузы стоят и прибывают. А бывает, что ФТС поменяет расчетные счета, и что-то снова происходит в программках, на постах платежей не видят, и все участники ВЭД ищут свои деньги, а грузы стоят, и новые подходят. Глядишь, и порт забился контейнерами, и… вернемся снова к «демериджу» судов…
Все это время ваши сотрудники, вы, ваши подрядчики и ваши же покупатели – все на телефонах. Ругаются, договариваются, делают какие-то еще документы, собирают справки, все в работе и на нервах.
Добро пожаловать в российскую ВЭД!
К чему этот далеко не полный рассказ? Вход любого груза в нашу страну – это самая детективная и непредсказуемая стадия и самый цирковой этап внешнеэкономической деятельности. Однако его можно пройти довольно-таки легко, если у вас громадный опыт и знания, если вы все сделали правильно и на всем пути выстелили соломку. Но настоящих профессионалов-практиков в этих вопросах, в отличие от псевдо-профи, у нас мало.
6. Финансовые расчеты
Цирка здесь значительно меньше. Минфин и ЦБ – это серьезные организации с многовековыми традициями и порядком.
Валюта – это серьезно. Например, если вы проводите платеж в Китай, то будете конвертировать рубли в доллары, а доллары потом в юани. За обе операции будете платить вы, но можно миновать долларовую транзакцию и сразу перейти в китайскую валюту. Кстати, с некоторыми компаниями КНР можно вести расчеты непосредственно в рублях. Можно платить живыми деньгами, а можно и аккредитивом. Можно добиваться отсрочки платежей и еще много чего можно, но это надо все знать, готовить и делать. А для этого нужны знания и специалисты.
Контролировать курсы валют надо всегда. Если сделка крупная, то можно очень хорошо финансово просесть, но, правда, можно и подняться. Кто устанавливает эти валютные курсы? Участнику ВЭД никогда не узнать.
Иногда, даже в наисерьезнейших банках, по ошибке их операционистов или ваших бухгалтеров, платежи могут загнать кому-нибудь другому. Дней десять-пятнадцать будете ждать, выяснять и искать, а вернуть их банк сможет лишь через две-три-четыре недели. Поэтому, вполне возможно, придется делать еще один платеж поставщику. За три года у нас такое случалось два раза. Поэтому будьте внимательны к финансовым документам и валютным операциям.
7. Отчетность и документы
Договорные документы по сделке, справки и заключения разрешающих и подтверждающих структур, транспортные и таможенные документы, требуемые бумаги для надзорных и контролирующих органов, связанные с учетно-отчетной деятельностью, налоговые и прочее. Они нужны все. Оформленные в правильном виде и всегда имеющиеся под рукой, они помогут вам доказать отсутствие у вас злого умысла по отношению к потребителям и государству, а также отстоять вашу позицию перед всеми интересующимися...
8. Налоги
Отдельная профессиональная тема. Валютные операции и налоги требуют дополнительных знаний. Основное здесь связано с уплатой НДС и курсовой разницей. Так, например, международная перевозка не облагается НДС, если Россия со страной перевозчика и странами перевозки имеет соглашение об отсутствии двойного налогообложения. Поэтому лучше, если Ваш подрядчик по транспорту будет «безНДСником», то есть налоговая ставка будет сразу равна нулю. Если он на НДС, то потребуется много документов и доказательства при специализированной проверке, чтобы его надежно перезачесть. Это длинная процедура, часто доходящая до суда с налоговой.
Самое неприятное в ВЭД то, что, сделав оплату своей сделки, даже если это и авансовый платеж, государству вы уже должны уплатить с этой суммы НДС. Для бизнеса это нелогично, ведь товар даже еще, может, и не произведен и уж точно вами не получен. Но таковы уж правила и традиции. Все это удорожает стоимость закупленного продукта и усложняет внешнеэкономическую деятельность.
9. Проверки и сверки
Это обыденность и непременный атрибут внешнеэкономической деятельности. Наиболее постоянные участники проверок от контрольных, надзорных и разрешительных органов – структуры ФТС, Минфина и ЦБ, МНС, Минздрава, ФСБ, МВД, Минтранса и органы сертификации. Всего мы насчитали 38 уважаемых подразделений. Они независимо друг от друга контролируют и проверяют вас напрямую и опосредованно, в том числе и через проверки ваших поставщиков, подрядчиков и потребителей. Приходят к вам по очереди, а иногда и параллельно в течение трех лет. Вы будете проходить не только проверки, но и сверки. И если кто-то в вашей цепочке движения товара что-то сделает не так, то у вас могут быть проблемы. Поэтому мы рекомендуем все делать правильно, красиво и хранить долго.
10. Прибыль
Вот теперь можно считать и чистую прибыль! И самое смешное, что она будет. Только вот большая или маленькая – это уже зависит от вас.
Внешнеэкономическая деятельность всегда была привлекательна для бизнеса. Это и прибыль, и возможности, и статус. С вступлением в ВТО откроются границы России, снизятся пошлины и зарубежные товары потекут на наши торговые прилавки, а материалы, комплектующие и полуфабрикаты, оборудование и технологии – в промышленный сектор экономики. Наша производственная база слаба, поэтому импортное замещение с сегодняшних 30–70% дойдет до 90–95%. За рубеж еще сильнее потекут и поедут сырье, продукты его самой первичной переработки и интеллект. Внешняя торговля и внешнеэкономическая деятельность будет развиваться. Вам от нее не уйти, к тому же, малому и среднему бизнесу можно будет выжить только за счет импортных поставок и экспорта, причем без посредников. Ведение ВЭД не будет упрощаться, поэтому вопрос обеспечения ее ведения – важнейшая тема.
Предложения и варианты
Вернемся к вопросу «Но так ли уж страшна и сложна эта ВЭД?»
Вести ВЭД вместе с внешнеторговыми операциями и поставками можно в трех вариантах:
- Самостоятельно на все 100%.
- Отдать логистику и таможню профессиональным подрядчикам, а все остальное оставить себе. Обычно так и поступают многие, совершая свои и расхлебывая чужие ошибки, решая проблемы и неся груз ответственности и бремя проверок на своих плечах;
- Обратиться к компаниям, оказывающим услуги по ведению и обеспечению ВЭД, то есть к ВЭД-аутсорсингу, и передать им все – и ВЭД, и реализацию сделки, вместе со всеми проблемами и рисками.
ВЭД-аутсорсинг – это полноценный самостоятельный бизнес, обеспечивающий внешнеторговые операции участников рынка и сопровождение ВЭД.
Во-первых, с ним можно легко осуществлять внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность без регистрации в качестве участника ВЭД и без ведения ВЭД. Отсутствует необходимость в высококвалифицированных специалистах по ВЭД, валюте и отчетности, международному праву и т.д. и т.п, так как аутсорсер – это уже готовая команда, которую любой руководитель или владелец бизнеса может нанять для себя и под свои нужды.
Во-вторых, можно полностью оградить свое предприятие от проблем и рисков, связанных с транспортировкой и таможней, валютой, отчетностью и налогами, и от проверок со стороны таможенных, валютных, сертификационных, налоговых и других структур.
В-третьих, обеспечивая ведение ВЭД и реализацию вашей сделки, партнер полностью освобождает вас и ваше предприятие от непрофильной работы и дает возможность полноценно заниматься своим бизнесом.
Квалифицированный ВЭД-аутсорсинг включает в себя выполнение следующего комплекса работ:
1. Поиск продукции и производителя или покупателя за рубежом, включая проверку его надежности. При этом вы, самостоятельно выбирая и утверждая производителя, сокращаете цепочки посредников;
2. Заключение контрактов, при этом контрактную цену товара и условия его производства, условия оплаты и поставки утверждаете вы сами;
3. Реализацию контракта (валютные операции, приемка продукции, логистика, таможня, сертификация, страхование, юридические споры и т.д.), весь этот набор услуг ВЭД-аутсорсинга может быть использован вами в комплексе или по отдельности в различных вариантах и комбинациях.
Сотрудничество на условиях ВЭД-аутсорсинга чаще всего востребовано в трех базовых вариантах.
Первый вариант – передача своей ВЭД-сделки и исполнения контракта компании-аутсорсеру. этом случае формальным держателем и исполнителем внешнеторговой сделки заказчика становится уже аутсорсер. По договору с заказчиком он реализует ее от своего имени и все риски, связанные с ведением ВЭД, закупкой, поставкой, логистикой, таможней, валютными операциями, проверками, налогами и отчетностью, несет сам. При этом вы в своей ВЭД-сделке, скрепляя свои отношения договором, действуете вместе с аутсорсинговой компанией и через нее. Поэтому всегда остаетесь в рублевой зоне и во внутрироссийском правовом поле, что вам, безусловно, знакомо.
Второй вариант – использование аутсорсера в качестве внешнеторгового агента. В этом случае держателем контракта становится ваше предприятие, а аутсорсер реализует всю сделку по поручению и доверенности. Большая часть рисков передается ему как исполнителю, но частично отчетность и риски остаются на вас как держателе контракта.
Третий вариант – использование отдельных функций, отобранных заказчиком из всего арсенала возможностей аутсорсера. В этом случае вы остаетесь держателем и плательщиком по контракту, а аутсорсер выполняет функции подрядчика по отдельным операциям или услугам. К ним можно отнести приемку продукции за рубежом, таможенное оформление, транспортировку, сертификацию, юридические услуги, консультации специалистов по бизнесу и странам, например, по азиатским странам, проверку зарубежных партнеров, сертификацию, ведение валютной бухгалтерии, расчетов налогов и ведения отчетности или аудит и т.д.
Если уж вы решили заниматься или уже занимаетесь внешней торговлей и международными сделками, подумайте и взвесьте все расходы, включая и содержание собственных сотрудников, задействованных в ВЭД. Просчитайте все риски и время, которое вы потратили и потратите на не свойственную вам и не профильную для вас работу – обслуживание внешнеторговых операций и сделок. Возможно, для себя вы найдете новое и правильное решение. Тогда у вас появится больше времени и сил для своего бизнеса.
Фото в анонсе: Unsplash
Предложенная автором ''система'' ВЭД, по -своему, полезна тем, кто ее еще только начинает. Хочу добавить, что 80% начатых прорабатываемых сделок со стороны субъектов стран СНГ на территории Европы не находят своего завершения, в первую очередь, из-за незнания специалистами компаний европейского рынка. Заменит ли во всем ВЭД- Outsorcing- компания тех, кто должен заниматься этим на самом деле- это большой вопрос. Предприятия, выходящие на европейский рынок, должны ,в конечном итоге, научиться делать все сами. А помочь им в этом могут специалисты
В этой стране и этой стране специалисты - нужны! Но здесь все все знают и без них да и платить здесь мало, кто хочет! Потом заплатим! :D
реклама