Не каждый руководитель – Шумахер

Привычка - это то, чего ты сам у себя уже не замечаешь.

(Агата Кристи)

У вас есть руководитель? Возможно, вы уже выросли до самого большого начальника, генерального директора или сразу стали собственником бизнеса, обойдя карьерные лестницы. В общем, вы руководите людьми?! Что же, приятно познакомиться! Я расскажу вам о своем наблюдении за руководителями. Какие они. Каков их стиль управления. Стратегии принятия решений. Что им помогает, а что мешает в работе. И самое главное, какие у них привычки. Когда я начала работать с руководителями, это был для меня – яркий вызов. Я несколько лет преподавала психологию детям и подросткам, а так же проводила тренинги и семинары по психологии общения и психологии творчества для студентов в Вузах.

Мы разбирали стратегии конфликтов, учились толерантно строить взаимоотношения и договариваться, знакомились со способами защиты от манипуляций, познавали искусство презентации и техники креативности. Параллельно я взаимодействовала с родителями, ведь, если есть какие-то проблемы задачи у ребенка, то их корень решение стоит искать в родительских сценариях, установках, мировоззрении. Ребенок не делает чего-то, если не видит подобного примера. Нельзя заставить ребенка ложиться спать в 21.00, если вы сами укладываетесь лишь на следующие сутки. И вот однажды, один из родителей признался: «Прямо-таки как в моем бизнесе! У меня перессорились два подразделения! Не разговаривают друг с другом, но ведь и я с ними не разговариваю. Вообще не разговариваю». И пригласил меня в качестве консультанта в свою компанию. К тому времени я получила образование в сфере коучинга, и прошла обучение в различных школах тренеров у разных мастеров. Каждый из них дал мне основы знаний, методы и технологии, так называемые фишки тренерской работы, помогающие создавать для взрослых людей атмосферу для их развития и обучения, и передавать необходимые и важные для них знания. Так начался мой путь бизнес-тренера и коуча в мир бизнеса, и сегодня я работаю с рядом российских компаний и их руководителями.

Ицхак Адизес, систематизирующий большое количество знаний о менеджменте, очень точно заметил тонкости российского менеджмента: «Вы не умеете разговаривать со своим персоналом».

Так же, как в некоторых семьях меняется устойчивая модель «Я один всегда прав!», так же и в бизнесе происходят изменения. Однако у современного руководителя сложились свои привычки, и привычка меняться есть не у всех. А для чего нужно меняться? Один руководитель очень искренне сказал мне (сказал очень громким голосом!) при первой встрече: «Я получаю массу предложений о командообразовании, мне присылают описание различных тренингов и программ. Но кто эти люди? Откуда они знают мой бизнес, мои потребности? Все это больше похоже на шоу! Мне не нужна команда! Мне не нужны партнеры! Понимаете вы меня? Мне нужно, чтобы компания работала, как машина! Четко, вовремя, и каждый делал свое дело! Придумайте мне такие инструкции, схемы мотивации, и пусть каждый наконец-то поймет: в какой неповторимой компании он работает!»

Очень интересное сравнение компании с машиной. Однако, не каждый руководитель – Шумахер... И даже если сотрудники понимают суть своей работы, каждый четко знает свои функции, но никак не связан с другими «частями машины», или не осознает ценности работы другого подразделения, не разделяет беспокойства коллег, например, об отзыве лицензии за не вовремя сданную отчетность, то компания – «машина» вряд ли далеко уедет.

Помните, да, что в случае с детьми - нужно взаимодействовать с родителями?! Мне нравится фраза Радмило Лукича, его обращение к начинающим руководителям в книге «Начиная свой бизнес»: «Зачем придумывать идеальную, гениальную систему (должностные инструкции, процедуры и пр.), если ваши сотрудники явно хотят много денег, мало работы и все время наводят справки, сколько платят в других фирмах за такую адскую работу? Зачем вам давить на сотрудников, чтобы они донесли неповторимость вашей компании до клиентов, если вы сами ничего не донесли до сотрудников? Если нет успеха, займитесь troubleshooting, то есть беспристрастно поищите причину, по которой вы не получаете желаемого эффекта. Не делайте предположений. Не требуйте от себя всего, чтобы наверстать то, что упустила вся команда. И наоборот, не ищите причины неудачи только в окружающем мире, покопайтесь и в себе!»

И в своих привычках! – добавила бы я. Компания – это второе тело руководителя, это его проекция, отражающая либо его внутренние конфликты и дисбаланс, либо внутреннюю гармонию.

На данный момент я обнаружила семь самых распространенных привычек руководителей, которые тут же находят свое отражение в структуре компании, в принципах внутренних и внешних коммуникаций, в атмосфере и рабочей обстановке, в бизнес-процессах. Руководитель разводит руками, заявляя: «Что-то не так!», при этом у него есть привычный способ поведения и мышления.

  • · Привычка №1. Считать, что ни к чему устраивать демократию. И вообще сотрудники сами разберутся, они же не маленькие!
  • · Привычка №2. Считать, что признание и благодарность могут испортить сотрудника.
  • · Привычка № 3. Считать, что делегировать полномочия в компании некому. Только руководитель может контролировать ситуацию.
  • · Привычка № 4. Считать, что все решится само собой!
  • · Привычка №5. Считать, что руководителю не стоит учиться.
  • · Привычка №6. Считать, что в бизнесе не нужна креативность.
  • · Привычка №7. Считать, что рисковать ни к чему.

А какие эффективные и неэффективные привычки знакомы вам?

Фото в анонсе: Unsplash

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Аналитик, Екатеринбург
Спасибо, Ольга! Напомнили о существовании 3-х известных фамилий, привели несколько красивых цитат, указали 7 ''смертельных грехов'' менеджеров из 77...7 в выявленном и еще не выявленном перечне. Вы продемонстрировали, что знаете некоторые проблемы в менеджменте. Надеюсь очень, что заголовок статьи не Ваш, т.к. руководитель любого уровня и не должен быть водителем, он нанимает водителя! :)
Директор по правовым вопросам, Новосибирск

Отвечая на вопрос статьи о неэффективных привычках:

Привычка №8: Считать, что руководитель вправе нарушать правила им же установленные.

Привычка №9: Считать, что совещание и планерка - это одно и то же.

Привычка №10: Считать, что вопрос подчиненного в ответ на поставленную задачу - акт неповиновения.

Привычка №11: Считать, что публичная критика - лучший способ реализации права руководить.

Привычка №12: ...

Согласна с автором публикации, что организация - есть отражение личностных привычек руководителя. И что необходимым и достаточным условием изменения эффективности организации в целом является изменение привычек первого руководителя.

Генеральный директор, Москва
Я бы к полезным привычкам еще добавил: - работать с теми, кто разделяет ценности организации - стремиться к тому, чтобы работники были не исполнителями, а участниками процесса - тогда и результат будет другой, поскольку они сами заинтересованы в успехе
Коммерческий директор, Москва

Сегодня на E-xecutive День Блондинок?
Вторая статья подряд – шедевр!
И это представитель «Лаборатории Радмило Лукича»?
Помнится, в начале 2009 года на канале РБК в программе Игоря Виттеля активно «засветились» девушки из Step-by-Step, последствия не заставили себя ждать. :D

P.S. Жду продолжения. Надеюсь через пару лет плодотворной работы автора, список подрасширится.

Менеджер, Тверь
Считаю, что руководитель все таки должен быть ''Шумахером'', пусть не самым самым, но быстрее - здесь и сейчас (пусть усредненно), потому, что именно это есть одна из ипостасей лидерства. Шумахер это ведь образ, образ того, кто в своей области лучший. ;) ( :| область - здесь не управление, как таковое (не как конкурс по профессии), а как некто лучший и достойный повести за собой ... как то так :| наверное еще больше запутал :D )
Директор по логистике, Уфа

Не будеш ''Шумахером'' - через некоторое время твоей компании не будет на рынке, примеров масса.

Генеральный директор, Новгород

Самый простой способ завести фирму в тупик - окружить себя тупицами.

Аналитик, Екатеринбург
Владимир Бугаев пишет: Не будеш ''Шумахером'' - через некоторое время твоей компании не будет на рынке, примеров масса
Владимир, так водителей полно, и шумахеров тоже. Конструкторов мало, какой смысл шумахерить на телеге, кем-то спроектированной по образу своему и подобию. Лидер - руководитель (в английском языке эти понятия ассоциированы) конструирует и создает бизнес, для коготорого потом, как лидер, подбирает команды, в т.ч. с ролью водилы... Впрочем, это уже ликбез... Про ''день блАндинок'' - согласен :!:
Менеджер, Тверь
Лидер - руководитель (в английском языке эти понятия ассоциированы) конструирует и создает бизнес, для коготорого потом, как лидер, подбирает команды, в т.ч. с ролью водилы...
Это к тому что: не каждый механик - ''Шумахер'' ? [COLOR=gray=gray](механик - и в прямом, и в переносном смыслах)[/COLOR]. А в бизнесе и водители-механики тоже нужны, в первую очередь как старт-аперы, да и потом ... бывает ...
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.