Вебинары бывают разные: обучающие, презентующие продукт для клиентов из разных уголков страны, продающие. Для вебинаров применимы практически все правила живого выступления, но есть и отличия. Я расскажу о том, что нужно делать для того, чтобы слушатели оставались с вами до конца, участвовали в интерактиве и делали нужные вам действия.
Для себя я выделяю три составляющие вебинара:
- Контентная. Что именно вы хотите донести до своей аудитории. С помощью каких историй и кейсов вы эту информацию будете преподносить?
- Визуальная. Как выглядит спикер, куда падает свет, насколько понятна презентация.
- Эмоциональная. Подача информации, общение, интерактив.
Контентная часть
Контентная часть будет очень сильно разниться от цели вебинара. Но пока не придумали ничего лучше, чем подача информации в виде историй и кейсов. Для моей пятилетней дочери нет ничего проще, чем придумать сказку и рассказать мне. Мы же, попадая во взрослый мир, эту способность теряем. А ведь эффективность сторителлинга научно подтверждена. С помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) ученые обнаружили, что активность мозга выше, когда мы слушаем истории.
Составляющие хорошей истории:
- В истории есть герой. Герой — это аудитория. Менеджер, клиент, вы сами или известные представители вашей области.
- Конфликт. Герой попадает в сложную ситуацию. Ему грозит банкротство, увольнение, не ладятся дела на производстве. Конфликт может быть и с внешними силами (государство, устои).
- Мораль. Вы показываете, как герой преодолел конфликт, и какие выводы он из этого сделал. Вместо увольнения менеджер получает повышение, находится новый партнер, благодаря которому банкротство не состоялось.
- Ментор. В истории есть «добрая фея», которая помогает герою преодолеть препятствия: советом, деньгами. Этой доброй феей можете быть вы сами, ваша компания и продукт.
- Эмоции. Любая история — это чередование положительных и отрицательных эмоций. Только что все было хорошо, «бац» и жизнь пошла под откос, а потом появилась добрая фея и все стало лучше прежнего. В этом случае слушатели вебинара будут следить за вами, а не пойдут на кухню доваривать борщ.
Даже, если цель вебинара обучающая и без теории не обойтись, делайте короткие вставки из историй. Продающий вебинар и вебинар по продукту целиком должны состоять из историй (кейсов) ваших клиентов.
Вот несколько вопросов, которые надо задать существующим клиентам для формирования правильных кейсов:
- Что повлияло на выбор продукта?
- Как решились на покупку?
- Что происходило во время применения?
- Что изменилось после применения?
И еще раз: герой — это ваша аудитория. История должна рассказывать о проблемах и болях тех людей, которые сидят по другую сторону экрана. Заранее пропишите: кто будет на вебинаре, что его волнует, какие у него боли, какие мечты.
Эмоциональная составляющая
Существует мнение, что общение через экран съедает харизму спикера. По мне — это только мнение. Все зависит от желания и подготовки ведущего вебинара.
Спикер на вебинаре скован в движениях, не может расхаживать по сцене, прыгать, танцевать, привлекать внимание. Но все это он может проделывать в душе. Ведь именно ваше эмоциональное состояние участники будут считывать с экрана компьютеров.
Готовьтесь эмоционально к каждому вебинару. Это может быть хорошая музыка, фильм. Среди моих знакомых — создателей онлайн-школ, есть те, кто смотрит КВН или Comedy Club перед вебинаром. Есть те, кто отключает телефон в день важного выступления, не читает новости, уходит гулять на целый день. Найдите свои ритуалы. Для меня это общение с детьми. Я расслабляюсь, улыбаюсь как внешне, так и внутренне.
Заранее определите для себя, будете ли вы читать комментарии во время контентной части или выделите время на вопросы в конце вебинара. Если на вебинаре более 100 человек, следить за чатом становится трудно. Поэтому советую выделять отдельное время на вопросы участников. Да, и всегда найдется тот, для кого и «небо не достаточно голубое». Негативные комментарии расстраивают, даже, если вы понимаете их абсурдность.
Переделайте все важные дела перед началом вебинара. Попейте воды (и поставьте красивый стакан рядом с рабочим местом), сходите в туалет, закройте окна и двери, перезагрузите компьютер, выключите телефон (или поставьте на виброрежим), отключите оповещения на компьютере.
Заранее договоритесь с помощником. Этот человек будет следить за связью, поддерживать чат, оповещать вас о важных комментариях. Всячески помогать и поддерживать ваше эмоциональное состояние.
Вебинар начался и вам важно не терять внимание аудитории. Есть несколько приемов:
- Благодарите аудиторию за то, что свое время они решили провести с вами. Говорите о том, какие они особенные.
- Вопросы. Каждые 3-5 минут мы задаем вопрос. «У кого так было? Как вы справились?» У кого так было, поставьте цифру «7» в чате.
- Задачки. Даем несложные задачки, просим участников ответить в чат. Однажды я провела инвестиционную презентацию наоборот. Сначала я презентовала ученикам продукт. А потом они по косточкам раскладывали плюсы и минусы моей презентации. Вовлеченность была на высоте.
- Тест на внимательность. Можно специально допустить неточность, ошибку. И попросить участников указать на нее.
- Петля. Когда в начале вебинара вы начинаете рассказывать интересную историю, а финал узнают те, кто будет с вами до конца. «Была я однажды на тренинге Тони Робинса. И вот в перерыве он подходит ко мне и раскрывает секрет своего богатства и неуемной энергии. Обязательно поделюсь секретом с теми, кто останется со мной до конца вебинара».
- Обращайтесь ко всем чувствам слушателей. Пусть они «представляют», «слышат», «трогают», «видят» вместе с вами. Создайте для них ощущение 3D-фильма.
Обязательно проверьте Интернет, настройте микрофон или петличку. Если звук будет пропадать, зрители тоже начнут отваливаться.
Визуальная составляющая
- Одежда
Когда вебинар проходит из дома, существует большой соблазн выйти в эфир в домашней одежде. Есть инфобизнесмены, которые хвастаются тем, что и в пижаме на вебинаре они продают ничуть не хуже, чем в деловом костюме.
Но вебинар — это выступление. Поэтому свой образ мы должны продумать «с головы до пят». В окошке большинства платформ для вебинаров вы будете видеть себя. Так пусть, это изображение вас радует.
- Украшения
Для женщины важно обратить внимание на прическу, украшения (длинные бусы, которые задевают петличку; звенящие браслеты, которые могут создавать помехи).
- Макияж
Важен макияж. Камера съедает цвета, поэтому для вебинара советую делать художественный макияж, выделять глаза, губы. А мужчине не брезговать пудрой и убрать жирный блеск с лица.
- Фон
Фон вебинара должен быть однотонный и лучше всего белый. Фон отвлекает, участники начинают разглядывать ваши занавески и предметы за спиной. Поэтому заранее подберите место для вебинара.
- Свет
Самый простой способ — это направить свет настольной лампы в лицо. Хороший свет дает ровный цвет лица.
- Презентация
Самое важное правило: не навреди. Презентация должна помогать спикеру, определять важные точки, объяснять, но не отвлекать.
Одна мысль — один слайд. Чувствуете, что начинаете развивать еще одну идею, добавляйте новый слайд. Нет ничего хуже, чем читающий с экрана слушатель вебинара.
Для презентации лучше всего использовать белый фон, черный цвет для основного текста и один контрастный цвет для выделения важных мыслей.
Визуализировать идеи лучше всего с помощью фотографий. Главное, следить за качеством фотографии и подбирать не банальные изображения. Например, для визуализации команды не стоит ставить фото неестественных улыбающихся людей со стоковых фотографий. Подумайте о метафорах — футбольная команда, муравейник.
Фотографии берем здесь:
- Unsplash.com
- Pixabay.com
- Freedigitalphotos.net
- Picjumbo.com
- Gratisography.com
Заранее изучите вебинарную платформу. Часто окошко с лицом спикера располагается в правом верхнем углу презентации. Поэтому информацию в этой части презентации мы не размещаем.
Ну, и как говорит самый известный инвестор Гай Кавасаки «Демо продукта лучше тысячи слайдов». Если вы можете показать свой продукт, рассказать кейсы людей, его использующих — делайте это.
Благодаря вебинарам нам становятся доступны знания экспертов из разных уголков мира. Три составляющие вебинара: контентная, эмоциональная и визуальная помогут вам добиться цели вебинара и не отступиться от нее по ходу. Используйте мою шпаргалку, добавляйте свои лайфхаки и делайте самые лучшие вебинары.