Маркетинг в условиях турбулентности

Жизнь ускоряется. Происходящее наглядно видно на примере сокращения сроков, которые потребовались различным технологиям для получения первых 50 млн пользователей:

  • Авиация – 68 лет.
  • Автомобили – 62 года.
  • Телефония – 50 лет.
  • Бытовая электросеть – 46 лет.
  • Кредитные карты – 28 лет.
  • Телевидение – 22 года.
  • Банкоматы – 18 лет.
  • Компьютеры – 14 лет.
  • Мобильные телефоны – 12 лет.
  • Интернет – 7 лет.
  • YouTube – 4 года.
  • Facebook – 3 года.
  • Twitter – 2 года.
  • WeChat – 1 год.

Цифры условные. К ним легко придраться, если затеять спор о том, что считать точкой отсчета. Кроме того, универсальные технологии в одном ряду с соцсетями многих заставят поморщиться. Однако, общая тенденция не вызывает сомнений. Вывод на рынок новых продуктов постоянно ускоряется. Это справедливо как по отношению к глобальным технологиям, так и к прикладным.

Растут и сами рынки. Если изобретения XX века приходится оценивать по достижению планки в 50 млн человек, то сейчас принято считать миллиардами. Например, сроки набора первого миллиарда пользователей:

  • Интернет – 40 лет.
  • Windows – 26 лет.
  • Facebook – 10 лет.
  • YouTube – 8 лет.
  • WhatsApp – 7 лет.

За первые места по капитализации борются IT-компании: Apple, Amazon, Alphabet (Google), Microsoft, Facebook, Alibaba. Они задают правила игры уже не только в компьютерном мире, а вообще в любом бизнесе. В чем это заключается?

Интернет изменил все

Независимо от сферы деятельности, все пронизано IT, состоит из программного обеспечения и web-сервисов. Финансовые структуры превращаются в финтех. Медицинские в медтех. Транспортные в Uber. Недвижимость – Airbnb. Отели – booking.com. Во всех отраслях ключевой компетенцией становится обращение с информацией.

Технологический прорыв, который дал интернет, сравним с электрификацией, железными дорогами по всей планете, расцветом авиации. Главный выигрыш – скорость. Практически любые действия, которые могут потребоваться бизнесу или конечным потребителям, доступны почти мгновенно. Расстояния не имеют значения. Все действует круглосуточно, непрерывно. Интернет стал рычагом, с помощью которого можно изменить все.

И это только видимая часть айсберга. Frontend. За витриной из красивых окошек, меню, лент сообщений скрываются настоящие технологии. Они обеспечивают сумасшедшую скорость работы, держат нагрузку одновременных обращений, переводят на все языки мира. Это backend – сюда же можно отнести и менеджмент крупных IT-компаний. Сами принципы их работы. Управления кадрами. Аутсорсинг. Контроль качества. Арбитраж споров, урегулирование претензий. Вообще все, чем они занимаются.

Аудитория Facebook превышает 2 млрд человек. Больше, чем население Китая, США и России суммарно. В четыре раза больше населения всех стран Евросоюза, вместе взятых. В штате компании около 30 тысяч человек. То есть в среднем на каждого сотрудника приходится более 67 000 (!) пользователей.

Бизнес старой закалки мыслит другими категориями. «Классический» менеджмент не справляется с большими числами и нагрузками. Он отстает, безнадежно запаздывает. И маркетинг тоже.

Что не так с классическим маркетингом

«Бизнес со скоростью мысли», о котором Билл Гейтс писал еще в 1999 году, воплощается в жизнь. Эффективная работа на современном рынке идет гораздо, многократно быстрее, чем когда-либо ранее. Больше нет места неторопливым маркетинговым исследованиям, опросам фокус-групп, многомесячной разработке прототипов.

Количество обновлений, доработок, проб, тестирований у крупнейших компаний, находящихся на пике IT, исчисляется тысячами – и не за год, а ежедневно. Безостановочный таргетинг, ретаргетинг, постановка и проверка гипотез. Инновации перестали рассматриваться в качестве отправной точки для создания бизнеса. Они поставлены на поток.

Big Data оказались коварной ловушкой не только для потребителей, но и для бизнеса. Когда стало очевидным, как важно анализировать данные, все ринулись их собирать и накапливать. Каждый сайт ведет себя будто вирус, мобильные приложения тем более, и даже на кассах супермаркетов часто предлагают заполнить длинные анкеты. Выглядит это жалко.

Наличие имен, адресов и даже более подробной информации не дает преимущества само по себе (сюрприз). Все равно, что украсть чужую коробку с визитками вместо многолетней кропотливой работы по выстраиванию отношений. Главное отличие маркетинга новой волны – пошаговые, итерационные модификации знаний. Они не статичны. Их даже копировать нет смысла. Точнее, не получится скопировать в привычные таблицы – потому что математика учета вышла на новый уровень. Теперь она оперирует графами, деревьями, сетями.

Высокотехнологичные компании сами разрабатывают высшую математику маркетинга. Такие монстры как Amazon или Alibaba могут знать своих покупателей лучше, чем те сами себя знают. Это позволяет делать все более и более уместные, заманчивые предложения. Прорываться сквозь защиту от рекламы, которая тоже набирает обороты, поскольку потребители изнемогают от агрессивного натиска продавцов, они защищаются. У бизнеса все меньше попыток для прямого контакта с потребителями.

Иронично, да? Каналов связи все больше, скорость доставки сообщений выше, есть возможность общаться голосом, в видеорежиме – а реальных шансов достучаться до кого-то и рассказать о своих продуктах все меньше. Потому что мы живем далеко за порогом информационного перепроизводства. Люди уже не радуются, когда незнакомые менеджеры обращаются к ним по имени отчеству, а спрашивают, где они получили их личные данные. Если предлагать скидки и рассказывать о новинках чаще, чем никогда – с большой вероятностью можно попасть в черный список. Собственно, любое нерелевантное обращение становится последним.

Здесь проходит пропасть между старым и новым маркетингом.

Динозавры считают, что могут спамить, ошибаться, завышать цены, химичить со скидками, обещать и не вручать подарки на рекламных акциях. Они не торопятся внедрять новомодные компьютерные штучки, опасливо и брезгливо относятся к «социалкам». Выкладывают бестолковые глянцевые опусы на своем корпоративном сайте и уверены, что их читает кто-то кроме тех, кому за это платят. Самое главное, фатальное – маркетологи из мезозоя не осознают, как много появилось альтернатив у всего, чем они занимаются (включая их самих).

Маркетинг новой волны, напротив, еще как осознает. Самые шустрые создают эти альтернативы, остальные ими пользуются. И все учитывают тектонические подвижки на рынках.

Что изменилось в поведении покупателей

Несмотря на все ограничения, включая санкции, рынки сейчас глобальны. Конкуренция глобальна. Покупатели ищут не магазин или заведение на соседней улице, а устраивающие их товары и условия обслуживания.

Выбор наполняется новыми смыслами. Покупатели выбирают по техническим характеристикам, отзывам (часто о товарах и продавцах раздельно), по условиям доставки, технической поддержки, гарантиям возврата и замены. Каждый хочет, чтобы с ним общались удобным для него образом. У одних в приоритете разговоры голосом, другие предпочитают мессенджеры или электронную почту.

Оборотная сторона Big Data – те же самые люди, которые негодуют по поводу слежки со стороны компаний, искренне рассчитывают на то, что бизнес все о них знает. Они не хотят повторно вводить свои адреса и координаты, начинают общение о заказе по одному каналу связи, продолжают по другому. Раздражены, если сайт или приложение некорректно показывают текущую локацию или валюту. Другими словами, возмущаются недостаточно полным досье на себя, либо – что критичнее для бизнеса – непрофессиональным использованием тех данных, которые уже называли.

Действительно, в чем смысл анкеты при регистрации, похожей на допрос с пристрастием, если потом каждый контакт с компанией начинается с повторного выяснения имени и адреса? Зачем бомбить сообщениями «спасибо за обращение», «отличный выбор», «спасибо за покупку» – если потом наступает тревожная тишина и через пару дней оказывается, что «ой, чего-то сбойнуло, этого больше нет в наличии». Покупатели не прощают таких ошибок.

Они злятся, пишут разгромные отзывы в тех самых «социалках», и могут собрать сотни репостов (недостижимое число для «официальной» рекламы). Если не налажен мониторинг таких проколов, нет их моментальной отработки или, еще хуже, представители компании огрызаются, грубят – суммарный убыток ошеломит своим масштабом.

На этот счет есть старая и крайне показательная история канадского музыканта Дэйва Кэрролла. Авиакомпания United Airlines повредила его гитару. Он почти год просил возместить ущерб, раз за разом получая отписки и отказы. А потом записал об этой истории песню и выложил на YouTube. К настоящему моменту у ролика больше 18,5 млн (!) просмотров. Про Дэйва написали сотни СМИ. Он годами давал интервью. Выпустил несколько дисков, посвященных исключительно насмешкам над United Airlines. Собрал армию фанатов, годами ездил с гастролями. И получил, кстати, целую охапку значительно более дорогих гитар от производителя, оценившего вирусную рекламу. В то время как авиакомпания получила негативный имидж буквально на ровном месте и одно время ее фактически бойкотировали. Это классика. Старый маркетинг на новом рынке ведет себя как неандерталец в дата-центре. Он даже не понимает, насколько разрушительны его действия.

Сакраментальное. Что делать?

Для начала, поможет осознание того, что ситуация бесповоротно изменилась. Даже если нам отключат SWIFT и западный интернет, это не вдохнет новую жизнь в отжившие свое форматы маркетинга и продаж. В любом случае идет следующая волна из роботов, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, машинного зрения, автопилотов, дронов, прочей фантастики. Прежде чем рынок еще раз (или не раз) перевернется, полезно научиться – как следует использовать то, что на нем уже есть и прошло многолетнюю обкатку.

Под «как следует», пожалуй, выгоднее понимать адекватность. Не стоит бросаться во все существующие социальные сети разом, запускать пустой канал на YouTube, городить аналитику по сотне метрик, соперничая с IT-корпорациями на их территории. Упаси-сохрани от собственных «мега-порталов» в виде «Титаников» с блек-джеком и шлюпками. Нельзя административным решением создать «новый стандарт отрасли» или «парадный вход в индустрию» (извините). Если каждый ценник оснастить QR-кодом, а ко всем электрическим сигналам добавлять UTM-метки, это не повысит качество аналитики. Наоборот, так можно самим себе устроить личный дата-апокалипсис.

Вместо всех этих ужасов лучше трезво оценить, как выглядит уже действующая, работающая воронка продаж. Какие группы покупателей составляют самые привлекательные сегменты целевой аудитории. И прицельно для них стартовать небольшие, зато регулярные улучшения. С обязательным учетом обратной связи. В таком случае обновление маркетинга будет быстро окупаться, и давать полезную информацию для модернизации производства, других процессов.

Запаситесь терпением. Высокотехнологичную компанию невозможно построить быстро. Вам потребуются новые подходы, другие кадры, иная система менеджмента, мотивации, обучения, контроля. Обратите внимание на то, как действуют корпорации. Они хантят лучших специалистов, переплачивая им в разы по сравнению со средней температурой на рынке, часто отдают на аутсорс непрофильные задачи и инвестируют в поглощения не менее охотно, чем в собственные разработки, безжалостно закрывают провальные проекты и публично признаются в ошибках. Никакой гордости. Никаких понтов. Just business.

Евгений ЗуевЕвгений Зуев, директор по маркетингу образовательного онлайн-сервиса Puzzle English

Энтропия нарастает


Факторы, увеличивающие турбулентность:

  • Технологический бум. Офлайн-проекты и традиционный бизнес ищут вход в онлайн.
  • Рост числа новых бизнес-игроков и активных игроков в информационном поле. Растет объем как качественного контента, так и спама.
  • Срок жизни информации снижается. То, что было актуально пару часов назад, уже устарело и в фокусе иное событие.
  • Активная борьба между разными странами за влияние на глобальных рынках и в медиапространстве.
  • Повышение требовательности пользователей к контенту. Растет число людей, игнорирующих рекламу.

Турбулентность или энтропия маркетинга возрастает именно с точки зрения восприятия рекламы, контента. Пользователей сложнее привязать к бренду из-за переизбытка информации. Но аналитика дает все больше предсказуемости. Все больше и больше крутых инструментов для анализа данных, оперативной оценки эффективности рекламной кампании и быстрой коррекции ситуации.

Аналитические инструменты все точнее и точнее. Но это непрерывный процесс. Не успели справиться с одной проблемой, как возникает новый вызов. Например, сейчас на Западе наблюдается мощная кампания противников использования искусственного интеллекта для анализа персональных данных, цифрового следа. Людей беспокоит неконтролируемое вторжение в их личное пространство и вопросы защиты персональных данных. Новые инструменты помогли снизить турбулентность, персонализировать и структурировать информационные потоки – но это вызвало новую волну реакции рынка.

Максим ШахматовМаксим Шахматов, директор по маркетингу, Boggat Finance Store

Маркетинг давно стал предсказуемым


Маркетинг давно стал предсказуемым. Нас окружают компании с одинаковыми товарами и слабо различимым позиционированием. Основной упор идет на цену. Это относится к самым разным категориям товаров. Плати меньше и получай больше – именно этому посвящен «креатив» большей части российских компаний. Оно и неудивительно – если люди не видят разницы в товаре, то какой смысл переплачивать?

При этом возможностей достучаться до клиента масса. Их обеспечивает, например, Big Data – максимально таргетированный инструмент. Однако какой инсайт с его помощью долетает до ЦА? «Неделя распродаж специально для вас»? В этом смысле, да, турбулентность есть – компании наперебой кричат покупателям со всех сторон: «Бери у меня! Больше и дешевле! Всего неделя!». Предложение, с которым компания заходит сегодня, уже завтра может оказаться не в рынке.

С другой стороны, такое положение дел открывает новые возможности для более креативного бизнеса. Сейчас то самое время, когда смелый маркетинг и нестандартный подход, начиная от разработки продукта и заканчивая нетривиальным обслуживанием, приносит свои плоды. Это как глоток свежего воздуха для потребителя. Так, есть ряд бизнесов, которые активно и успешно партизанят, используя ТВ, интернет, радио, наружную рекламу. Это дает хороший результат, в том числе и за счет выделения на общем фоне конкурентов.

Наталия ПекшеваНаталия Пекшева, генеральный директор компании «Цвет Диванов»

Применять инструменты Big Data пока рановато


Посещаемость в офлайн-магазинах падает, растет доля онлайн-заказов. Также падает средний чек и покупательская способность. Рывка спроса в ближайшие годы не предвидится. Мебель не является предметом первой необходимости, и люди максимально откладывают покупку. Но так как население в нашей стране большое, то органический спрос достаточно высокий.

Задача маркетинга, к сожалению, часто сводится к стимулированию спроса, избегая дисконтных и скидочных программ. Среди прочих маркетинговых инструментов есть устоявшиеся предсказуемые инструменты – печатная продукция, ТВ и онлайн-реклама. Также есть менее очевидные способы воздействия, например, лидеры мнений и вирусные видео. Их сложность в том, что сложно четко спрогнозировать результат рекламной компании. Но при этом они позволяют расширить охват целевой аудитории. Поэтому тестировать такие маркетинговые инструменты необходимо.

Системы сквозной аналитики пока недостаточно адаптированы для мебельной отрасли, и в принципе для омниканальной системы продаж. Использовать их полноценно не получается. Применять инструменты Big Data нам пока рановато, так как не хватает масштабов выборки информации. Кроме того, из-за специфики отрасли даже экспертный выбор локаций магазинов пока получается быстрее и дешевле сложной автоматизации.

Евгений ДоронинЕвгений Доронин, генеральный директор MediaSniper

Большие данные – обуза без умения качественно их обработать

С одной стороны, постоянно появляются новые способы контакта с пользователями. Соцсети и чаты, голосовые помощники. Соответствие одного пользователя нескольким устройствам, а одного устройства нескольким браузерам. Все более четкие границы экосистем в search, social и среди производителей пользовательских устройств добавляют фрагментарности маркетингу. Все сложнее принести бюджет в пару рекламных каналов и гарантированно получить охват, знание и намерение купить.

С другой стороны, деньгами распоряжаются те же люди, что и 100 лет назад. Их мотивация, желания и восприятие информации не изменились. Мы по-прежнему видим товары, которые без особых вложений в рекламу разбирают, как пирожки. И есть крупные компании/бренды, которые, несмотря на известность и ресурсы, не могут сохранить привлекательность в глазах покупателей.

Big Data и AI помогают обрабатывать большие массивы данных и быстрее принимать решения. Тем не менее, суперуспешная креативная концепция может стать драйвером кампании даже в турбулентности современного маркетинга. И самые большие данные – обуза без умения и возможности качественно их обработать, построить грамотные выводы. По счастью, мы все лучше умеем работать с данными. Кажется, в ближайшем будущем успех будет заключаться в грамотном разделении обязанностей между человеком и машиной.

Фото в анонсе: freepik.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по рекламе, Москва

извините из статьи непонятно что такое в условиях турбулентности, маркетинг в условиях течения жидкости что ли?

цитата\"Турбулентность или энтропия маркетинга" \конец цитаты - сам маркетинг - жидкость?

Управляющий партнер, Москва

Цитата:

"Маркетинг давно стал предсказуемым. Нас окружают компании с одинаковыми товарами и слабо различимым позиционированием. Основной упор идет на цену. Это относится к самым разным категориям товаров. Плати меньше и получай больше – именно этому посвящен «креатив» большей части российских компаний"

Похоже, что многие поставщики и ритейл стали заложниками этого креатива!:)

Арифметика в виде лозунгов (Купи 2, получишь 3) против действительно включения мозга для поиска ответа на вопрос: На какую работу клиент нанимает мой товар/услугу?

И о поведении.

"Компенсируют ли новые инструменты все менее предсказуемое поведение покупателей?"

О каком изменении поведения покупателей идет речь? Если почитать работы этологов, то поведение человека не сильно изменилось за последние тысячи лет. Или за изменение считают желание персонализированного подхода?

Тем кто привык штамповать массовый продукт главным отличием которого является более низкая цена, то это изменение, конечно, как снег на голову летом:)

Креативный директор, Москва
Дмитрий Федоров пишет:
извините из статьи непонятно что такое в условиях турбулентности, маркетинг в условиях течения жидкости что ли?

Дмитрий,

Слово "турбулентность" (от лат. turbulentus — бурный, беспорядочный) употреблено здесь применительно к обществу, а не физической среде. Речь о социальной турбулентности.

Имеется в виду, что среда, в которой работают компании, по ряду причин становится более бурной, беспорядочной, обновляемой, непредсказуемой..

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Сакраментальное. Что делать? Для начала, поможет осознание того, что ситуация бесповоротно изменилась.

По оценкам западных специалистов ситуация изменилась в 70-х годах 20 века (первые нефтяные кризисы).

И был специально разработан (и продолжал дорабатываться далее до настоящего времени) специальный инструмент для таких турбулентных условий - стратегический менеджмент.

Что касается маркетинга - то после разработки корпоративной стратегии нужно, согласно известным рекомендациям, вывести маркетинговую (функциональную) стратегию.

То есть, ничего НОВОГО делать НЕ НУЖНО. Правда старое мало кто делал, или делал не очень.

Директор по рекламе, Москва
Андрей Семёркин пишет:
Речь о социальной турбулентности.

теория "социальной турбулентности" Фредерика Эмери как смягчение эффектов будущих потрясений

цитата «Если “потрясения” происходят слишком часто и их интенсивность с каждым разом возрастает, есть опасность, что все общество будет ввергнуто в состояние массового психоза... ...люди будут разобщаться, пытаясь поодиночке бежать от шокирующих реалий, уходить в себя, находить успокоение в отрицании действительности и в популярных развлечениях, но при этом в любой момент будут готовы к вспышке ярости»

видимо маркетологи уходят в себя, и уже готовы к вспышке ярости

не потому ли это, что им не хватает метода?


IT-менеджер, Москва

Динозавры то может и мезозойской эры, но деньги у них в большом количестве. Образовательная функция теперь играет всё более важную роль. Ты попробуй продай технологию тому, кто не понимает изначально зачем она нужна и в чём профит.

Генеральный директор, Москва
Николай Суворов пишет:

Образовательная функция теперь играет всё более важную роль. Ты попробуй продай технологию тому, кто не понимает изначально зачем она нужна и в чём профит.

Может я не совсем уловил суть Вашего поста, но мне кажется сейчас все наоборот.

Сколько % покупателей например смартфонов, понимает в их устройстве, или на худой конец знает и пользуется всеми функциями, которые есть в этом устройстве?

Директор по рекламе, Москва
Олег Шурин пишет:
Может я не совсем уловил суть Вашего поста, но мне кажется сейчас все наоборот.

имхо Николай прав, сейчас новизна ситуации в том, что ты можешь перед походом к витрине узнать очень многое из потребительского опыта,

гораздо больше, чем когда либо и можешь не согласиться с качеством этого опыта и как следствие товара - да не все это делают, делают очень не многие но тренд очевиден, все больше людей проверяют пользовательский опыт перед покупкой

образование - способ научить пользовательскому опыту, его сформировать в виде согласия, причем долгосрочного, это легко делается сегодня образовательными видео снимаемыми референтными обозревателями, которые ЗАВОЕВАЛИ доверие - их интерес не потерять доверие к своему каналу - степень искренности играется

далее если вы привыкли к ОЧЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОЙ экспертизе в одних товарах, то быстро захотите и в других, к примеру разобрались с выбором специфики музыкального инструмента и фотовидео смартфон vs беззеркалки для видео - все с примерами и демонстрацией тонкостей - захотите чтобы к примеру мебель была подготовлена для вас не хуже

а в производстве мебели сидят СУРОВЫЕ люди и видно как им тяжело и в магазинах стоят в навалку образцы очень плохого уровня созданные как будто для мутировавших в сторону неразумности и невзыскательности покупателей - и на них от безысходности скидки скидки скидки

да многие покупают "потому что продают" как и смотрят СМИ "потому что показывают" и вроде бы витрина выстроена именно для них - флагманская модель с шумом вокруг и ее модель спутник по привлекательно низкой цене, но экспертизы все больше и ее видит все большее количество людей

и при выборе требующем экспертизы - для любого человека найдется важный выбор для того же хобби - все же важных для него вещей далее на экспертизу и тех вещей, которые не выбирались тщательно - все БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ


Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Опять мы крутимся вокруг как бы побольше продать... бла-бла-бла

Создайте интерес. Помогите продавцам интереса. А паровозом пойдет товар.

До того как жизнь ушла в тырнет, меня полностью и даже более устраивала GINZA M(S?)100. Однако, на кнопочном телефоне и без пальца на экране много не напользуешь. Так я купил свой первый самсунг.

Продается кофе в стаканчиках с крышечкой. Люди вокруг прикольненько так сидят и пьют кофе в парке. А у меня денег нет на 100р за стаканчика каждый день. А вот один раз на кружку-термос 700руб найду.

Не знаю - читаю кучу постов с десятками тысяч лайков про взрослых фанатов Лего. Блин сделайте мебель - стилизованную под Лего с простотой крепления как в Икеа. Вот Вам новый виток и раскрученный маркетинг. Хочешь низкий диван - одну пластинку, хочешь повыше - 5 пластинок. Можешь между пластинками ножки поставить - будет напольная антрессолька. Да и материал - легкий пластик, ну можете железок или дерева добавить. :)

Руководитель проекта
Дмитрий Федоров пишет:
видимо маркетологи уходят в себя, и уже готовы к вспышке яростине потому ли это, что им не хватает метода?

Не, не уходим ) Инструменты все есть, применение отработано ):

Чтобы успешно конкурировать, стоит понимать отличия будущей турблулентной конкуренции от той, что есть сегодня:

1. Ориентироваться на долю возможностей в будущем, а не на долю рынка в настоящем, инвестировать в долгосрочное развитие новых услуг, или в бренд или в рост рынка, думать в терминах развития компетенций и способностей организации (концепция специфичных и организационно – гибких ресурсов организации)

2. Ориентироваться на интегрирование систем и компетентностей в организации и вне ее, с учетом доступа к сторонним компетенциям путем партнерств и альянсов

3. Признавать отсутствие структуры, поскольку рост отраслей в будущем будет происходить бесструктурно в условиях турбулентности, что означает, что приобретенный опыт часто будет бесполезен, поскольку изменились условия

Ну и так, не по мелочам: применение концепций нелинейности социотехнических систем, к которым относится любая организация и концепции выведения организаций на границу хаоса и структуры ) и не только )

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.