Эпоха технологий ставит перед компанией новые задачи
Пиар и реклама – насколько близкие понятия? Многие компании ищут специалиста по обоим направлениям. Хотя пиарщики традиционно такой подход осуждают: считается, что пиар охватывает вопросы репутации и взаимодействия с общественностью, а повышать продажи должны реклама и маркетинг. Личный опыт и анализ мировых тенденций показывают, что правы те, кто эти понятия связывает воедино. В западных деловых журналах все чаще пишут о пиаре как о части комплекса маркетинговых коммуникаций. Здесь, в России, клиенты говорят о реальных бизнес-задачах – повысить узнаваемость, расширить базу. Получить прибыль. По сути, все говорят об одном.
Не взаимодействие со СМИ, а интегрированный маркетинг коммуникаций
Что для вашего бренда – канал коммуникации? Вы ошибаетесь, думая, что такового нет, если о вас не пишет Lenta.ru. Пользователь в социальных сетях, который написал негативный отзыв о вашем продукте – канал коммуникации, если 100 человек к нему прислушались. Даже если вы пока с этим не сталкивались, в ближайшем будущем ситуация изменится. С развитием технологий влияние общественного мнения на имидж продукта (соответственно, и на продажи) будет расти, а дистанция между компанией и общественностью – сокращаться.
Сегодня мы наблюдаем уникальный процесс: медиа трансформируются. Стать лидером мнений и транслировать информацию может любой человек, у которого достаточно подписчиков. И пиар-специалист должен выстраивать стратегию продвижения компании с учетом всех площадок, уметь адаптировать ее и под СМИ, и под социальные сети, и под блоги.
«Сарафанным радио» надо управлять
Люди больше не доверяют рекламе. Они доверяют рекомендациям о компании и продукте от других людей. И наоборот – наиболее вероятно купят то, что увидели в рекламе, если уже про это слышали. Крупные корпорации регулярно анализируют количество упоминаний о своих брендах в информационном поле по сравнению с конкурентами. Они знают: падение числа упоминаний неизбежно ведет к уменьшению узнаваемости и к потере интереса со стороны потребителя. Если ваш конкурент активно продвигается в медиа, то велика вероятность, что и продажи у него выше. Если нет – у вас есть шанс его опередить.
Реклама сегодня – это то, как вы продаете бренд, и что о нем пишут другие. Чтобы этим мнением эффективно управлять, специалист по связям с общественностью должен воспринимать PR как часть комплекса маркетинговых коммуникаций. Это означает – знать рынок, цели и задачи бизнеса, предугадывать тренды и расширять охват потенциальных клиентов.
Например: формула успеха для B2C-брендов – авторитет в СМИ, рекомендация в блогах, вовлечение через социальные сети.
Удачная пиар-кампания в блогах получит резонанс в СМИ. И наоборот, если новость о вас вышла в СМИ, то в блогах ее обсудят и дадут оценку. Эти инструменты повысят престиж компании и доверие к ней. Создав репутацию, будет проще увеличивать конверсию через социальные сети – канал прямого взаимодействия с вашим потребителем.
Работа с общественностью только начинается
Что для вас – общественность? Для B2B-компаний, работающих в узком сегменте, это конкретные люди, а не число пользователей в группе VK. Как усиливать вовлеченность этих целевых групп – зависит от специфики бизнеса. Профильные мероприятия, выстраивание отношений с профильными ассоциациями и госорганами – все эти инструменты повысят авторитет компании в отрасли и расширят возможности для развития бизнеса. Сегодня все чаще организации из смежных сфер объединяются для совместных проектов. Установление связей с отраслевыми сообществами – важная задача пиар-специалиста.
Вместе с тем, нельзя недооценивать проникновение технологий и в сфере B2B. Отраслевые сообщества набирают обороты в российском Facebook: здесь можно найти всех, от рекламных услуг до авиации. Автолюбители общаются на Drive2, а программисты – в Habrahabr. Пройдет еще несколько лет, и они совсем «оцифруются», обретут влияние и своих лидеров мнений.
Командная игра – залог успеха
Пиар-стратегию можно реализовать и стартапу из четырех человек, и крупной организации. Главное, грамотно ее построить и работать в команде. Задача пиар-специалиста – выявить бизнес-задачи и предложить решения, а задача бизнеса – быть готовым к сотрудничеству. За реальной стратегией всегда стоят действия, цифры, изменения. Чтобы заслужить авторитет в глазах общественности, определенно, придется потрудиться.
Ох уж мне эти рафинированные питерские пиарщики))