В древние времена, говорят, жил один бедный крестьянин. Бедный настолько, что в хозяйстве у него была всего одна курица. Каждое утро он вставал и брал одно свежее яйцо, съедал его – этим и жил. Однажды курица снесла ему золотое яйцо. Крестьянин глазам своим не поверил, понес к ювелиру – тот подтвердил: «Чистое золото!». Обрадовался бедняк несказанно, отнес яйцо на базар. Продал его, и на вырученные деньги купил все, в чем нуждался.
А наутро – опять золотое!.. Это повторялось день за днем. «Наверное, у нее внутри крупный золотой самородок!» – догадался крестьянин, который уже не был бедным и мечтал о еще большем достатке. Отправился он в курятник с большим ножом и зарезал курицу, чтобы посмотреть, что у нее внутри. И не обнаружил ничего необычного: внутри она была такая же, как и все курицы в мире. С тех пор у него не стало ни золотых яиц, ни обыкновенных.
Компании, вошедшие в кризисную ситуацию и не приспособленные к ней, да будут уподоблены тому глупому крестьянину. А курица с золотыми яйцами – это ваша реклама, и она должна жить. Однако внешняя ситуация изменилась, а значит, нужно искать новые, более эффективные инструменты. Поговорим о том, как правильно это сделать.
Меняем «жир» на «мышцы»
Сейчас, как никогда ранее, возросла необходимость тщательного планирования расходов, в том числе рекламных. И если вы никогда не задумывались над тем, как сделать вложения более эффективными и не тратить попусту, то пришла пора над этим задуматься.
Шаг №1. Перераспределение
Все инструменты, которые не доказали свою результативность, и уж тем более те, которые не окупают себя, уберите немедленно. Для смелых рекламных экспериментов – не самое лучшее время. Это вовсе не означает, что рекламы должно стать меньше: напротив, перераспределите свои бюджеты в пользу самых эффективных рекламных каналов и усильте свою рекламную активность на рынке! Пусть ваш призывный голос выделяется и поет соловьем на фоне упаднического настроения конкурентов.
Если ваша маркетинговая стратегия заключалась в том, чтобы каким-то образом потратить 5% от прибыли на рекламу, то перестроиться будет крайне тяжело. Пришло время подлинных стратегий. Все надуманное, непроверенное ранее и непомерно раздутое уйдет со скоростью всасывания в болотистую почву.
Шаг №2. Тотальный контроль
Делайте только целевые вложения. Многие маркетологи смеются над страстью своих коллег к ключевым показателям, но на мой скромный взгляд, сейчас именно тот период, когда пора вспомнить про ROI – коэффициент рентабельности расходов. Каждый вложенный в рекламу рубль обязан не только вернуться, но и принести второй. Потому контролируйте каждый свой шаг и инвестируйте только с возвратом.
Шаг №3. Поиск новых маршрутов
У каждого из вас, наверняка, есть свой проложенный путь от дома до офиса. Каждый день вы выходите из дома и идете привычной дорогой. Никакие обстоятельства не смогут вас заставить идти другим маршрутом. И вдруг – о, ужас! – вы идете и встречаете большую машину, которая роет канаву прямо поперек вашего пути… Кризис для вашей компании – повод искать новые маршруты развития, другие дороги на маркетинговом поле. Что именно вы можете сделать?
1. Выйти за рамки привычного ассортимента
Что клиент может еще покупать в тот момент, когда приобретает ваш продукт? Пройдясь по магазинам, вы можете заметить, как в продуктовых супермаркетах открываются продажи одежды, батареек и матрацев, а в магазины домашней электроники заходят производители напитков, хрустящих снэков и вкусных булочек. Подумайте, какие товары или услуги удачно дополняют ваше предложение ценности, и введите их.
2. Привлечь чужой капитал
Кризис – время обратить внимание на непрямых конкурентов и сотрудничать с ними. Проведение совместных рекламных акций и PR-кампаний за общие деньги позволяет обеим сторонам привлечь достаточное число клиентов, сократив при этом свои расходы.
Так, опыт сотрудничества автосалонов, реализующих модели премиум-класса, и дорогих ресторанов показывает, что демонстрация автомобиля перед заведением с возможностью записаться на тест-драйв (специальный листок вкладывается в меню и может быть заполнен клиентом во время ожидания заказа) положительно сказывается на пополнении базы клиентов, желающих приобрести такой автомобиль; с другой стороны, услуга бесплатного такси, которую предоставляют салоны гостям ресторанов, позволяет последним укрепить свое предложение ценности в непростое для них время.
А компания – производитель бытовой техники Indesit в каждую новую стиральную машину с помощью партнеров вложила по 5 кг стирального порошка, тем самым благосклонно выделившись ростом продаж. Такое объединение бюджетов сопутствующих товаров обычно показывает неплохие результаты.
Есть и иной способ. Попробуйте договориться со своими поставщиками, чтобы они взяли на себя часть вашего маркетингового бюджета в обмен на активное их упоминание в рекламе вашей компании. Иногда это удается и приносит вкусные плоды.
3. Вывести новый продукт
Это не описка, друзья: многие из известных нам сейчас товаров появились именно в кризисное время. Шоколадные конфеты с именным брендом «Коркунов» появились именно после дефолта 1998 года. И это после того, как в это время бизнесмен Андрей Коркунов отстраивал в Одинцово новую кондитерскую фабрику и запускал совместно с итальянцами производство премиального шоколада! Это очень показательный и, главное, российский пример отчаянных, но умных решений.
Рекомендую коллекционировать неудовлетворенности людей. Надеюсь, вы уже завели отдельную тетрадь или файл, где все это собирается (если еще не сделали этого, пожалуйста, не откладывайте в долгий ящик и начните прямо сейчас). Проштудируйте этот полезнейший источник информации: уверяю вас, в нем найдутся две-три стоящие идеи, которые можно предложить людям.
Шаг №4. Переосмысление задач
Меняется ситуация – меняются и задачи. Первое, что вы должны хотеть от рекламы – удержания постоянных клиентов и стимулирования повторных покупок. Обратите внимание именно на инструменты, которые позволяют это делать. Конечно, если есть кого удерживать. Может и не быть, особенно на В2В-рынках, где компании лопаются со скоростью мыльного пузыря. А вот для коммерческих банков удержание – пожалуй, единственно верная стратегия.
Второй вашей целью должно стать пробуждение желания попробовать ваш продукт, и тут нужно еще больше уйти от рационального, оставив скидки и бонусы исключительно внутри своего предложения ценности. Кризис – лучшее время, чтобы донести до людей свою ключевую идею.
Ищем новых клиентов
Люди, по большей части, консервативны. Они не привыкли что-то постоянно менять в своей налаженной, устоявшейся, комфортной жизни. Но в кризисное время, когда внешние обстоятельства резко меняются, кошельки худеют, а желания остаются, им приходится искать замены всему привычному. Этим нельзя не воспользоваться.
Путь №1. Меняем ориентацию
Среди американцев бытует поговорка, что денег в кризис меньше не становится – они меняют хозяев. В самое горячее время, в пик неблагонадежности экономики, всегда найдутся люди, готовые покупать товары и пользоваться услугами. Могу прямо сейчас привести примеры: автослесари и стоматологи. Отказаться от поездок на личном автомобиле и терпеть ужасную, мучительную зубную боль редко кто в состоянии, а значит, услуги покупают. Если вы не держите ремонтную мастерскую или зубной кабинет, не беда: найдите способы оставить в таких местах свое ключевое послание. Или подумайте, какие товары или услуги они покупают, и сделайте им предложение. Одним словом, ищите те сегменты целевой аудитории, которые страдают от кризиса меньше других, и стучитесь к ним.
Путь №2. Эксплуатируем причины
Почему они не покупают? Вероятно, хотят сберечь деньги. Так дайте им такую возможность! Покажите, как именно принятие вашего предложения ценности поможет людям правильно вложить свои сбережения. Это можно сделать ключевым посланием вашей рекламы в этот непростой период. Немного здорового креатива – и плюс в вашу копилку. Помните ролик стирального порошка «Dosia»: «Испачкались? Не расстраивайтесь: главное – иметь хороший порошок! Паша использует дорогой, а Саша – проверенную «Досю». А если после стирки не видно разницы, зачем платить больше?». Типичный пример грамотной визуализации в кризисное время.
Путь №3. Играем на страхах
Чего они боятся? Самый большой страх для людей в кризисное время – падение цены денег. Дешевеют в темпе аллегро. На этом тоже можно построить вашу рекламу. Напомните им о том, что копить на черный день неразумно, что лучше правильно распорядиться тем, что имеешь. И, конечно, стоящим решением будет отдать их вам.
«Воскрешаем умерших»
У каждой компании есть свое «кладбище» клиентов. Туда отправляются те истории продаж и покупок, которые, казалось бы, уже никогда не воскреснут. Кризис – время, когда нужно о них вспомнить. Это очень непростая, но зачастую результативная работа. Сформируйте адекватное предложение и начните с ними взаимодействовать. Напомнить о себе можно разными способами: газетным объявлением, телефонным звонком, электронным письмом, подарком, отправленным курьером, через социальные сети… Стоит также подумать и о том, что они, наверняка, помнят вас не с самой лучшей стороны, и подойти к этому делу со всей тщательностью выстраивания отношений, руководствуясь при этом чувством такта, умеренностью и здравым смыслом.
Выполняем обязательства
И последнее. Думая о пути своей компании в такое непростое время (если считаете его таковым), пожалуйста, уделите внимание одному ключевому вопросу: исполнению обязательств. Вы проводите какие-либо изменения – в ассортименте, в цене, в продукте? Посмотрите, не нарушают ли они обещаний вашего бренда. Если покупатель ранее приобретал 1 литр вашего молока, а сейчас за ту же цену в той же упаковке видит всего 900 мл, это неправильно, ибо является невыполнением обязательств.
Берете обязательства? Выполняйте. Чего бы вам это ни стоило. Это непреложная истина любых отношений, в том числе и деловых. Именно в кризисное время всякий бизнес может ощутить «момент истины» особенно остро. Его ощущают и ваши клиенты. Они говорят о том, что ваша компания не держит слова, и уходят. Не давайте щедрых обещаний! А если дали (пусть случайно, пусть намеренно), всегда выполняйте их.
Так что, уважаемые читатели, спасаться нужно – думайте о способе: не любой подойдет, а только тот, который не идет против обязательств вашей компании или бренда! Любое антикризисное решение проверяйте с этой точки зрения. «Если я уволю Машу и Петю, нарушу ли я тем самым обязательства, взятые моим внутренним маркетингом?». «Сделать дешевле? А не нарушу ли я обещаний, данных своим клиентам?». «Поменьше класть семечек в упаковку? А как же обязательства?». Обязательства превыше всего. Особенно в кризис. Это очень важно.
Источник фото: vk.com
Михаил, замечательно, главное не ''избито'' и весьма последовательно!
Не согласен только с одним утверждением в статье: ''А курица с золотыми яйцами – это ваша реклама, и она должна жить!''. Как раз этой ''золотояйцевой'' курицей является сам маркетинг. И самые первые антикризисные движения ''недалёких'' управленцев - это ''сэкономить на спичках'' - разогнав собственный маркетинг. Только кто тогда даст эффективную рекламу - бухгалтерия, юристы, HR или сам Г.Д.? :-)
Кстати, про эффективность - важный пункт про который многие специалисты забывают - предварительный прогноз эффективности, при этом ''заезженная'' пластинка о том, что прогнозы вещь такая неточная, неблагодарная и потому ненужная - смело должна быть отправлена в шредер истории!
За фразу: ''Среди американцев бытует поговорка, что денег в кризис меньше не становится – они меняют хозяев'' - ставлю заслуженный ''+'' как и за столь модные и часто звучащие сейчас слова: ''«Поменьше класть семечек в упаковку? А как же обязательства?». Обязательства превыше всего. Особенно в кризис. Это очень важно.''
Согласен с уважаемым Игорем, что ''золотояйцевой'' курицей является сам маркетинг. Не у всех к сожалению ещё есть понимание, что маркетинг - это сердце, мозги и печень бизнеса :)
что касается того, что для ''смелых рекламных экспериментов – не самое лучшее время'' так настоящий партизан-маркетолог всегда помнит о таком золотом маркетинговом инструменте как тестирование ;)
Рэм, к сожалению, вы правы. И автор статьи это понимает как никто другой.
По поводу курицы спорить не буду.
Можно соглашаться, можно и не соглашаться.
И за любую точку зрения всегда найдутся аргументы.
А истина будет где-то между...