Как писать экспертные и авторские колонки

Приятно было бы открыть Forbes или Elle, «Коммерсант» или «Ведомости» и увидеть в них свою фотографию и собственную экспертную колонку. Вы готовы писать о чем угодно, но ваши материалы не берут не то, что в узкоспециализированные издания – даже в социальных сетях вас редко кто читает, кроме жены и мамы. Почему у одних получается, а вам говорят волшебные слова «не формат»? Видимо, счастливчики приплатили редакциям?

Основная ошибка, или Free больше

Поспешу вас разочаровать. Редакционная политика не предполагает публикаций текстов на том лишь основании, что автор заплатил. За исключением публикаций, около которых написано «реклама». Да и в этом случае, вам выдадут журналиста, который поможет превратить идеи и мысли в текст.

Чтобы стать колумнистом, прежде всего, нужно состояться профессионально. То есть, чем выше и официальнее звучит ваша должность, тем выше шансы, что вам разрешат занять пространство в газете или на сайте. Известное имя – также хороший пропуск в постоянные авторы. Некоторые готовы даже тратить время и возглавить любое общественное объединение или организацию, чтобы иметь возможность представлять профессиональное сообщество или комитет чего-то полезного в СМИ.

Если вы узкий специалист, пишите о своей профессиональной сфере. Плохо, когда скажем, министр сельского хозяйства начинает писать о реформе системы образования. У нас конечно и певцы почему-то комментируют политические новости, но это говорит только о низком уровне изданий, которые себе это позволяют.

Если вы финансист, пишите о финансах. Теннисист – о спорте. Другие темы – оставьте личным страницам в социальных сетях. Исключения допустимы только для психологов, маркетологов, журналистов, писателей и т.д. Правда, представители подобных профессий должны писать о предмете под призмой своего профессионального опыта и с определенными сюжетами. То есть психолог может писать о ловушках денег, страхе богатства, но именно как психолог, а не как банкир или финансовый аналитик, который дает совет, как сохранить сбережения.

Давайте разберем основные ошибки начинающих колумнистов и выведем формулу колонки, которая одержит верх над редакторами и заинтересует читателей.

Первое, что бросается в глаза при чтении текста неопытного автора – это желание предстать во всей красе. Поразить своей эрудированностью, разносторонними знаниями, блеснуть профессиональным жаргоном и знаниями иностранных языков, желанием написать сразу обо всем, что вертится в голове.

Каждый редактор скажет вам: пишите так, чтобы было понятно и первокласснику и пенсионерке. Не стоит бояться простоты в изложении своих мыслей. Если у иностранного слова есть синоним в русском языке, используете его. Не злоупотребляйте узкоспециальными словами. Вы, конечно, можете их использовать без пояснений, если пишите для узкопрофильного издания, но все, что можно сказать на обычном русском языке, скажите на нем. Читатели будут вам благодарны.

Заблуждение многих – вера в то, что настоящие специалисты говорят канцеляризмами, сложно сочиненными и подчиненными предложениями, страдательными залогами. Оставьте этот эффектный ход для своих школьных учителей. Если читатель с первой попытки не пойдет мысль, которую вы вкладываете в предложение, он скорее всего закроет ваше творение и займется чем-то другим.

Одна колонка – одна мысль. Две мысли – две колонки. Не торопитесь. Вы же собираетесь писать долго, не стоит втискивать все свои теории в один текст. Иначе получается: в огороде бузина, в Киеве дядька, а еще я жареную картошку люблю.

Сформулируйте основную мысль текста в одном предложении. Это и будет его тема или сюжет, а также – заголовок. Название текста может быть информационным, а не игровым, но постарайтесь выразить свою мысль провокационно. Чтобы нам захотелось прочесть вашу экспертную колонку.

Если вы справились с заглавием, считайте, полдела сделали. Теперь вы знаете, о чем будете писать. Не отвлекайтесь. Придумайте, вспомните, найдите пять-шесть случаев из своей практики, примеров из жизни, исторических фактов, которые поддержат и углубят основную мысль экспертной колонки. Желательно, чтобы читатель смог сделать из нее какие-то полезные выводы для себя самого. Конечно, помимо того, что он должен срочно записываться к вам на консультацию, стать клиентом вашей компании или воспользоваться вашими сервисами. О щедром урожае вашей компании и успешных надоях пишут на собственном сайте, в пресс-релизах, но никак не в экспертных колонках. Извините.

Прочтите готовый текст и уберите в нем любые повторения. Не стоит писать «как я уже сказал ранее…» или «давайте еще раз рассмотрим причины, которые привели нас…». Если вы написали о чем-то однажды, не стоит повторяться. Все, что относится к данному аспекту темы, следует написать в одной части заметки, а не рассовывать на всей протяженности колонки.

Еще раз перечитайте текст и придумайте изящное завершение. Нечто полезное или запоминающееся. «Бантик». В нашем случае это будет план экспертной колонки:

  • Идея колонки в провокационном названии.
  • Пять-шесть примеров, подкрепляющих основную идею.
  • Практичный вывод, полезный для читателя.
  • «Бантик».

Фото в анонсе: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер интернет-проекта, Москва

Отличные рекомендации, спасибо Ольге!
''Заблуждение многих – вера в то, что настоящие специалисты говорят канцеляризмами, сложно сочиненными и подчиненными предложениями, страдательными залогами'' - о, как от этого страдают редакторы и читатели. :)
Моя любимая формулировка из московского метро: ''При прерывистой индикации сигнала красного цвета над дверным проемом посадка и высадка запрещена''. Это они еще забыли написать ''осуществлять посадку и высадку запрещено''. :)))

Директор по маркетингу, Санкт-Петербург

Спасибо, очень лаконично и по делу!

Исполнительный директор, Новосибирск

Я бы добавил следующую мысль: после завершения текста прочитайте и удалить из него все, что только можно удалить. Краткость - сестра таланта, хотя родственников не выбирают.

Консультант, Красноярск

Статья интересная. Для тех, кто стремиться стать экспертом, я бы добавил еще несколько советов.
Во первых, постоянно практикуйтесь. Будьте частым гостем и участником в той среде интернета, в которой собираетесь покорить пользователей
Во вторых- попробуйте себя в копирайте. Хорошая школа, позволяющая совершенствовать свои навыки
В третьих- разбейте свое обучение и стремление стать экспертом на определенные этапы. сначала - что бы на ваши комментарии отвечали. Затем- получение права быть модератором на ресурсе. Постоянно анализируйте свои действия, контролируя количество просмотров, ссылки и специальные отметки
В четвертых- работая в интернете, не забывайте, что у вас есть еще один серьезный читатель- поисковые роботы. Грамотно используемые ключевые слова позволят вам увеличить аудиторию.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Марат Бисенгалиев пишет: На самом деле слишком лаконично
Так в том и прелесть. Если столь лаконичный совет кому то не поможет стать колумнистом, то может быть ему и не стоит пробовать?
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Дмитрий Пудан пишет: Если столь лаконичный совет кому то не поможет стать колумнистом,
Никому не поможет. Это как совет выгодно вложить триллион долларов. если нет триллиона - и совет не поможет хотя совет хороший. Без обмана.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.

10% программистов крупных IT-компаний ничего не делают

По данным исследования, столько разработчиков лишь числятся в штате и получают зарплату, но при этом не приносят пользу компании.