«У меня есть пиарщик, но статьи о нашей компании появляются только на корпоративном сайте и на никому не известных релизосборниках», – о такой проблеме мне нередко рассказывают руководители компаний. Обычно они находят этому разнообразные причины вроде: «мы еще маленькие, не доросли до внимания популярных изданий», «у нас нет бюджетов», «у нас нет личных контактов с журналистами, а обладающие ими пиарщики стоят слишком дорого». Но давайте будем честными: все это нелепые доводы. Если имя вашей компании и спикера не появляется в читаемых и известных СМИ, найдите в себе силы и разум признать, что с вашим пиаром что-то не так.
Почему это происходит?
Эта тема кажется избитой, но почему-то количество никому неинтересных и соответственно нигде не опубликованных пресс-релизов, исходящих в спам-потоке от горе-пиарщиков, ежегодно не уменьшается. Думаете, в PR-сфере работает много тупиц? Не все так просто: истинная причина PR-спама кроется глубже. Менеджер по связям с общественностью – человек подневольный. И если он получает от генерального директора (или любого другого топа) команду оповестить весь мир о гениальной, интереснейшей чудо-новости, постигшей их инновационную компанию Х, в 80% случаев он будет исполнять поручение, даже если понимает, что это не является стоящим инфоповодом и никого, кроме генерального директора, не интересует.
Мотивами такого слепого подчинения может быть страх и нежелание идти на конфликт, профессиональная неуверенность в себе или стремление «отрабатывать зарплату», тупо исполняя все поручения, но не думая при этом о реальном вкладе в продвижение компании.
Между тем две-три бессмысленные PR спам-рассылки могут испортить репутацию не только отдельно взятого пиарщика, но и всей компании в глазах СМИ. Любые сообщения от нее будут внесены в черные списки. И если даже коммуникационная стратегия компании в корне изменится, самые достойные и интересные информационные поводы от нее автоматически будут отправлены редакциями в корзину.
Чтобы избежать этой участи, рекомендую специалистам по связям с общественностью заниматься обучением своего руководства азам профессии и донесения до них, что открытие нового филиала в Усть-Каменогорске все же не является достойным инфоповодом для Forbes.
Если вы предложите достойную замену этой животрепещущей новости и объясните, почему она интересна СМИ и выгодна компании, руководитель наверняка не только не обидится на вас, но и будет прислушиваться к вашему мнению в дальнейшем.
Руководителям компаний я советую вбить название главного конкурента в Яндекс.Новости и посмотреть, какое издание и что именно о нем пишет. Даже если вы не доверяете своему пиарщику, анализ конкурентов поможет вам получить беспристрастную информационную картину.
Сколько новостей о кадровых перестановках, новых офисах и получении званий «менеджер года» ваших конкурентов появляется на страницах федеральных и серьезных деловых СМИ без метки «рекламный материал»? А о каких новостях конкурентов СМИ пишут часто и много? Главное – выбирайте для мониторинга своих реальных конкурентов, а не компании, уровня которых вы хотите достичь через 10 лет. Если у вас только что запущенный IT-стартап, сравнивайте себя с такими же проектами, а не с Вконтакте.
Начинающим PR-специалистам и руководителям компаний необходимо раз и навсегда запомнить, что СМИ редко интересуют такие корпоративное новости, как:
- Открытие nn-ного филиала в очередном регионе;
- 99% кадровых перестановок;
- Победы в конкурсах средней известности;
- «Существенное улучшение сайта», заключающееся в незначительном изменении дизайна главной страницы;
- Появление новой услуги, которая уже есть у всех конкурентов;
- Партнерское соглашение с малоизвестной компанией Y;
- Заключения договора с тысячным клиентом Васей Пупкиным;
- Завоевание первого места на рынке, по мнению самой компании (никаких объективных данных об этом нет);
- Проведение замечательных клиентских дней или искрометных корпоративов, рождение дочки у президента компании и участие генерального директора в марафонском забеге.
С другой стороны, отсутствие интереса федеральных СМИ не дает вам повода игнорировать все эти события. Мастерство PR-специалиста заключается в том, чтобы найти подходящее место для каждого сообщения. Например:
- проведенные клиентские дни директор по маркетингу вашей компании может обсудить в сообществе маркетологов,
- об улучшении сайта ваш дизайнер может подготовить авторскую колонку для специализированного портала о дизайне,
- о своем участии в марафонском забеге генеральный директор может рассказать на своей странице Facebook, не забыв дополнить рассказ интересными фото.
- Для сообщения об открытии нового филиала в регионе лучше выйти на региональные СМИ и блоггеров. Будьте готовы объяснить им актуальность ваших услуг и отличия от конкурентов, предоставить дополнительную информацию, а возможно и пригласить в новый региональный офис для беседы с руководителем филиала.
Что делать?
Так какой материал актуален для крупных СМИ, если вы молодая, средняя или небольшая компания и не можете похвастаться раскрученным брендом? Всем журналистам интересны:
- отраслевая аналитика;
- компетентные экспертные комментарии.
С экспертными комментариями все достаточно ясно и просто. Они должны быть актуальны и оперативно предоставлены. В них должно быть мнение вашего спикера об обсуждаемом событии и его прогноз развития ситуации, без саморекламы, прописных истин и гадания на кофейной гуще (если вы не очень компетентны в запрашиваемом вопросе, лучше отказаться от предоставления комментария, чем сказать наугад и потом сесть в лужу).
Но что делать с аналитикой, если в вашей компании нет отдела по ее сборке и обработке?
Шаг 1: ищем генераторов аналитики
Генераторами аналитики могут быть специалисты отдела продаж, у которых сосредоточена информация об изменениях в покупательских предпочтениях клиентов, интернет-маркетолог или специалист по SEO, обладающие знаниями о поведении интернет-аудитории, финансовый директор, способный дать сведения о среднем чеке, оборотах и выручке. Но для начала необходимость оперативного получения аналитики стоит обсудить с генеральным директором.
Шаг 2: придумываем запросы аналитикам
Чтобы определить, какая аналитика будет интересна журналистам, промониторьте, о чем пишут отраслевые разделы нужных вам изданий, оцените текущую ситуацию на рынке и подумайте, какие важные и масштабные события должны скоро произойти. Аналитика может быть сезонной, событийной или приуроченной к какому-то важному изменению. Запросы для аналитики необходимо формулировать максимально ясно и четко.
Приведу примеры некоторых тем:
- Сезонные изменения. Как изменились покупательские предпочтения, самые популярные сезонные товары, возросли ли траты на продукцию вашей сферы. Рейтинги самых популярных летних направлений отдыха россиян пиарщики турфирм и онлайн трэвел-агентств начинают готовить уже в апреле.
- Праздники: Новый год, 8 марта, День всех влюбленных. Рост среднего чека, изменение в потребительской корзине ваших клиентов, изменение аудитории. Особенно хорошо подходят для ритейла – например, магазинов косметики и одежды. Если вы работаете в небольшом интернет-магазине косметики с преимущественно женской аудиторией и перед 14 февраля и 8 марта ваши интернет-маркетологи заметили рост посетителей и покупателей мужского пола, не упустите шанс создать отличный инфоповод.
- Изменения в законодательстве, регулировании рынка. Эта тема подходит как для b2b, так и для b2c. Среди возможных новостей: изменилась ли выручка ресторанов и кафе после запрета на курение, изменился ли спрос на кружевное белье после слухов о его возможном запрете, изменения, связанные с платежными системами, возросло ли число снятия денег со вкладов клиентами вашего банка после новостей о закрытии ряда российских банков.
Шаг 3: собираем и обрабатываем аналитику
Аналитики любят присылать все данные в excel таблицах. В таком виде их ни в коем случае не надо отправлять журналистам. Облачите аналитику в интересный и хорошо воспринимающийся текст, отдельные данные можно вынести в небольшую таблицу.
Включите в текст комментарии вашего спикера: как он трактует данные изменения и к каким последствиям они могут привести. Высший пилотаж – снабдить текст красочной инфографикой (если дизайнеры вашей компании не умеют ее делать, для этой задачи можно найти недорогого дизайнера фрилансера). Если с инфографикой у вас не получается, дополните текст графиками и диаграммами, которые редакторы могут использовать для визуального ряда новости.
Шаг 4: рассылаем аналитику
Рассылать аналитику в СМИ лучше с небольшим сопроводительным письмом, в котором вы в одной фразе описываете, чем занимается компания (если журналисты еще с ней незнакомы), объясняете, что подвигло вас сделать эту аналитику и почему она может быть интересна и актуальна изданию. Обязательно скажите, на основе чего производилась аналитика – сколько заказов, запросов или других показателей было исследовано. Думаю, не стоит пояснять, что эта цифра должна быть солидной.
Пример письма:
«Добрый день, Ольга!
Я представляю онлайн-трэвел агентство Biletix, один из крупнейших в России сайтов по бронированию авиабилетов онлайн. Из-за повышенного интереса наших властей к ценам на авиабилеты в Симферополь и заявлений о введении субсидированных тарифов на это направление, аналитики нашего агентства исследовали, как на самом деле изменились цены на авиабилеты в Симферополь, и возрос ли спрос на него. Высылаю информацию на эту тему, надеюсь, она Вас заинтересует.
Буду рада ответить на Ваши вопросы и предоставить дополнительную информацию. С уважением, Мария».
Выводы
Вы являетесь руководителем компании, и каждый день наблюдаете, как ваш пиарщик усердно пишет новую порцию корпоративных новостей, размещая их на сайте компании, в социальных сетях и агрегаторах пресс-релизов? Перестаньте довольствоваться этими крохами и меняйте информационную стратегию вашей компании. Или меняйте должность вашего PR-специалиста на «контент-менеджера» или «копирайтера» с соответствующей им заработной платой.
Фото: pixabay.com
А если закрыли филиал, прессе это будет интересно?
Прессе - да, ряд изданий любит негативные и скандальные инфоповоды. Но вот пиарщику компании я не рекомендую обнародовать подобную информацию - зачем Вам негатив?
Закрытие филиала(офиса, отделения, точки продаж), в первую очередь, будет интересно клиентам компании. Не раз сталкивался сам - едешь по знакомому адресу, а там уже ничего нет. Осадочек остаётся.
М-да... Невысокого мнения автор о своих коллегах: ''Мотивами такого слепого подчинения может быть страх и нежелание идти на конфликт, профессиональная неуверенность в себе или стремление «отрабатывать зарплату», тупо исполняя все поручения, но не думая при этом о реальном вкладе в продвижение компании...''
Мария, а вам знакомы такие понятия ''служебная дисциплина'', ''субординация''??? Многих ли руководителей вы лично ''обучили азам PR''? Или же вы решили немножко тут пофантазировать о том, как PR-менеджер руководит генеральным директором...
Алексей, подобную информацию все же лучше размещать на корпоративном сайте.