Час «Ц», или Как понять, что время цифровизации пришло

Удивительные качества, которые иногда выделяют социологи и психологи у россиян – это долготерпение и склонность к жертвенности. Проявляются они в том, что мы можем годами терпеть серьезные неудобства, да еще и гордиться этим.

Знаю многих людей, которые годами ходят на нелюбимую работу. Почему они это делают? У исследователей есть интересное объяснение этому феномену – качество «долготерпение», воспетое в пословицах, является проявлением детской, незрелой позиции.

Именно ребенок ничего не делает с неудобными обстоятельствами, потому что не знает, что делать и как. Он может только отреагировать: затаиться-промолчать либо выразить-заплакать. И тут вот, что важно: ребенок не разделяет страдания, которые служат развитию – «через тернии к звездам», от тех, которые ничего не дают личности кроме дискомфорта. Это может только наша взросла часть.

Терпение и труд все перетрут? Конечно, перетрут. В случае с развивающим «страданием» перетрут помеху, в случае с «не развивающим» – самого человека. Да к то ж разбирается?

Есть такие. Они переходят от простого реагирования на обстоятельства к следующему шагу – активной трансформации этих обстоятельств.

Что же с этим делать?

Посмотрим, что можно сделать с этим и как. Вот пример: кто-то к совещанию в компании готовится сильно заранее. А есть и те, кто сразу после прошедшего совещания начинает готовиться к следующему.

Что они получают в итоге, сами того не осознавая?

  • Старые данные, выгруженные не автоматически, да еще и подогнанные так, чтобы вопросов к докладчику было минимум, особенно по неудобным моментам. Знакомо?
  • Разницу и в показателях, и в показаниях.
  • Из-за этого возникают жаркие споры, чаще всего без результатов – выпустили пар, и ладно.
  • Руководитель оказывается в «темной комнате» и честной картины не видит, не осознавая этого, заметьте. Ведь он доверяет команде, которая готовит цифры к совещанию.

Еще пример. Все работают: производство – производит, продажи – продают, экономисты – считают. Картинка идеальная. Так, да не так. Взаимодействие между ними происходит на планерках и в почте. Продажники не видят загрузки производства и на свой страх и риск принимают заказы, а потом буквально идут воевать за право включить их в план производства.

Производственники пишут миллионы писем, в особых случаях с вот такими темами:

Экономисты работают с бумагой, на которой ручкой или карандашом подаются отчетные данные.

Хотите еще? Я продолжу. Дальше сотрудники склада сетуют на то, что листочки с клейким краем отклеиваются от продукции и только всемогущая Ираида Степановна, отдавшая предприятию лучшие годы своей жизни, способна ответить на вечный вопрос – «что есть что»?

И вот это мы терпим. Страдаем. Сетуем. Делимся с друзьями и родными в выходные и по вечерам в ресторане с друзьями, как все плохо. Тоже, кстати, детская стратегия получения порции внимания и заботы!

С чего начать?

Так вот старт цифровизации – это не конкретный понедельник или указ «главного», что теперь вместо Ираиды Степановны будет робот отвечать на звонки, а реальное желание и готовность изменять предлагаемые обстоятельства.

И здесь мы снова заходим на внутреннюю территорию и смотрим проблеме в глаза – честно и открыто (так может только взрослый, ребенок предпочитает прятаться и закрывать глаза). Главная проблема – страх перемен, эта тихая мысль, от которой веет холодком и пересыхает во рту – «а если не получится?»

Снова история про осознанность. Страх перемен вшит на уровне физиологии, с ним просто надо научиться работать. Не перетерпеть, потому что на сопротивлении далеко не уедешь. Не перебороть, потому что не получится, этому механизму несколько миллионов лет. А именно работать. Без этого навыка далеко не уйти ни в личном, ни в профессиональном развитии.

А как? Нейрофизиологи советуют написать план действий. Он дает мозгу чувство спокойствия и стабильности. То, что надо.

Напишите «как сейчас» и «как надо». И сценарии развития событий: «заработало» и «что-то идет не так». Этого будет достаточно для запуска.

Командная работа

Следующий шаг – обсудить написанное с заинтересованными руководителями и коллегами. И вот тут важно отношение к тому, что вы услышите на обсуждении. Не обижаться и не считать, что «опять жизни учат». Всю полученную информацию пропустить через фильтр-вопрос – «в чем ценность того, что я услышал?»

Такой способ восприятия поможет выявить сильные стороны вашей идеи, на которые можно опираться при продвижении проекта внутри компании. А также выделить «горячие точки», которые критикующие ради критики используют в качестве аргументов для «наливания воды на вентилятор», и исключить их из проекта или трансформировать.

Как превратить каждого сотрудника в бесценную Ираиду Степановну

И как тогда поменять ситуацию в описанных выше примерах? Делюсь опытом.

Совещание со старыми данными. Спасет бизнес-аналитика, которая будет собирать информацию из информационных систем производственников, продажников, маркетологов, экономистов и выстраивать в стройные отчеты к каждому совещанию. И это автоматом мотивирует заполнять информационные системы очень аккуратно, вовремя и достоверными данными! Изменить их не получится, чтобы вопросов не было. Но мы же про честную картину в компании, чтобы развивать, а не закопать?

Про ту ситуацию, где производство – производит, продажи – продают, экономисты – считают. Конечно, в идеальной картине мира всем поможет ERP-система. Если ее нет, можно начать с того, чтобы «подружить» CRM продажников, информационную систему производственников и учетную систему экономистов и закупщиков:

  • продажники будут видеть загрузку производства и смогут прицеливаться по срокам изготовления нужного объема;
  • производственники будут видеть ожидаемые объемы и смогут планировать ресурсы;
  • закупщики тоже увидят объемы и заранее закажут и закупят сырье и материалы;
  • экономисты просчитают себестоимость всего, скорректируют ценовую политику и смогут контролировать исполнение бюджета.

Ираида Степановна, конечно, бесценна. Но своей бесценностью создает очень уязвимое место для родного предприятия. Надо сделать так, чтобы каждый сотрудник мог ориентироваться на складе так же, как Ираида Степановна, и желательно раньше, чем через полжизни работы на предприятии. Радио-метки, штрих-коды, интерактивные карты и автоматический процесс заявки на получение чего-то со склада, чтобы пришел – а тебя ждут.

Все начинается с правой кнопки мыши и команды «создать документ», в котором описано «как сейчас» и «как надо». Ну и с собой договоритесь обязательно.


Узнать больше о решениях по автоматизации бизнеса можно на сайте «Девелоники»

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Менеджер по маркетингу, Москва

Спасибо Вам, что описали мои мысли! Зашло именно сейчас! Очень хочется продолжения, как в классической схеме продаж: покажи боль клиента, а теперь предложи, как ее купировать!

Нач. отдела, зам. руководителя, Екатеринбург

Здравствуйте, Юлия. Благодарю Вас за отзыв )) очень рада, что удалось показать картинку "как есть" - простыми человеческими словами. Продолжение обязательно будет - поделюсь и расскажу, что делать, чтобы цифровизация, действительно, настала и перестала быть просто модным словом ))

Генеральный директор, Москва

Все начинается с правой кнопки мыши и команды «создать документ», в котором описано «как сейчас» и «как надо». Ну и с собой договоритесь обязательно.

Кто это делает создаёт документ, у кого желание должно появиться?

Как правило из приведенных примеров, бывает, что низы (те кто хотят перемен) не могут, а верхи (в чьей власти - не готовы) не хотят....

Нач. отдела, зам. руководителя, Екатеринбург

Алексей, благодарю за отзыв. Вы затронули отдельную тему - цифровая культура компании. Всегда есть противостояние между теми, "кто хочет перемен" и теми, "кому итак хорошо". Цифровая культура - этот как раз общее понимание, что "итак хорошо" - не равно "оптимально, выгодно и современно", а, значит, требует, нововведений. И верхи и низы объединяются, для того, чтобы найти, что улучшить и проявить узкие места в работе компании. Отвечая на Ваш вопрос - кто должен захотеть, могу сказать, что в нашей практике встречаются случаи, когда проект начинался и с идеи сотрудника нижнего уровня, и с предложения представителя команды топ-менеджмента компании.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.