Сколько позволяет сэкономить IT-аутсорсинг: расчет эффективности

Допустим, в компании 300 сотрудников используют корпоративные IT-ресурсы. Доступ к учетной системе предприятия, в которой в месяц производится 20 тысяч транзакций, имеют 50 человек. Рассчитаем, во сколько обходится такая IT-инфраструктура.

Оборудование

Для создания работоспособной IT-инфраструктуры потребуется семь разных серверов, коммутатор и маршрутизатор. Подробно перечень и стоимость оборудования отражены в таблице 1. Поскольку практически все IT-оборудование импортируется, учтем в расчетах курс валюты, например 69 рублей за $1.

Затраты на приобретение оборудования

Вид оборудования

Количество единиц оборудования

Сумма* без НДС, USD

Количество юнитов

Серверное оборудование: $35 144 х 69 руб. = 2 424 936 руб.

Почтовый сервер (Exchange)

1

3 150

1

Сервер учетной системы (например, 1С)

1

6 849

1

Сервер для хранения копий баз учетной системы (например, 1С)

1

4 251

2

Сервер для хранения информации общего диска

1

4 251

2

Сервер для корпоративных приложений

2

13 698

1

Сервер для веб-сайта. (Цена одного сервера для веб-сайта $6849)

1

2 945

1

Сетевое оборудование: $6 109 х 69 руб. = 421 521 руб.

Коммутатор

1

3 125

1

Маршрутизатор/ Firewall / VPN

1

2 984

1

* Серверное оборудование официальной сборки на базе процессоров Intel Xeon с дисками SSD или SATA, подобрано на основе экспертной оценки IT-специалистов

Таблица 1

Инвестиционные вложения

Для создания собственной серверной компании потребуется серверная стойка, источники бесперебойного питания, кондиционеры, проведение монтажных работ и пр. В итоге совокупные инвестиции превысят 3,5 млн рублей (см. таблицу 2).

Инвестиции в IT-инфраструктуру

Направление вложений

Сумма, руб.

Комментарии

Приобретение серверного оборудования

2 424 936

См. табл. 1

Приобретение сетевого оборудования

421 521

См. табл. 1

Приобретение серверной стойки

60 000

Для размещения оборудования

Приобретение ИБП со встроенными аккумуляторными батареями

300 000

Корректное отключение оборудования в течение 10-15 мин

Приобретение и монтаж кондиционеров (основной и резервный блок) с зимним режимом

150 000

Для поддержания требуемой температуры в серверной

Подключение дополнительной линии электрического тока

100 000

Дополнительная мощность и страховка на случай повреждении основной линии

Подключение стойки (работы и материалы)

80 000


Монтаж и подключение серверного и сетевого оборудования

50 000


Итого инвестиций

3 586 457


Таблица 2

Ежемесячные операционные затраты

Для обслуживания работы собственной серверной требуются затраты на оплату электроэнергии, доступа в интернет, технического обслуживания оборудования, аренды помещения и т.д. Все статьи расходов на IT-инфраструктуру указаны в таблице 3. Итоговая сумма составила 96 100 рублей.

Для среднего размера компании капитальные затраты в несколько миллионов рублей с дальнейшими ежемесячными тратами порядка ста тысяч – не самый привлекательный вариант. Кроме того, реализация описанного инвестпроекта может растянуться на несколько месяцев. Ниже мы рассмотрим некоторые сценарии использования услуг дата-центров и рассчитаем экономический эффект каждого варианта аутсорсинга.

Структура операционных расходов

Направление расходов

Сумма в руб., без НДС

Комментарии

Аренда серверного помещения

10 000

Площадь помещения 15 кв.м.

Обслуживание серверного и сетевого оборудования

45 500

ФОТ по ставке «Инженер по эксплуатации», оклад 35 тыс. руб. (gross) + 30% налоги

Оплата электроэнергии (серверное оборудование + кондиционеры)

12 600

При среднем потреблении 3,5 кВт/ час

Аренда дизель генератора на случай планового отключения оборудования (абонентская плата)

2 000

Абонентская плата за аренду дизель генератора

ТО кондиционеров

2 000

Ежеквартально, без учета расходов на ремонт

Доступ в интернет (100 Мб/с)

12 000


Резервный интернет-канал

12 000


Итого операционных расходов

96 100


Таблица 3

Сценарий 1. Колокейшн

Колокейшн (от анг. colocation — размещение серверов) – это услуги дата-центров по размещению оборудования клиентов. К ним можно отнести аренду площадей в серверных, аренду серверных стоек, юнитов (ячейка в стойке для установки в нее сервера). В случае выбора колокейшн компания несет расходы на покупку серверов и сетевого оборудования и уходит от необходимости оборудовать и обслуживать собственное серверное помещение.

Итак, посчитаем. Для размещения семи серверов обговоренных выше конфигураций в дата-центре нужно арендовать восемь юнитов в серверной стойке. Ежемесячная стоимость составит 21 186 рублей. В нее входит: высокоскоростной доступ в интернет, неограниченный трафик, электроэнергия и др. Установка серверов производится бесплатно.

Экономический эффект компании отразится на капитальных и операционных расходах. Инвестиционные вложения уменьшатся на 740 тыс. рублей за счет сокращения ассортимента закупок. Поскольку не требуются серверная стойка, источники бесперебойного питания (ИБП), кондиционеры, дополнительная линия электрического тока, монтаж оборудования. Ежемесячные операционные расходы сократятся почти на 80% (75 тыс. руб.). Проект можно реализовать в срок от нескольких дней до одной-двух недель.

Сценарий 2. Аренда выделенных серверов

Этот вид хостинга подразумевает передачу в полное распоряжение клиента от одного и более серверов. Не нужно нести капитальные затраты на приобретение оборудования. Если предположить, что в компании есть IT-разработки, но нужно закупать сервера для запуска, то разумным решением для организации ее IT-инфраструктуры станет аренда у дата-центра выделенных серверов. В случае реализации этого варианта ежемесячные расходы составят около 123 тыс. рублей (cм. таблицу 4). При этом срок реализации – несколько дней.

Экономический эффект выражается в полном отказе от капитальных затрат. Посчитаем его. Рост операционных расходов при отказе от капитальных затрат выше на 28% (27 205 руб.), в год – на 326 461 руб. (27 205*12). Следовательно, при создании собственной инфраструктуры срок окупаемости (срок, за который отвлеченные ресурсы на приобретение оборудования вернутся в компанию, без учета дисконтирования денежных потоков) составляет 10,99 года (3 586 457/ 326 641). В текущих экономических условиях это неприемлемо.

Расчет расходов на аренду серверного оборудования

Состав серверного оборудования

Количество

Аренда единицы оборудования с НДС (руб. в месяц)

Аренда необходимого набора оборудования без НДС (руб. в месяц)

Почтовый сервер

1

11 500

9746

Сервер учетной системы

1

34 500

29 237

Сервер для хранения копий баз учетной системы

1

11 500

9746

Сервер для хранения информации общего диска

1

11 500

9746

Сервер для корпоративных приложений

2

34 500

58 475

Сервер для веб-сайта

1

7 500

6356

Итого



123 305

Таблица 4

Сценарий 3. Аренда облачных ресурсов

Аренда облачной инфраструктуры не требует от пользователя никаких капитальных затрат. Операционные расходы на аренду ресурсов облака могут быть ниже, чем с использованием реальных серверов. Преимущества: большая гибкость и быстрая масштабируемость. При необходимости «размер» облака можно увеличить за считанные минуты. Это важно особенно компаниям, которые продают свои товары или услуги через интернет и испытывают колебания спроса. Регулируя в режиме реального времени объем используемых ресурсов, они могут оптимизировать затраты на IT-инфраструктуру.

Этот сценарий предполагает сложные и весьма специфические расчеты, поэтому мы оставим его без детальной проработки. Отмечу, что делая выбор в пользу виртуального приватного облака, компания экономит 3,5 млн рублей инвестиционных средств.

Выводы

Когда все аспекты деятельности подчинены информационным технологиям, конкурентоспособность компании прямо зависит от стабильности работы IT-обеспечения. Услуги хостинга позволяют бизнесу минимизировать технологические риски, перекладывая их на плечи профессионалов. То есть, можно экономить миллионы рублей инвестиций, сокращать операционные расходы на обслуживание оборудования, ускорять запуск корпоративных информационных систем.

Рынок дата-центров становится более прозрачным, открытым и клиенториентированным. Ведущие российские провайдеры предоставляют услуги, качество которых соответствует мировым стандартам. Пример таких компаний как eBay, PayPal и других крупных игроков, которые начали сотрудничать с отечественными дата-центрами, подстегнет и ваш бизнес к принятию более эффективных решений в инфраструктурных вопросах.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Экономист, Москва

Прежде всего заголовок не соответствует содержанию. Аутсорсинг ИТ не является синонимом аренды взамен покупки оборудования (даже с учетом его стороннего обслуживания в случае аренды, а уж тем более, когда речь идет о серверах, а не о рабочих местах). И я не удивлюсь, если это в очередной раз креатив редакции, так как рефрен содержанию статьи более-менее соответствует.

Теперь по содержанию.

Как операционные расходы могут уменьшиться при колокейшене? Арендодатель берет на себя все те же затраты! Да они могут ему обойтись дешевле за счет опта. Но не на 80%, а с учетом аренды стоимости оборудования, на котором мы экономим, скорее всего должно выйти дороже. Экономия действительно возможна, но не такая, как показана...

Окупаемость при аренде выделенных серверов посчитана очень странно. Взят прирост операционных затрат против снижения капитальных. Ну да, затраты действительно становятся сравнимыми за указанный срок. Но это не окупаемость, а так называемая "полная стоимость владения" без учета стоимости денег. Опять же очень странно, что срок такой большой с учетом полезной эксплуатации максимум в три-четыре года...

Что-то цифры не очень убедительны... Хотя сам подход вполне верен. Желаю удачи и более тщательного подхода к публикациям.

Менеджер, Украина

Как это обычно и происходит, осуществляется подмена понятий.

"Экономический эффект выражается в полном отказе от капитальных затрат".

Что означает эта фраза? Она означает, только то, что снижаются затраты. Так и нужно писать, что одним из преимуществ данного подхода является снижение величины капитальных затрат...

И дальше идет не расчет эффективности, а расчет срока окупаемости... :-)

Аудитор, Москва

А мы бухгалтерию вывели в аутсорс. Действительно есть экономия.

Экономист, Москва
Алексей Еванов пишет:
А мы бухгалтерию вывели в аутсорс. Действительно есть экономия.

Рад за вас! Я еще ни разу не встречал положительного примера аутсорсинга в России! По классике бухгалтерия, ИТ, МТС, обслуживание зданий и прочие непрофильные функции действительно должны стать дешевле. В наших условиях они, как правило, дороже либо за счет откатов, либо из-за инсайда...

Председатель совета директоров, Москва
Кирилл Зубарев пишет:
"По классике бухгалтерия, ИТ, МТС, обслуживание зданий и прочие непрофильные функции действительно должны стать дешевле..." Именно по классике они должны стать первоначально дороже, а затем значительно дешевле, причем, для мелких компаний этой экономии может и не быть, а дальше, Кирилл, вы правы, в большинстве компаний это "затем" не наступает, скорее всего, и в том числе, по названным вами причинам...
Экономист, Москва

В свое время (лет десять с лишним назад) очень крупная нефтяная транснациональная компания, в которой я работал, вывела на аутсорсинг ИТ в очень крупную сервисную транснациональную компанию. Наш московский офис был небольшой. В конечном итоге это вылилось в то, что наш айтишник перешел на зарплату (ту же самую) подрядчика, и за него стали платить плюс к зарплате и налогам еще и сервис фи...

Председатель совета директоров, Москва

Весь транснациональный нефтяной бизнес по большому счету на аутсорсинге, начиная с бурения... он только продает нефть и продукты ее переработки, другое зачастую эти компании аффилированы с "Мамой", но это уже другое дело...

Аудитор, Москва

Кирилл, нам работать с аутсорсом проще и выгоднее. Вам просто не повезло с провайдером.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.