«Гибкое руководство», или Выживут только приспособленные

Традиционно, каждый раз, когда мы говорим о финансовом кризисе, большинство бизнес-лидеров видят себя в качестве жертв. Они перекладывают вину за свои неудачи на рост конкуренции, экономические факторы или другие внешние воздействия. Таким образом, посыл от глав компаний обычно следующий: «нам трудно».

В России, как и в любой другой стране, которая сталкивается с такого рода кризисом, мы можем утверждать, что эта позиция не совсем обоснована. Ничто не предопределено. Это означает, что, будучи гибким, российский бизнес-лидер может найти разные подходы к кризису, воспринимая его, например, как возможность выйти на другие сектора, рынки, способ расширить производственную линейку и т.д. Самое главное тут – проанализировать должным образом ситуацию, а затем распределить необходимые ресурсы и задания повсеместно в компании, согласно соответствующим навыкам исполнителей.

Если говорить коротко, проблемы часто могут служить источником для новых идей. Однако, чтобы научиться их генерировать, бизнес-лидер должен иметь способность видеть четкую картину и понимание того, что происходит.

Бизнесмены должны признавать, что рынки стали гораздо шире, чем были прежде, и что игроки регулярно входят и выходят из игры. Это означает, что на сегодняшний день не существует безопасных секторов. Это еще больше давит на бизнес. Но плюс состоит в том, что компания может использовать свои ноу-хау и ресурсы для того, чтобы запустить, например, новый сервис на стороне от своей первоначальной деятельности. И обрести успех.

Таким образом, чтобы быть гибкими, бизнес-лидерам нужно быть достаточно смелыми, уметь признавать свое поражение, если что-то не работает. К сожалению, слишком многие сосредотачиваются на том, что всегда срабатывает, поскольку это кажется им более эффективным в плане прибыльности и со стабильно большими шансами на успех. Поэтому, когда ударяет кризис, они сохраняют свой классический подход, который, в обход их ожиданий, не позволяет компании адаптироваться к новым условиям.

Чтобы сломать эту привычку, вы должны задавать себе вопросы, которые всегда старались избегать. Вопросы, которые ставят под сомнение саму природу вашего бизнеса. Лучший способ, к которому могут прибегнуть руководители, это выйти из своих кабинетов и проконсультироваться с теми, кто может предложить им другой, свежий взгляд на то, что они делают. Хорошей отправной точкой являются клиенты и фирмы в других, смежных отраслях. Благодаря этому вы вовремя получите сигнал о том, что ваша стратегия требует перемен, и убедитесь в том, что позитивная критика может помочь изменить ситуацию.

Итак, что же нужно для того, чтобы быть гибким лидером?

1. Стараться смотреть нешаблонно, всегда как бы сбоку. Смотреть прямо – слишком очевидно, вы не увидите всей картины. Например, формирование целевых ориентиров является широко распространенным инструментом управления, но большинство фирм, как правило, еще проводят сравнительный анализ своих конкурентов.

2. Быть в состоянии убить собственную идею. Мы часто чувствуем, что наши идеи являются лучшими, и становимся ослеплены тем, насколько они хороши. Гибкий лидер должен быть в состоянии использовать различные методы, которые могут удалить его на достаточно критическое расстояние от его собственных идей. Если они не хороши, отвергайте их.

3. Использовать рефрейминг. Это означает переформулирование вопросов, заявлений и другого рода информации с тем, чтобы возникли новые идеи. Гибкий лидер будет делать это все время. Он также будет в состоянии увидеть подсказки в вопросе, которые указывают на то, в каком именно виде клиент хочет получить ответ.

Гибкие методы руководства одинаковы для всех секторов. Тут не важно, каким именно бизнесом вы занимаетесь, но важно, как вы подходите к ведению бизнеса в целом.

Отличным примером гибкого лидерства является Groupon, один из самых успешных в мире сайтов по «сделке дня», размещающий ежедневно специальные предложения для своих пользователей. В 2008 году, когда была запущена фирма, ее основной целью была идея социального взаимодействия (т.е. обмен между людьми различными выгодами – Executive.ru). Скидки, предлагаемые благодаря этому взаимодействию, имели такой успех, что основатель адаптировал свой бизнес таким образом, что он стал огромной организацией по скидочным предложениям, которая нам известна и по сегодняшний день.

Но примеры гибкого руководства могут также исходить от государственного сектора. Во Франции, например, хорошим примером является национальная почта La Poste. Организация добилась того, что стала пользоваться очень высоким уровнем доверия среди своих клиентов. Посредством гибкого руководства она продумала, как может быть использовано это доверие клиентов для запуска новых операций, не связанных с почтовой службой. В результате La Poste теперь предлагает надежный цифровой сервис для безопасного хранения данных. Это не имеет ничего общего с основным бизнесом компании, но позволяет ей развиваться в направлении новых прибыльных видов деятельности.

Будьте гибкими и вы.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.