Я постоянно встречаю бизнесменов и руководителей, которые проводят на работе по 10-14 часов в сутки, при этом денег зарабатывают немного, а порой и «кормят» свой бизнес. Симптомов множество:
- Продажи нестабильны и сильно ниже желаемых;
- Трудно найти квалифицированных людей;
- Персонал работает плохо, и при этом хочет получать много денег;
- Сотрудники безответственны и не проявляют инициативы;
- Постоянно приходится разруливать всевозможные «косяки» и т.д.
Если бороться с каждым из этих симптомов по отдельности, то не хватит и жизни. Тем более что корень у них один. Каждый бизнес проходит в своем развитии стадии зрелости:
На какой стадии находится ваш бизнес? Только честно! Первый уровень – это как машина с ручной коробкой передач, второй – с автоматической. На какой приятнее ездить? По моему опыту, большинство российских компаний находятся на уровне спонтанного бизнеса (бардака). Такой бизнес приносит мало денег. Он не растет или растет ненадолго, и снова сжимается. Он поглощает все ваше время и силы. К тому же высоки риски: в спонтанном бизнесе технология работы не прописана и не оптимальна, ее знают только владельцы и/или ключевые сотрудники. Часто клиентская база также «принадлежит» им, а не компании. Остальной персонал работает по наитию, качество работ низкое и нестабильное, сроки – большие и постоянно переносятся. Клиенты недовольны. Взаимозаменяемость работников очень слабая. «Старые» сотрудники часто страдают «звездной болезнью» – на работе не напрягаются, шантажируют руководство своей незаменимостью, не выполняют требований компании.
Что сделать, чтобы перейти на уровень системы? Для начала осознать свои требования к бизнесу (прибыль, затраты времени и нервов, желаемый образ жизни и т.д. – смотрите начало статьи). Затем разделить в своей голове и на практике две роли:
- «Архитектор». Занимается проектированием бизнеса и его оптимизацией.
- «Оперативный управляющий». Управляет созданной системой, решает текущие задачи. В российском варианте часто это «пожарник», который непрестанно разгребает проблемы, возникшие то там, то сям из-за кривизны системы или ее отсутствия. «Виновата голова, отвечает …»
Сколько процентов рабочего времени вы проводите в каждой из этих ролей? Если большую часть времени вы работаете в своем же бизнесе в роли «пожарного» – это путь в никуда. Как же упорядочить свой бизнес, вывести его на автоматический режим? Мы постоянно проходим эту последовательность с моими клиентами:
Стратегический блок:
- Сначала вам, как владельцу, нужно создать Видение, то есть картинку, каким будет ваш бизнес через несколько лет. В первую очередь это нужно вам. А также вашей команде, чтобы двигаться в согласованном направлении.
- Потом – поставить четкие измеримые цели с разбивкой по периодам;
- Затем – разработать стратегию развития бизнеса. То есть маршрут из его нынешнего состояния к желаемому.
Внутреннее построение вашей бизнес-системы:
- Описываем и оптимизируем бизнес-процессы. Повышается стабильность работы компании и результатов, прозрачность и управляемость бизнеса, растет качество, вы получаете возможность использовать более дешевый персонал, избавляетесь от «звезд». Теперь вы можете открывать филиалы или создавать франчайзинг. Сейчас в деловой литературе, на семинарах много говорят о бизнес-процессах, но, увы, мало кто в действительности использует процессный подход. А если и используют, то часто применяют подходы, принятые в проектировании информационных систем. Как следствие – описание процессов требует много времени, схемы непросты, и лишь усложняют работу. К тому же, такие проекты по оптимизации довольно затратны. Мы в своей работе используем очень простые и наглядные средства, которые понятны каждому – от владельца бизнеса до рабочего;
- Формализуем и, при необходимости, корректируем оргструктуру, четко распределяем полномочия и ответственность. Грамотная структура создается на основе бизнес-процессов, а не наоборот;
- Внедряем управление на основе показателей эффективности. Вы получаете «приборную доску», которая позволяет видеть всю картину бизнеса и принимать обоснованные решения.
Создание системы управления персоналом:
- Определяем, кто действительно нужен компании (какие люди и сколько). Ошибки на этом этапе приводят к «кадровому голоду», переплатам сотрудникам, их низкой мотивации, увольнениям;
- Нанимаем качественных кандидатов: как правило, через конкурсы. Неподходящего человека уже не исправить, поэтому именно от грамотного найма во многом зависит успех;
- Грамотно вводим их в должность и обучаем;
- Создаем систему материальной мотивации от результатов труда, а также нематериальной мотивации;
- Наконец, мы помогаем клиенту внедрить все это в бизнес. Потому что любая система сопротивляется переменам, даже самым позитивным. От активных протестов персонала, до пассивного «ухода в кусты» под разными предлогами, ссылками на занятость и т.д. Почему так происходит? Люди боятся перемен, боятся потерять власть, привилегии, а порой и рабочие места. Боятся, что придется больше работать, что вскроются те или иные злоупотребления, серые схемы, которые позволяли им жить припеваючи.
Оптимальный бизнес нужен только его владельцу. Поэтому в малых и средних компаниях именно вам предстоит лично курировать проект по его формализации и оптимизации. И только ваша воля поможет бизнесу перейти на новый уровень. Основной принцип преобразований известен с древности: «стальная рука в бархатной перчатке». Если рука слабая, компания подомнет вас под себя, если перчатка грубая – люди будут массово саботировать перемены, увольняться. А это прямые потери для бизнеса.
Хорошо, если на этом пути у вас есть помощник. В такой роли и выступает консультант. Грамотный профессионал не будет работать за вас – ведь он потом уйдет, а вам использовать ту систему, которая будет создана. Как тренер, работающий со спортсменом, консультант даст методики, укажет на ошибки, подбодрит в трудную минуту.
При таком режиме работы преобразования действительно внедряются: ведь в них участвуют все ключевые люди из команды клиента. Это выгоднее и по деньгам: компания выполняет значительную часть работы самостоятельно. Результат хорошего проекта по оптимизации бизнеса – показатели растут, владелец тратит на него меньше времени и нервов, занимается стратегическим развитием и иными ключевыми вопросами.
Фото в анонсе: Unsplash
Реклама. Как отдельные консультанты успешно побеждают российскую ментальность и действительность.
Кстати , хорошо было бы определиться с терминами.
Цитата: '' .... на уровне спонтанного бизнеса (бардака).'' Вообще то ''бардак'' - это не беспорядок, а публичный дом ... и то в нем порядок есть.
И спонтанный бизнес имеет право на существование, не надо его весь ''залечивать консультантскими примочками''. Вопрос в другом сначала нужно описать условия его нормальности - когда не надо менять ничего принципиально.
А активное действие в двух ролях Архитектора и Спонтанного предпринимателя - это верный путь к раздвоению личности - шизофрении. Человек эффективен (без угрозы для психики) в одной ипостаси. Для эффективной реализации другой роли в бизнесе - ему нужен антипод и правильная система взаимоотношенией с ним. Эти два подхода различаются примерно так :
1. что бы ВСЕ сделать нужно быть гермофродитом и самому от себя рожать
2. нужно выбрать правильную женищину/мужчину, создать правильные отношения и каждому заниматься СВОИМ делом, которое лучше подходит
Хотя не буду спорить 90% российский компаний разного уровня действительно нуждаются в ПЕРВИЧНОМ УПОРЯДОЧЕНИИ своего бизнеса
«Они ведь большие фантазеры, наши шефы. Оно и понятно. У них ведь нет конкретной работы.» (с) Братья Вайнеры «Семнадцать мгновений весны»
Также и в отношении бизнес-консультантов и всевозможных построений, которые они предлагают считать своеобразным источником решения всех проблем. Фантастической идеализации образов и схем много, а толку все равно мало. Да и приведенные названия организаций здесь тоже не показатель в качестве авторитетности и серьезности разработок автора в качестве успешного консультанта. Вот если бы его разработки были кем-то успешно внедрены из перечисленных организаций, - дело другое. А так, - консультировать подобным образом можно кого угодно, а потом говорить, что консультировал «самого такого-то» !
Затрагиваемый автором вопрос, на самом деле, весьма сложен, но к корпоративной схемотехнике, которая и занимается его рассмотрением и решением в каждом конкретном случае, автор даже не приблизился. А то, что он предлагает, - это хорошо сугубо для интереса.
Тем более, что автор изначально не видит разницы между собственно своим бизнесом, т.е. принадлежащим и управляемым неким конкретным лицом, и бизнесом, управляемым наемным персоналом, принадлежащим зачастую весьма широкому кругу случайных людей. А это уже само по себе указание на то, что дельного решения не последует.
И что занятно .... Речь идет об одних компаниях или как ....
Цитата про автора:
Михаил Рыбаков, бизнес-консультант, автор более 100 публикаций в СМИ, дистанционных курсов и мастер-классов, а также книги «Как навести порядок в своем бизнесе». В консалтинге с 2000 года. Среди клиентов: BEKO, Bosch, InBev, OZON, Saint-Gobain, Sanofi-Aventis, Альфа-Банк, Билайн, Гарант, ИНТЕКО, «Консультант Плюс», КРОСТ, ЛАНИТ, МегаФон, РЖД, СИБУР, ЮКОС, а также средний и малый бизнес.
Цитата из статьи автора (2008года) про кризис:
То есть многие «маленькие лодочки» просто выросли по размерам до «больших кораблей», но конструкция их существенно не изменилась. Мы работаем с самыми разными компаниями, и в очень многих случаях, увы, все обстоит именно так. А редкие приятные исключения лишь подтверждают правило.
НУ наконец-то, появилась настоящая рекламная статья. Без мусора и без претензии на содержательность. Автору респект за честность и смелость.
А по существу, описан банальный рецепт (я бы даже сказал скелет изменений). Реализация которого зависит от многих но. В первую очередь от уровня интеллектуальной зрелости и опыта владельца бизнеса.
Кстати, если кто позарился на стадии развития, то настоятельно рекомендую почитть Минцберга и Пригожина. Там более конструктивно и подробно описано, при чём с рецептами ;)
Еще прочесть ...
Д.Траута и М.Портера о рыночном позиционировании
И.Адизеса по жизненному циклу компании
Т.Питерса по созданию и продвижению проектов
С.Кови и Р.Кох по навыкам и принципам эффективности
Д.Карнеги по базовым навыкам коммуникаций
....
''полирнуть'' тайм-менеджментом Г.Архангельского и без-затратнным маркетингом И.Манна
.....
и окончательно ''добить'' книгами о том как классно все растут в кризис и о том как корпоративная культура и HR спасут мир !!!!
Прежде чем прочесть книгу М.Р. полезно узнать ответ на вопрос:
Почему примеры и отзывы, приведенные в книге не пересекаются со списком крупных/великих К* (указанных в анонсе), которые имели честь быть клиентами М.Р. ? Названия К*, которые есть источник реальных примеров нельзя вынести в анонс или реальные примеры про К* из анонса невозможно привести ?