Сандрин Фремо,
профессор менеджмента, организации и права, Audencia Nantes School of Management
Понятие эмоционального интеллекта начало появляться в конце 1960-х годов. В то время стало очевидно: чтобы вести команду и достигать глобальных целей, менеджерам уже недостаточно использовать только аналитического мышления. Те, кто находятся на ответственных должностях, также должны быть в состоянии распознавать и управлять своими эмоциями и эмоциями своих сотрудников.
Таким образом менеджер стал своего рода «регулятором» чувств, поощряющий не негатив, а публичный показ положительных эмоций. Это было чрезвычайно важно для того, чтобы улучшить атмосферу работы в командах и повысить производительность.
В действительности, однако, не все так просто. В работе с управлением эмоциями есть определенные риски:
1) Одна из опасностей, кроющихся в отображении положительных эмоций, заключается в том, что это может выглядеть наигранным и искусственным, а сами менеджеры – поверхностными и неоригинальными.
2) Пытаться препятствовать негативным эмоциям также опасно и потому, что это может привести к тому, что люди будут подавлять свои настоящие чувства. А это в результате приведет к обидам и подозрениям.
3) Другой характерной проблемой, связанной с работой с эмоциональным интеллектом, является то, что есть риск сделать слишком большой упор на личностные качества руководителя (сопереживание, сознательность и т.д.) в ущерб его организационным и повседневным управленческим способностям. Лидеры могут пытаться создать впечатление, что они эмоциональны, в надежде, что их чувства будут распространяться по всей фирме и положительно влиять на дело. Существует риск, что делая чрезмерный акцент на эмоции, мы пренебрегаем интеллектом, тем самым качеством, которое помогает менеджерам делать взвешенный выбор и содействует положительным эмоциям.
Работа как дар
Правильный выбор менеджер должен делать не только на основании контакта со своими чувствами, но и «антропологического» подхода к пониманию основных потребностей человека. Такой подход показывает, что у людей есть глубокое желание взаимодействовать друг с другом и сильная необходимость верить в то, что их работа представляет собой экзистенциальный акт дарения. Это может добавить смысла в их жизнь, потому что, как известно, бескорыстные и благородные деяния вырабатывают положительные эмоции. Другими словами, работа не только удовлетворяет наши экономические и социальные потребности, но и является деятельностью, через которую мы можем развить свою духовность (один из духовных законов успеха – это закон дарения).
В результате хорошим балансом, которого должен достигнуть руководитель, управляющий эмоциональным интеллектом, будет считаться умение учитывать основные человеческие потребности, не испытывая при этом желания их искусственно воссоздавать. Нет никаких сомнений в том, что менеджер не может принуждать или навязывать дарение. Это отрицало бы спонтанность. И заменять ее расчетливым действием – внутреннее противоречие. Но это не означает, что эмоциональный лидер не должен уважать и поощрять основные потребности работников, чтобы сделать их работу актом дарения. Приветствуя и одобряя всякий раз, когда это возможно, «богатство дарения» внутри фирмы, менеджеры могут помочь сотрудникам рассматривать свою работу как дар. Например, можно поощрять инициативы между отделами, наставничество, добровольный обмен информацией и опытом между коллегами.
Но, прежде всего, самый важный элемент в этом – пример, который подает менеджер собственными действиями. Взволнованных речей никогда не будет достаточно, если решения менеджера и его ежедневное поведение не поддерживают понятие «работы, выполняемой как дар».
Бизнес-лидеры должны убедиться в том, что кадровая политика и программа развития карьеры в компании учитывают эволюцию не только технических навыков их сотрудников, но и их профессиональной деятельности. Они должны хвалить за индивидуальную работу, и в то же время привлекать внимание людей к коллективным проектам. Они должны быть гибкими в плане принятия решений (в целях удовлетворения потребностей конечных пользователей). И, наконец, они должны организовывать некоторое пространство для обсуждения на рабочем месте так, чтобы здоровые и позитивные дискуссии заменили эмоционально негативное и медленно движущееся разрешение конфликта. Таким образом, своими действиями и заявлениями, посредством эмоционального интеллекта, менеджеры могут создать среду, где работа рассматривается как акт благотворительности.
Кроме того, в настоящее время появилась еще одна концепция в дополнение к эмоциональному интеллекту: духовный разум. Эта форма дает нам возможность и силу достать до наших глубочайших ценностей и мотивов. А также понять, что необходимо человеческим существам для того, чтобы развивать свою человечность. Позволяет нам придавать смысл нашей работе и помогать коллегам сделать то же самое.
Эмоциональный и духовный менеджер знает, что когда идея «работа как подарок» осознана, оценена и уважаема, люди могут посвящать себя компании и смотреть в будущее с большим комфортом. Конечным результатом является благоприятная среда как на эмоциональном, так и на духовном уровне, построенная на основе доверия, доброжелательности и совместной работы. В такой компании значительно улучшается благополучие и производительность.
Есть спецы, кто сможет в двух словах пояснить суть эмоционального интеллекта?
Работа наёмного персонала – это его дар?
– Гениально! Тогда персоналу следует отказаться от зарплаты. Напротив, это он должен платить за предоставляемое ему удовольствие дарения.
Ну вот вам еще одна новая фишка в HR: духовный разум! А то как-то уже подустали от эмоционального интеллекта.....