Выездная налоговая проверка — главный инструмент давления налоговиков. Но нужно понимать, что такое мероприятие невыгодно налоговому органу точно так же, как и налогоплательщику.
- выездные налоговые проверки занимают много времени — в среднем 8-12 месяцев, плюс нужно закладывать время на оспаривание результатов проверки в судебном порядке;
- они ресурсозатратны — инспектор не может эффективно проводить более двух-трех выездных проверок одновременно;
- они не позволяют достичь быстрого результата по налоговым сборам, что ухудшает годовые показатели эффективности работы налоговиков.
Именно поэтому вся мощь налоговой системы сейчас направлена на то, чтобы побудить налогоплательщика самостоятельно уточнить свои обязательства и доплатить налоги в бюджет. Выездная налоговая проверка — последний аргумент и наиболее сложный в реализации способ добиться уплаты налогов. Поэтому, как правило, ей предшествуют следующие мероприятия.
Уведомления для вызова налогоплательщика
По своей сути и форме уведомление может предусматривать только вызов налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений (в рамках ст. 31 НК РФ).
На практике налоговики включает в такие уведомления:
- подробное описание выявленных нарушений;
- требование о предоставлении письменных пояснений, а также различных документов;
- предложение налогоплательщику самостоятельно оценить риски, подать уточненную налоговую декларацию и доплатить налог.
Как правило, такие уведомления появляются за рамками камеральной налоговой проверки, когда сроки для ее проведения истекли, а на комиссиях и встречах налогоплательщика побуждают добровольно доплатить налоги, угрожая назначением выездной налоговой проверки.
Информационные письма
Часто используемый налоговым органом инструмент для принуждения налогоплательщика к уплате налогов. В таких письмах:
- перечисляются контрагенты налогоплательщика за последние три года и указываются признаки, говорящие, что эти компании носят технический характер или не уплачивали налоги;
- делается вывод, что сделки с этими контрагентами были направлены на получение необоснованной налоговой выгоды;
- налогоплательщику предлагается добровольно уточнить налоговые обязательства с этими контрагентами и доплатить налоги в бюджет;
- могут рассматриваться иные нарушения: например, схемы, связанные с дроблением бизнеса.
В отличие от уведомлений информационные письма не имеют утвержденной Федеральной налоговой службы формы, поэтому зачастую более объемны и подробны, чем уведомления.
Что делать?
- Не игнорировать информационные письма и уведомления — это сигнал о проблеме, которую выявил налоговый орган.
- На информационные письма и уведомления нужно отвечать: обосновывать свою позицию, анализировать взаимоотношения со спорными контрагентами, предоставлять доказательства реальности сделок и проявления должной осмотрительности.
- Не игнорировать вызов налогоплательщика в налоговый орган. Как минимум, это может привести к административному штрафу. «Хроническая» неявка в налоговую может привести к выездной налоговой проверке.
- Но и не стоит на основании одного информационного письма или уведомления добровольно уточнять налоговые обязательства и уплачивать налоги. Это будет свидетельствовать о слабости позиции налогоплательщика. А налоговики, сделав вывод, что здесь что-то нечисто, могут приступить к изучению других налоговых периодов или контрагентов.
Как минимум стоит дождаться вызова на комиссию, чтобы понять, насколько серьезны выявленные нарушения и вероятно назначение выездной налоговой проверки. И после принимать решение о целесообразности уплаты налога.
Комиссии по легализации налоговой базы
Последние несколько лет практика вызовов на комиссии — обычный инструмент налогового контроля. На комиссиях налогоплательщика побуждают добровольно подать уточненную декларацию и доплатить налоги в бюджет.
Комиссия по легализации налоговой базы использует данные из автоматизированной системы контроля (АСК НДС-2):
- О простых (прямых) или сложных налоговых разрывах. Простой связан с неуплатой НДС вашим прямым контрагентом, сложный – с контрагентами последующих звеньев. Попасть под проверку с прямым разрывом гораздо более вероятно, чем со сложным.
- О доле вычетов по НДС у ваших поставщиков (от 0 до 100 %). Чем выше процент вычетов, тем выше риск неуплаты НДС.
- Об уровне риска контрагентов из системы управления рисками (СУР). В том числе здесь могут предъявляться сведения о номинальности (массовости) директоров и учредителей, недостоверности адресов, отсутствии ресурсов и т. д.
Одновременно с работой комиссии налоговый орган может запрашивать документы у налогоплательщика, допрашивать сотрудников и контрагентов, проводить осмотры помещений и территории налогоплательщика.
Что делать?
- Не игнорировать комиссии. Задача налогоплательщика — убедить налоговый орган в силе своих доводов и не допустить назначения выездной налоговой проверки.
- Кроме того, для налогоплательщика комиссия — это возможность понять, насколько сильна позиция налогового органа. На комиссии нужно обязательно уточнять информацию о наличии разрыва, так как без этого признака любые другие подозрения налогового органа о неуплате налогов беспочвенны. Отказ налоговой предоставить такую информацию о разрыве — признак слабости ее позиции.
- При получении информации о разрыве необходимо готовить пакет первичных документов, подтверждающих реальность операций с контрагентом первого звена и по возможности с контрагентами последующих звеньев.
- Нужно участвовать в других мероприятиях, инициированных налоговым органом: обеспечивать присутствие налогового юриста при допросе свидетелей, осмотре помещений и территории налогоплательщика.
- Комиссии — могут быть полем для «торга»: когда налогоплательщик соглашается частично уточнить свои обязательства по одному или некоторым поставщикам, а налоговый орган снимает свои претензии по остальным контрагентам. Подобный диалог в большинстве случаев позволяет избежать выездной налоговой проверки.
Читайте также: