В 2017 году в федеральном законе о банкротстве произошли изменения, большая часть которых относится к правилам привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, значительно возросли риски ответственности контролирующих лиц. Наиболее важные изменения связаны с введением новой главы, регулирующей вопросы привлечения контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности. Закон № 266-ФЗ вступил в силу 30 июля 2017 года.
Редакция Executive.ru задала экспертам следующие вопросы:
- Банкротства компаний в РФ: каковы итоги 2018 года?
- Растет ли число корпоративных банкротств? В каких отраслях? В каких регионах?
- Какова динамика торгов на сайте torgi.gov.ru ?
- Каков прогноз по банкротствам на 2019 год?
Как показал опрос, на «рынке банкротств» наблюдается несколько тенденций:
- Число корпоративных банкротств уменьшается.
- Растет число банкротств среди ИП и физических лиц.
- Растет число случаев привлечения должностных лиц к субсидиарной ответственности.
- Растет число заявлений о банкротстве со стороны кредиторов, а не владельцев бизнеса.
- Доля удовлетворенных долговых требований остается низкой.
- Растет число лотов на торгах.
- Основными поставщиками банкротств остаются Москва и Санкт-Петербург.
- Чаще всего банкротятся компании из сферы торговли, строительства и недвижимости.
Читайте подробности в комментариях экспертов.
Процент оздоровления в результате банкротства крайне мал
Андрей Андреев, адвокат, управляющий партнер юридического бюро «U&Partners»
Исследование Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) показывает, что число случаев несостоятельности уменьшается. Так, в I квартале 2018 года несостоятельными были признаны более 3000 предприятий. При этом прирост составил 5%. А по результатам IV квартала 2018 года по сравнению с III кварталом количество уменьшилось на 2,3%. Зафиксированный уровень оказался на 10,7% ниже показателя IV квартала 2017 года, но он все еще на 10,4% выше, чем в докризисном IV квартале 2013 года. Снижение числа банкротств стало закономерным результатом роста чистого финансового результата компаний, который за 2018 год вырос на 36,4% и равен 4,2 трлн рублей.
Доля убыточных предприятий в 2018 году по сравнению с 2017 годом выросла до 29%, но ни в одном из основных видов экономической деятельности роста числа банкротств зафиксировано не было. В таких сферах бизнеса, как торговля, строительство, сельское хозяйство, коммерческие услуги, транспорт и связь происходит улучшение ситуации с банкротствами. В промышленности ситуация не изменилась.
Исходя из данных ЦМАКП, среди регионов наибольшая интенсивность банкротств зафиксирована в Тюменской (0,17%) и Волгоградской областях (0,14%), а также в Хабаровском крае (0,13%).
Зачастую собственники и руководители предприятий не знают, что с заявлением о признании несостоятельности юрлица может обратиться не только кредитор, но и должник. И если владельцы бизнеса предвидят банкротство, то согласно действующему законодательству они обязаны инициировать его процедуру.
Подобные требования актуальны и в случае, когда кредиторы предъявляют к должнику претензионные требования и есть основания полагать, что компания не рассчитается с долгами. Но суд всегда определит преднамеренное или фиктивное банкротство, а это уже грозит уголовной ответственностью. Так, в ст. 197 УК РФ «Фиктивное банкротство» закреплены варианты ответственности за заведомо ложную несостоятельность. Максимальное наказание равно 6 годам лишения свободы с наложением штрафных санкций в размере до 80 тыс. рублей.
При банкротстве компании всегда должен присутствовать баланс интересов кредиторов и должника. Если организация стремится к выходу из долгового кризиса, то самая верная стратегия для данной компании – внешнее управление. При грамотной работе внешнего управляющего и юристов должника процедуру банкротства можно прекратить, и организация сможет дальше вести свою деятельность. Но чаще, конечно, предприятия банкротятся для списания долгов и исключения из реестра юридических лиц, процент оздоровления в результате процедуры крайне мал.
Основными поставщиками банкротов остаются Москва и Санкт-Петербург
Станислав Петров, руководитель практики банкротства юридической фирмы «Инфралекс»
В сфере банкротства в 2018 году мы видим существенное увеличение количества удовлетворенных заявлений об оспаривании сделок должника и привлечении контролирующих лиц к ответственности. Однако это положительное обстоятельство нивелируется увеличением общего размера требований кредиторов, включенных в реестр. При этом объем возврата долгов кредиторов все также остается предельно низким – не более 5%.
Усиление судебного контроля в делах о банкротстве стало фундаментом стабилизации общего числа корпоративных банкротств. По сравнению с 2017 годом рост числа банкротств в 2018 году остановился и даже незначительно уменьшился (на 3%). Можно лишь предположить, что в 2019 году доля банкротств небольших компаний немного подрастет из-за увеличения учетной ставки ЦБ в конце 2018 года.
Пальму первенства среди корпоративных банкротств, как и в предыдущие годы, держат компании в отраслях строительства и машиностроения. Основными поставщиками банкротов остаются Москва и Санкт-Петербург.
Увеличился объем реализованного имущества и количество участников торгов. Самой распространенной процедурой реализации имущества в 2018 году стало открытое публичное предложение. Общие показатели на рынке торгов позволяют говорить об увеличении процента удовлетворения требований кредиторов. Это способствует нарастанию конкуренции среди инвесторов и торговых площадок. Предположу, что эта тенденция продолжится и в 2019 году.
Число банкротств ИП и физических лиц возросло на 47%
Андрей Цибульский, адвокат в «Барщевский и Партнеры»
Банкротство в 2018 году характеризуется несколькими тенденциями. Во-первых, увеличивается общее число заявлений о банкротстве. Эта тенденция может говорить о том, что институт банкротства стал рассматриваться с различных позиций. Это уже не только «способ уйти от долгов», но и достаточно действенная мера взыскания долгов не только с самого должника, но и с его бенефициаров при помощи субсидиарной ответственности.
Второй тренд характеризуется разнонаправленным движением количества корпоративных банкротств и банкротств в отношении физических лиц. Основываясь на сведениях Единого федерального реестра сведений о банкротстве, можно отметить увеличение на 47% числа введения процедур банкротства в отношении ИП и физических лиц. Корпоративная часть банкротств, напротив, в 2018 году показала тенденцию к снижению. Такой тренд специалистами объясняется по-разному. Например, аналитики ЦМАКП указывают на существенный рост прибыли компаний в 2018 году. С другой стороны, не следует забывать о том, что банкротство – это достаточно длительная и затратная процедура взыскания долгов. Далеко не каждый кредитор, с учетом размера его прав требований к должнику, имеет желание финансировать банкротство компании. Увеличивается субсидиарная ответственность бенефициаров должника. Этот тренд имеет устойчивый рост на протяжении нескольких лет.
Большинство банкротных дел возбуждается в Московском регионе и Санкт-Петербурге. Количество банкротств, возбужденных с целью «списания» долгов несколько снизилось, но в то же время возросло число банкротств, возбужденных по инициативе кредиторов с целью получения имущества должника (ИП или физлица) в счет долгов.
Исходя из вектора развития банкротства за последние несколько лет, можно сделать некоторые прогнозы на год 2019. Продолжит расти число банкротств физических лиц и ИП, и число случаев привлечения к субсидиарной ответственности бенефициаров должников. При этом, на мой взгляд, в период конца 2019 года и начало 2020 можно ожидать и роста корпоративных банкротств, драйвером которого будут банкротства застройщиков, в связи с введением новых правил осуществления девелоперской деятельности.
Уровень банкротств снижаться не будет
Наталья Шилова, заместитель директора департамента аудита «Инвест-аудит»
По итогам 2018 года количество корпоративных банкротств, по данным bankrot.fedresurs.ru, сократилось на 3,1% по сравнению с 2017 годом. Можно выделить три основные причины такого снижения.
Во-первых, процедура стала более затратной как с точки зрения финансов, так и с точки зрения всех необходимых для осуществления действий.
Во-вторых, самые неустойчивые и уязвимые компании обанкротились еще в 2015-2016 годах, на которые пришлась волна массовых банкротств.
В-третьих, в процедуру стали входить более обдуманно. Ушедший год можно назвать годом субсидиарной ответственности. В 2018 году практически в каждой второй процедуре подавалось заявление о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. Для сравнения в 2017 году иски о субсидиарной ответственности подавались в 37% процедур. Выросла и доля удовлетворенных исков в рамках данного вопроса с 22% в 2017 до 32% в 2018.
Что касается прогнозов на 2019 год, то с уверенностью можно сказать, что уровень банкротств резко снижаться не будет. С учетом того, что в конце 2018 года Банк России дважды повысил учетную ставку, можно ожидать и небольшой прирост количества заявлений о несостоятельности в сфере малого и среднего бизнеса.
Отраслевая структура несостоятельных предприятий остается прежней: торговля, строительство и операции с недвижимостью, на них приходится более 60% всех банкротств.
Относительно итогов торгов по имуществу предприятий-должников 2018 года можно сказать следующее: количество лотов выросло почти на 40% при снижении цен до уровня 2014 года и увеличении конкуренции среди площадок. Федресурс отмечает и рост доли успешных торгов до 69%. За последние два года арбитражная практика при рассмотрении споров о несостоятельности в большей мере была ориентирована на защиту интересов кредиторов, а не должников, как это было три-четыре года назад.
Использование банкротств в корпоративных конфликтах набирает новые обороты
Валерия Голянова, бизнес-адвокат, финансист, партнер «Бизнес Развития»
Банкротство далеко не всегда связано с «экономической смертью бизнеса». Статистический рост банкротств отражает не рост неплатежеспособности, а тенденцию использования института банкротства как определенного инструмента. Например, получения контроля над бизнесом.
Кредитное рейдерство и использование банкротств в корпоративных конфликтах набирает новые обороты. Поэтому, все чаще можно наблюдать ожесточенную борьбу за контроль над процедурой банкротства, с искусственным наращиванием числа «дружественных» каждой из сторон кредиторов.
Банкротство может быть использовано также в качестве инструмента ухода от обязательств. В этом случае заявление о банкротстве подается самим должником или дружественным кредитором, а делу предшествует многоступенчатая схема перевода активов и бизнеса на других лиц. Именно поэтому мы видим так много «успешных банкротов».
Иногда банкротство используется как инструмент давления на контрагента. В этом случае, цель подачи заявления о банкротстве – подстегнуть контрагента быстрее выплатить задолженность. Поэтому, мы все чаще наблюдаем банкротные иски к ведущим бизнес-игрокам, придерживающимся агрессивной стратегии работы с дебиторской задолженностью.
Наблюдается тенденция использования процедуры банкротства как инструмента доказывания невиновности в уголовных делах. Материалы банкротного дела используются для подтверждения добросовестности и объективности наступления бизнес-рисков в делах о мошенничестве и об уклонении от уплаты налогов.
Нововведения в Законе о банкротстве и Постановление Пленума ВС РФ от 21.12.2017 № 53 сделали институт банкротства необходимым элементом для взыскания задолженности бизнеса с его бенефициаров и зависимых лиц. Все чаще банкротство выступает как инструмент привлечения к субсидиарной ответственности.
Рост ставки ЦБ приведет к росту банкротств
Андрей Козбанов, адвокат
В 2018 году немного снизилось число компаний, которые были признаны банкротами. Исходя из данных портала Федресурс, всего 13 117 фирм объявили о своей несостоятельности. Такой уровень стоит признать близким к естественному. Это объясняется тем, что бизнес понемногу стал адаптироваться к текущим, достаточно высоким процентным ставкам. Большинство банкротств 2018 года нужно объяснять не столько макроэкономическими причинами, сколько естественным процессом выбытия неэффективных компаний. Относительно устойчивая ситуация в этой сфере связана с тем, что благодаря развитию судебной практики снижается стимул для мнимого банкротства.
Вероятно, что в 2019 году рост банкротств среди малых и средних предприятий будет связан с новым этапом повышения ставки Банка России в сентябре-декабре 2018 года.
В основном банкротства были в таких отраслях, как торговля, строительство и операции с недвижимостью. При этом, по сравнению с 2017 годом, имело место улучшение ситуации.
Москва и Санкт-Петербург – лидеры по числу компаний-банкротов. В Москве в 2018 году несостоятельными были признаны 2632 субъекта бизнеса, в Санкт-Петербурге таких предприятий было 799. Достаточно высокая «плотность» банкротств в Кабардино-Балкарии, а также Амурской области и Ямало-Ненецком автономном округе.
Анализ объема сделок, показывает, что число лотов выросло на 39%. Всего число сделок составило 350 тыс. Можно говорить о том, что рынок становится массовым, и увеличивается число инвесторов, таким образом, уменьшается число возможностей для арбитража. Можно отметить увеличение числа успешных торгов, главным образом в сегменте открытого публичного предложения.
Количество банкротств «скатилось с пика», и в краткосрочной перспективе не следует ожидать кардинальных изменений. Хотя банкротства будут, в связи со сложной макроэкономической ситуацией. Ситуация в области корпоративного банкротства находится в состоянии стагнации. А законодательные изменения могут не только закрепить, но и усилить имеющиеся отрицательные тенденции. Основные риски банкротства есть в тех отраслях, которые ориентируются на инвестиционный спрос.
Число лотов на торгах увеличилось на 39%
Иван Рыков, генеральный директор ГК «Рыков групп»
Число российских компаний, признанных банкротами, в 2018 году сократилось на 3,1% по сравнению с 2017 годом – до 13 117, следует из данных Единого федерального реестра сведений о банкротстве. Причем, около 60% банкротств в экономике, как в 2017 году, так и в 2018 году, пришлось на три отрасли: торговлю, строительство и операции с недвижимостью. Во всех трех отраслях число банкротств снизилось за год: в торговле – на 3,4%, до 3701 компаний, в строительстве – на 3,5%, до 2670, в сфере операций с недвижимостью – на 4,1%, до 1405.
На фоне снижения числа банкротств объемы включенных в реестры и выплаченных требований кредиторам растут: первый в 2018 году увеличился на 32%, до 1,992 трлн рублей к 2017 году, второй – лишь на 3,5%, до 102,7 млрд рублей. В итоге доля возврата средств кредиторов за год даже снизилась с 6,6% до 5,1%.
Количество лотов на электронных торговых площадках в 2018 году также увеличилось по сравнению с 2017 на 39% и составило 350 317. Число участников торгов от квартала к кварталу растет: количество в 4 квартале 2018 года увеличилось на 10% по отношению к аналогичному кварталу предыдущего года. При этом общий рост числа участников за год составил 39% по отношению к предыдущему году и составил 95717 участвующих лиц.
Если говорить о тенденциях, то интересно, что признаки преднамеренного банкротства арбитражные управляющие выявляют не так часто. За 2018 год доля таких заключений составила 6,3% (1876 штук). В 2017 году этот показатель был примерно на том же уровне – 6,7% (1636). Заключений об отсутствии признаков преднамеренного банкротства в 2018 году насчитывается 23043 (77,3%), годом ранее их было 18291 (75%). Не хватило информации для выводов арбитражным управляющим в 2018 году в 4877 случаях (16,4%). Годом ранее их число составляло 4447 (18,2%).
Еще один интересный факт – значительный рост количества заявлений о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, причем как поданных, так и удовлетворенных, а также суммы ответственности. В 2018 году к прошлому году число поданных заявлений выросло в 1,4 раза, до 5107, удовлетворенных судами – в 2,1 раза, до 1631, доля удовлетворенных – с 22% до 32%, а сумма ответственности – в 3,2 раза, до 330,3 млрд рублей. Это доказывает, что в РФ субсидиарная ответственность является одним из наиболее действенных механизмов взыскивания по долгам компании-банкрота.
Фото: pixabay.com