Чемпионат мира по футболу, прошедший в России, оказался удачным как для организаторов, так и для нашей сборной. На пресс-конференции по итогам ЧМ-2018 президент FIFA Джанни Инфантино назвал чемпионат в России «лучшим в истории». Каковы другие спортивные и организационные рекорды этого популярного мирового спортивного праздника? Обзор составлен по сообщениям информационных агентств.
На снимке: Чемпионат мира по футболу в России FIFA-2018. Матч между сборными России и Саудовской Аравии на стадионе «Лужники». Болельщики сборной Бразилии перед началом матча.
Фото: Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ
- Как ЧМ повлияет на ВВП
- Сколько заработала FIFA
- Сколько гостей приехало в РФ
- Как вели себя болельщики
- Сколько человек обслуживало ЧМ
- Как оценивает игры оргкомитет
- Как изменится визовый режим
- Что не удалось
- Что было нового
По оценке Центробанка РФ, чемпионат мира ускорит рост российского ВВП в 2018 году на 0,1–0,2 п. п. Номинальный валовый региональный продукт территорий, в которых проходил турнир, вырастет на 1–2%. Затраты составили 680 млрд руб. ЧМ может оказать воздействие на показатели в разных отраслях. Например, оператор связи Tele2 зафиксировал в период чемпионата рост трафика на 35%. Окончательное понимание выгод от мундиаля наступит только через несколько лет.
Выручка ЧМ-2018 составила $6,1 млрд – для сравнения чемпионат в Бразилии принес FIFA $4,8 млрд. На 17% больше, чем в Бразилии продано лицензионной продукции – в Бразилии было продано 77 млн единиц лицензионной продукции компаний Adidas, Louis Vuitton и др.
На ЧМ-2018 было продано 3 млн билетов. Загрузка стадионов составила 98%. Аэропорты России приняли 15 млн пассажиров. Более 3 млн туристов посетили Москву с начала ЧМ. 0,5 млн человек посетили Сочи. Больше всего билетов купили граждане Германии, США и Китая. Средний возраст иностранного болельщика на мундиале – 33 года.
Во время турнира серьезных нарушений правопорядка не было. Российская полиция также вела себя корректно. «Были болельщики ряда стран, которые пытались по Fan ID въехать в шенгенскую зону, предполагая, что это теперь такой пропуск во все страны. Но любой ЧМ какие-то курьезы должен иметь. Мы им объяснили, что страны шенгенского соглашения еще не признали Fan ID» – поясняет гендиректор оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин.
Благодаря ЧМ было создано около 100 тыс. рабочих мест. 1500 человек составил Оргкомитет ЧМ. Игры обслуживали 17 тыс. волонтеров чемпионата, еще 18 тыс. составило число волонтеров, приглашенных городами-участниками. Порядок поддерживали 20 тыс. сотрудников ЧОПов. Число аккредитаций тех, кто так или иначе был сопричастен к организации ЧМ, составило 300 тыс.
«Для меня он (месяц. – Executive.ru) прошел спокойнее, чем я ожидал. Спокойнее в том смысле, что, видимо, все было настолько хорошо спланировано, что понадобилось минимальное управление в ручном режиме… Если бы еще не звонили про билеты так называемые «друзья детства» и прочие дети лейтенанта Шмидта, то вообще отлично провел бы этот месяц», – заявил гендиректор оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин.
После наплыва западных болельщиков, Ростуризм предлагает упростить порядок въезда иностранцев в Россию. Иностранцы остались довольны увиденным и расстались с частью стереотипов о российской погоде и о якобы недружелюбном поведении жителей нашей страны. Ведомство готовит упрощенный пакет документов для всех туристов. Процедура выдачи электронных виз может увеличить турпоток на 25-30%.
«Может быть, куда-то, на какое-то направление можно было поставить пару дополнительных рейсов. Но мы же не могли точно предугадать спрос. А без спроса заставлять авиакомпании ставить пустые самолеты мы не вправе – это коммерческая история», – считает гендиректор оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин. Также он полагает, что не хватило место для фестивалей болельщиков.
ЧМ-2018 вошел в историю как турнир, где многое было впервые: видеоповторы для судей, четвертая замена, паспорт болельщика. Владельцам билетов на футбол и паспорта болельщика был впервые доступен бесплатный проезд между городами ЧМ. Для болельщиков было выделено 444 тыс. мест. Паспорт болельщика получили 1,5 млн человек.