Группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» 10 июня 2014 года начала наступление на юг Ирака. Исламисты-сунниты уже захватили несколько крупных городов и развивают наступление на Багдад. «Эксперты нефтяного рынка прогнозируют, что из-за боевых действий в Ираке поставки нефти из этой страны могут сократиться на 2,5 млн барр./день. На этом фоне нефть на биржах по итогам завершившейся торговой недели (9-13 июня) существенно подорожала, а цены на нефтяные фьючерсы достигли максимальных значений с сентября 2013 г. За минувшую неделю официальная цена нефти WTI (Light Sweet) выросла на $4,25 за барр. (+4,1%), а баррель нефти brent стал дороже на $4,80 (+4,4%)», – сообщает портал РБК. – По состоянию на 11:55 мск 16 июня 2014 года цены по сделкам с нефтяными фьючерсами составляли ($ за барр.):
- IPE Brent Crude (август) - 113,03 (+0,57) при диапазоне котировок 112,62-113,29;
- Light, Sweet Crude Oil (июль) - 107,27 (+0,36) при диапазоне котировок 106,87-107,54».
Аркадий Дворкович (слева) и Вагит Алекперов (справа) на производстве «Лукойла» в Ираке
Наступление исламистов серьезно угрожает нынешнему иракскому режиму, установившемуся после того как в результате военной операции США в Багдаде был свергнут Саддам Хусейн, руководивший страной с 1979 года. Правящая в Ираке партия шиитов – это первая проигравшая сторона нынешнего конфликта.
Второй проигравшей стороной являются США, продемонстрировавшие миру неэффективность собственной ближневосточной политики. Как заявил 12 июня 2014 года представитель МИД России Александр Лукашевич, «не вызывает сомнений, что те, кто свыше 10 лет назад вторглись в Ирак и продолжали навязывать свои решения и волю народам региона, во многом содействовали запуску процессов дестабилизации, плоды которых сегодня очевидны практически на всем Ближнем Востоке». Президент США Барак Обама прокомментировал события в Ираке во время встречи с премьер-министром Австралии Тони Эбботтом: «Моя команда работает круглосуточно, чтобы определить, каким образом мы можем оказать им наиболее эффективную помощь. Я не исключаю никакие варианты, поскольку мы заинтересованы в том, чтобы джихадисты не смогли обосноваться на постоянной основе в Ираке или Сирии». В США полагают, что против боевиков могут быть использованы беспилотники, о военной сухопутной операции речь не идет. Удивительно, что США поддерживают исламистов в Сирии, выступающих против правления президента Башара Асада, но готовы противостоять джихадистам в Ираке, которые в свою очередь считают сирийских постанцев своими коллегами и единомышленниками.
Выигрывают в сложившейся ситуации Иран, президент которого Хасан Рухани заявил о готовности помочь Ираку, если этой помощи попросит официальный Багдад, и Саудовская Аравия. По мнению экспертов, рост цен на нефть в связи с войной в Ираке, очень кстати для саудитов. Власти Саудовской Аравии рассматривают возможность создания национального резервного фонда, в который будет перечисляться треть профицита бюджета, образованного за счет роста нефтяных цен, его объем может составить несколько сотен миллиардов долларов, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на информацию газеты Asharq Al-Awsat. Официальная цель создания фонда – обеспечение финансовой стабильности страны. Пока что большая часть доходов от экспорта нефти помимо инвестпроектов направляется на увеличение международных резервов страны. Под управлением центробанка страны Saudi Arabia Monetary Agency находится более $730 млрд, в основном это низкорисковые вложения в американские госбумаги. На 2014 год Саудовская Аравия приняла рекордный для страны бюджет в $228 млрд, планируя получить от экспорта нефти $10-12 млрд дополнительно.
Территория активности группировки «Исламское государство Ирака и Леванта»
В нынешней ситуации у США и Ирана обнаруживается общий противник – «Исламское государство Ирака и Леванта», что может повлечь за собой пересмотр негативного отношения Запада к Тегерану: уже анонсирована отмена экономических санкций против Ирана, принятых в свое время в ответ на иранскую ядерную программу.
«Рынком движут страхи региональной нестабильности. Рост насилия пока не повлиял на добычу нефти, – отмечает Амрита Сен, аналитик британской компании Energy Aspects. – Война в Сирии продолжалась уже несколько лет и сейчас перекинулась в Ирак. Конфликт между суннитами и шиитами обостряется, и это имеет огромные последствия для региона. Иран, ведущая шиитская держава, находится рядом, суннитская Саудовская Аравия также граничит с Ираком».
В этих условиях есть основания считать, что эпоха дорогой нефти продолжится, независимо от устремлений США, которые в апреле 2014 года пытались уговорить саудитов выбросить на мировой рынок большие объемы нефти и тем самым снизить мировые цены, чтобы создать сложности для России. Нестабильность на Ближнем Востоке – не единственный аргумент в пользу дорогой нефти. Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев считает, что уровень цен на топливном рынке поддерживают сразу три источника, совершенно от ОПЕК не зависящие: нефть, производимая из сланца в США, из битуминозных песков в Канаде и так называемая «тяжелая» нефть из Венесуэлы. «Все эти «продукты» очень дорогие. Их себестоимость доходит до $80 за баррель. А потребитель платит за него уже до $100 долларов», – говорит Танкаев. Кроме того, быстрорастущий спрос на нефть в Китае, Индии и Пакистане будет удерживать цены от падения. В свою очередь ОПЕК (40% мирового производства нефти) поддерживает высокие цены, оставив потолок добычи нефти в 30 млн баррелей в день до конца 2014 года. Этот объем меньше прогнозируемого спроса на нефть.
Как события на Ближнем Востоке повлияют на нефтяные доходы России? Иранские нефтяные поля расположены вдоль границы с Ираком. По мнению экономического журналиста Александра Бирмана, если Иран, впишется в конфликт, и в случае затяжных боевых действий, «война поставит крест (или полумесяц) на транспортировке иранских энергоносителей на Запад, для чего, по моему скромному мнению, и затевалась разрядка с Ираном. Да и иракские месторождения выбывают из игры. В итоге у Запада единственной альтернативой российским поставкам остается Саудовская Аравия, а также другие суннитские государства. Динамика цены на нефть будет зависеть от того, как будет развиваться украинский кризис: он позволяет США изолировать Россию и сделать Европу более зависимой от энергопоставок из других стран, в том числе из Ирана и Ирака. Если там будет продолжаться война, то Европа вынуждена договариваться с Россией. Если ЕС не найдет общий язык с Россией, цены на нефть будут расти».
''''По мнению экономического журналиста Александра Бирмана, если Иран впишется в конфликт и в случае затяжных боевых действий, «война поставит крест (или полумесяц) на транспортировке иранских энергоносителей на Запад, для чего, по моему скромному мнению, и затевалась разрядка с Ираном''''
И невдомёк экономическому журналисту что транзит иранской нефти и газа на запад идёт через турцию, к которой у ''государства Ирака и леванта'' нет никакого касательства...
нужно учитывать, что в Турции - сунниты. А в Иране - шииты. Это вековая вражда. И очень напряженные отношения. Сейчас, когда боевики в Ираке - сунниты - воюют против правящего правительства - шиитов - еще не понятно как будет реагировать на всё это Турция. Так что касательство Турции и боевиков - суннитское.
Марат, я не спорю. Я просто сказала что может связывать Турцию и боевиков. :)
''Если там будет продолжаться война, то Европа вынуждена договариваться с Россией. Если ЕС не найдет общий язык с Россией, цены на нефть будут расти''.
Но радость от роста цен на нефть будет недолгой - это ударит по эффективности производства в ведущих странах-производителях и платёжеспособности потребительского спроса, который и так уже трещит по швам, что далее приведет к очередному кризису, потому что производство - это один из основных локомотивов экономического роста.
В конце концов, рост цен на нефть и постоянные войны за нее, приведут к ускоренному развитию технологий, замещающих ископаемые ресурсы, как это произошло с никелем в Китае - они просто внедрили новую технологию, что обрушило цены на никель.
России лучше всего не забывать об этом и вкладываться в высокотехнологичные НИОКР гражданского назначения, создание новых материалов, усиленно развивать сельское хозяйство, особенно органическое, тк на него растет спрос на фоне страха перед гмо продуктами.
думаю происходящее сейчас в Ираке, на короткий период времени выгодно России. США безусловно не хотят потерять свои позиции в регионе, но Украина сейчас их заботит больше. Если оперировать не мыслями, а фактами. США отказалась от военной поддержки Ирака, но оказывает финансовую помощь в закупках вооружения Российского производства. Тем самым выгода наша ясна, мы получаем возможность скинуть очередную порцию металлолома (это не оценка нашего ВПК, это оценка того, что продаем в Ирак) и получить кучу никому не нужных фьючерсов на Иранскую и Иракскую нефть, которые не реально было продать еще в прошлом году, да же Китаю. Согласен с Екатериной по поводу '' России лучше всего не забывать об этом и вкладываться в высокотехнологичные НИОКР гражданского назначения, создание новых материалов, усиленно развивать сельское хозяйство'' и не согласен с Маратом по Турции. Иранскую нефть кто только и как только не продавали, она шла и под видом Казахской, с чего вы решили, что турки играют там какую то значительную роль?