Полезные ископаемые, оружие и лес – основные статьи российского экспорта. Однако обеспечить посткризисный рост отечественной экономики, по замыслу руководителей нашей страны, должен не сырьевой, а инновационный сектор, в частности – информационные технологии. Но российские разработчики программного обеспечения смотрят в будущее без оптимизма. Благополучию IT-компаний угрожает государство, которое может задушить пока еще небольшую отрасль своими руками. Топ-менеджеры софтверных компаний предупреждают: на фоне надвигающейся проблемы все прежние победы российский сферы IT через пару лет окажутся пирровыми.
Сейчас же, пока угроза еще призрачная, российские разработчики программного обеспечения с удовольствием козыряют своими достижениями. По данным некоммерческого партнерства «РУССОФТ» (объединяет 60 российских софтверных компаний), совокупный доход фирм, которые заняты созданием компьютерных приложений, составил $5,5 млрд в год. Из них $2,65 млрд принес экспорт продуктов и сервисов, связанных с их написанием. «Заточенность» российских компаний на внешние рынки помогла им избежать большого урона от падения спроса внутри страны. Как отметил президент «РУССОФТ» Валентин Макаров, пока влияние кризиса оценить сложно: «[Согласно пессимистичному сценарию, цифры] останутся на уровне прошлого года. Кризис украдет у отрасли $350-400 млн и один год времени до достижения символичной цифры в $3 млрд. Оптимистичный сценарий - рост на 10-15%».
Докризисные показатели – увеличение экспорта на 45% ежегодно – очень быстро вывели Россию в лидеры по экспорту готовой софтверной продукции и сервисов для ее производства среди государств Центральной и Восточной Европы. Наша страна недосягаема для соперников с Запада, но заметно уступает Индии и чувствует конкурентное давление со стороны других стран БРИК:
Валентин Макаров констатировал, что за десять лет наблюдений за достижениями отечественных разработчиков программного обеспечения российский экспорт готового софта и услуг по его разработке вырос в 30 раз. «За это время мы стали лидерами в Центральной и Восточной Европе. Компании из России стабильно входят в рейтинги лучших поставщиков IT-услуг и заслуженно лидируют в области разработки сложных приложений. Если не будет происходить серьезных колебаний внешней среды, российская отрасль по разработке программного обеспечения вполне может продолжить свое быстрое развитие», - сказал президент некоммерческого партнерства «РУССОФТ».
«Колебания внешней среды» не заставили себя долго ждать. Планируемые на 2010 год изменения налоговой политики поставят российскую отрасль разработки программного обеспечения под удар. Президент и CEO компании Luxoft Дмитрий Лощинин обратил внимание на непоследовательность фискальной политики российских властей. Поддерживая отрасль по разработке ПО, чиновники дали IT-компаниям право на использование льготных ставок по единому социальному налогу (пункт 6 статьи 241 Налогового кодекса РФ). IT-менеджер назвал право на льготу «единственным реально работающим механизмом поддержки российского бизнеса государством». А теперь, когда властями усиленно пропагандируется необходимость перехода к инновационной экономике, самая, пожалуй, продвинутая отрасль этой экономики рискует, что называется, быть сбитой при наборе высоты.
По соотношению выручки к расходам на оплату труда индустрия разработки программного обеспечения – однозначный лидер среди отраслей экономики:
Как видно из диаграммы, компании-разработчики тратят на выплату зарплат 77% выручки. Что произойдет в ближайшее время, когда единый социальный налог будет заменен страховыми взносами во внебюджетные фонды? В 2010 году размеры выплат останутся на уровне ЕСН и составят 26%, но уже в 2011 году они вырастут до 34%. Результат – непомерное налоговое бремя для отечественных разработчиков ПО. «В нефтегазовом секторе ситуация лучше, - эти слова Дмитрия Лощинина вызвали нервный смешок в зале. – На них «социальные» изменения не скажутся. На нас - скажутся».
Согласно расчетам Luxoft, экономика отечественных софтверных компаний в 2011 году изменится драматически. Экономисты свели все фундаментальные показатели бизнеса разработчиков в таблицу, где хорошо виден результат игры по новым правилам. Цифры были приведены для абстрактной средней компании с 1 тыс. сотрудников, оборотом на человека в размере $40 тыс. в год и с нормой прибыли 10%. Из зала в докладчика полетели возражения: «Тысяча сотрудников – не средняя компания! Это слишком много!» Однако Дмитрий Лощинин успокоил возмущенного коллегу: количество сотрудников на окончательный результат влияет мало.
При нынешнем налоговом обременении софтверные компании приносят прибыль, но «проблема 2011» сразу выносит software development в зону убыточности. «Такой бизнес не имеет смысла. Мы хоть и патриоты, но при таких цифрах мы работать не сможем. Самый простой способ решения данной проблемы – это сохранение льготы», - тут Дмитрий Лощинин выразительно посмотрел на сидящего в президиуме заместителя директора одного из департаментов Минкомсвязи Сергея Иванова, который с вдохновением что-то рисовал перьевой ручкой на листе бумаги. Повышение стоимости услуг – не вариант. Этот маневр грозит IT-компаниям потерей клиентов, поскольку рынок чрезвычайно конкурентный: индусы и китайцы «ведут себя некрасиво и периодически роняют рэйты». Сохранить бизнес можно будет путем переноса центров разработки на площадки за пределами России – в те страны, где у компаний уже есть собственные офисы: на Украину, в Белоруссию, во Вьетнам и так далее.
Глава Luxoft предположил, что российские фискальные органы в результате смогут получить от новых ставок некий суммарный плюс, но кумулятивный «минус» получится существенно выше. Не будет использован потенциал роста индустрии, сократится количество людей в отрасли, уменьшится интеллектуальный потенциал, сожмется бизнес. «Решение вопроса [о сохранении льготы] требует всего одной транзакции – либо утверждения, либо неутверждения. И в том, и в другом случае получится триггерный эффект. Но если будет отказ, то российская отрасль экспорта готовых продуктов и услуг по разработке ПО просто перестанет существовать», - без особого энтузиазма констатировал IT-менеджер.
Инициативы некоммерческого партнерства «РУССОФТ» по спасению бизнеса отечественных разработчиков программного обеспечения вылились в письмо Дмитрию Медведеву. Как сказал Валентин Макаров, президент РФ ознакомился с ним и разослал «соответствующие поручения». Однако лоббисты, судя по всему, не прочь получить от чиновников дополнительные преференции, которые прямо или косвенно влияют на развитие отрасли. В частности, предлагается расширить льготы по ЕСН для всех производителей ПО (а не только экспортеров), устранить перекосы во взимании НДС, а также обеспечить «здоровый протекционизм» отечественным программным продуктам.
Уже после пресс-конференции, в кулуарах, один из топ-менеджеров компании-разработчика ПО возмущенно пересказывал диалог с чиновником. По его словам, сотрудник госоргана никак не мог понять, чем софтверная индустрия такая особенная, что остро нуждается в налоговых льготах. «У нас все равны!» - отрезал чиновник. «Равенство – это лукавство, - вздохнул высокопоставленный IT-менеджер. – Беда избирательна. Но на нас подействовала. Поэтому мы и орем громче всех».
Фото: pixabay.com
В нашей ИТ-компании 10 человек. 80% прибыли составляет экспорт услуг зарубеж. Но эти самые льготы, о которых так душераздирающе вещал уважаемый коллега, нас никак не коснулись. Осмелюсь предположить, что нас таких достаточно много. Оно конечно, по правилу Парето 20% компаний дают 80% дохода в бюджет. Но по правилу Раскольникова 5 бабушек - рубль.Раздражает, что государство на такую 'шелуху' как мы даже внимания не обращает. Но мы продолжаем работать. Так, поверещали слегка, когда эти льготы ввели. Подождали, что нам (не)ответят на письма счастья президенту и премьеру (никто ничего не ответил, даже, когда были дни счастья прямого общения страны с её главными человеками). Но закусили удила и пошли дальше. Хотя задолбали все. Налоговая с Росфиннадзором с их криворукими сотрудниками. Сбербанк, вынесший напрочь весь мозг своим дебильным недосервисом. Итп. Пока терпим.
[COLOR=blue]Президент и CEO компании Luxoft Дмитрий Лощинин сказал:При нынешнем налоговом обременении софтверные компании приносят прибыль, но «проблема 2011» сразу выносит software development в зону убыточности. «Такой бизнес не имеет смысла. Мы хоть и патриоты, но при таких цифрах мы работать не сможем.[/COLOR]Я не знаю систему налогообложения в России. Попробую обойтись данными 2009 г., приведенными в статье таблицей Luxoft-а: Оборот – затраты другие = остаток 1 = 40000 – 10800 = 29200Остаток 1 – прибыль = остаток 2 = 29200 – 4000 = 25200Остаток 2 – налог зарплату = остаток 3 = 25200 – 2899 = 22301Остаток 3 – зарплата = остаток 4 = 22301 – 22301 = 0Аналогично, «драматическое» распределение оборота, в 2011 г, будет следующим:Оборот – затраты другие = остаток 1 = 40000 – 10800 = 29200Остаток 1 – прибыль = остаток 2 = 29200 – 4000 = 25200Остаток 2 – налог зарплату = остаток 3 = 25200 – 6109 = 19091Остаток 3 – зарплата = остаток 4 = 19091 – 19091 = 0Или, если ЕСН = 7136:Оборот – затраты другие = остаток 1 = 40000 – 10800 = 29200Остаток 1 – прибыль = остаток 2 = 29200 – 4000 = 25200Остаток 2 – налог зарплату = остаток 3 = 25200 – 7136 = 18064Остаток 3 – зарплата = остаток 4 = 18064 – 18064 = 0[COLOR=red]В 1-м варианте аналогии, зарплата у «патриотов» уменьшится на 14,4%.Во 2-м – на 19%.Прибыль останется «докризисной».[/COLOR]Что касается угрозы сбежать в «налоговый рай» Украины – будьте любезны!В Украине на 1 грн зарплаты приходится 1 грн налогов.
Я плакал. Вот те крест!Я считаю, что надо радоваться когда на тебя российское государство не обращает внимания!Потому как после получения льгот, как правило, должна последовать смена собственников.А иднию не догнать, потому, что там лучше английский, меньше зарплаты и кастовый+клановый уклад жизни и бизнеса.
Английский подтятем, не проблема.А вот что делать с высокими зарплатами, дорогими кредитами и высокой арендой.
Дополнение к моему сообщению от 16.09.2009 12:03:34Мой скептицизм по поводу «патриотов», пишущих письмо президенту, не означает полного понимания действий чиновников.Несколько лет назад, в «Моменте истины», А.Караулов сообщил, что российско-вьетнамская нефтедобывабщая компания платит столько же налогов, сколько платит вся нефтедобывающая отрасль России. При том, что объём нефтедобычи этой компании составлял 5% от всего объёма добычи отрасли.Опровержения данных, сообщённых А.Карауловым, что-то, не было слышно.