«Demo-вечер» – это возможность для компаний рассказать о себе, показать свои достижения и назвать цели привлечения дополнительных средств. Участники также могут обсудить важные вопросы бизнеса и общества.
Вечер 2 октября состоял из двух частей. Темой первой стал раздел EdTech – новая форма дополнительного образования. Направление активно развивается как в плане использования новых технологий, так и в отношении прибыльности. Успешные стартапы доказывают, что инвестиции в образование – это лучшие инвестиции.
Встреча началась с выступления Натальи Царевской-Дякиной – инвестора и специалиста в секторе EdTech. Она отметила, что быстрое развитие технологий и бизнеса сделало дополнительное образование не только полезным, но и обязательным. Все больше людей стремятся освоить новые навыки и профессии. Растет и число тех, кто отправляется на учебу «для себя», из интереса к определенной сфере.
Культивируемый технологиями интерес к новым знаниям ведет к быстрому росту рынка образования. Общий объем инвестиций в него по всему миру превысил 5 млрд евро, уже зафиксировано появление первых «единорогов». Дополнительное образование также активно развивается и в России, несмотря на сравнительно низкий уровень инвестиций. Особенно впечатляющий успех показали онлайн-школы – за 2018 год их капитализация выросла на 300%. Самой успешной российской компанией в этом секторе стала школа SkyEng.
Несмотря на бурную активность образовательных компаний и их инвесторов, некоторые части рынка все еще остаются неосвоенными. К примеру, в России до сих пор почти нет курсов дополнительного образования для «синих воротничков». Хотя многие компании остро нуждаются в квалифицированных рабочих. Объем рынка курсов для них оценивается в 130 млрд руб.
Большинство российских EdTech-стартапов запускаются на ресурсах основателей, с минимальным участием инвесторов. Но на рынок начинают выходить крупные компании, такие как «Яндекс» и «Сбербанк», а также государственные институты. Также формируются первые специализированные венчурные фонды.
Наталья выделяет в EdTech несколько устойчивых трендов. Первый – это «сближение с жизнью». Курсы помогают решать насущные задачи и проблемы и переходят от фундаментального образования к профессиональному и прикладному. Второй тренд – индивидуализация. Рост количества взрослых учащихся подталкивает образовательные компании к адаптации своих курсов к индивидуальным графикам и пожеланиям. Клиент должен иметь возможность выбирать время и форму своего обучения.
Образование становится непрерывным, распространяется на всю жизнь. Учеба перестает быть прерогативой молодежи – все больше курсов рассчитаны на зрелых и пожилых людей. Еще один важный тренд EdTech – развитие частных образовательных учреждений. Частные детские сады, школы и университеты постепенно преодолевают законодательные ограничения, становясь альтернативой государственным заведениям. Примечательно, по мнению Натальи, что развитию частного образования мешают не столько чиновники, сколько сами родители, часто не готовые принять новые методы и формы учебы для своих детей.
Спикер подчеркнула, что инвестиции в EdTech прибыльны и достаточно надежны. Наталья отметила и другой аспект рынка. «Если проект выгорает, то вы – успешный инвестор. Если не выгорает, то вы – благородный меценат» – пошутила она. После этого на сцену начали выходить ищущие капитал стартапы и представлять свои проекты.
1. Sikorsky Academy
Директор компании Всеволод Бельченко начал выступление со ссылки на актуальную статистику. Согласно данным социологических опросов, 81% россиян хотят поменять профессию. Школа Светланы Сикорской предлагает возможность реализовать эту мечту тем, кто хочет попробовать себя в парикмахерском деле. Школа проводит интенсивные курсы для подготовки и переподготовки парикмахеров различных специальностей. В обучении они используют собственную LMS – цифровую систему управления курсами – и ориентируются на скорость освоения новых навыков.
Школа ищет инвестиции для запуска нового проекта – курсов для специалистов-строителей. Многие строительные компании ищут специалистов определенных узких специализаций, но соответствующих курсов практически не существует. Часть инвестиций также будет направлена на усовершенствование LMS и разработку мобильного приложения.
2. «Наука и Магия»
Многих родителей волнует вопрос: «Куда сходить с ребенком в регионах?». Временные выставки «Науки и Магии» ориентированы на семейную аудиторию и представляют интерактивные экспонаты. Компания работает на проектной основе: выставка «приезжает» в город на арендованную площадку, работает 2-4 месяца, после чего отправляется в новое место.
«Наука и Магия» работает с 2016 года. В среднем каждая выставка приносит прибыль в 1,6 млн руб. Компания ищет 30 млн руб. для организации двух новых, более масштабных выставок.
3. United Brake Systems
Следующие соискатели работают на традиционном рынке, производя тормозные колодки и диски. Компания гордится использованием только «премиальных» тормозных смесей из органических компонентов и доступностью своей продукции. Низких цен они добиваются за счет экономии на продвижении продукта.
UBS ищет заем для расширения производства. Для привлечения кредиторов компания готова выставить на продажу 25% акций.
4. Alfa Global
Компания специализируется на производстве и поставке материалов для сварки по всей России. Alfa Global ориентируется на сотрудничество с коммерческими организациями, но поддерживает отношения и с государственными покупателями. Среди партнеров – «Газпром», «Акрон» и «Невинномысск-Ремстройсервис». Материалы поставляют из Китая и Индии, но производитель имеет «запасные варианты», на случай конфликта с заводами.
Alfa Global планирует привлечь дополнительное финансирование в оборотный капитал, что позволит значительно увеличить финансовые показатели компании.
5. «ОваяКо»
Компания занимается производством и розливом воды, сокосодержащих и энергетических напитков под собственным брендом и в сотрудничестве с другими крупными ритейлерами. Производитель гордится использованием натуральных компонентов и «уникальными вкусами» своих напитков.
«ОваяКо» ищет заем для производства и поставки нового энергетика NRGet – это коллаборация с известным видеоблогером Эриком Давидычем. Активное продвижение продукта должно значительно увеличить продажи. Инвесторы получат около 60% прибыли.
6. «Индастриал Модуль»
Поставщик IT-оборудования для частных и госкомпаний. Основную прибыль приносит сотрудничество с банками: «Сбербанком», «ВТБ 24»... Как правило, контракты заключаются на большие поставки, нередко заказчики ищут редкое и дорогое оборудование.
«Индастриал Модуль» привлекает финансирование для расширения закупок. Участие инвесторов поможет компании компенсировать отсрочки платежей, согласованных в крупных контрактах.
7. «Карусель»
Стартап работает на перспективном рынке шеринга электросамокатов. Свои проекты в этом секторе планируют запустить Uber и другие крупные транспортные компании. В России же «Карусель» стала первопроходцем.
Компания преуспевает, но нуждается в пополнении оборотных средств для покупки новых самокатов. С этой целью генеральный директор Иван Серебренников пригласил инвесторов поучаствовать в росте молодой компании и пообещал выгодный экзит за 180 дней.
8. Passteam
Онлайн-сервис, разрабатывающий программы лояльности. Стартап помогает другим компаниям создавать карты лояльности в сервисах Apple Wallet и Google Pay. Компания планирует привлечь 1000 новых клиентов из среднего и малого бизнеса. Для этого сервис проведет интеграции с известными CRM-системами, что позволит доступно рассказать о продукте целевой аудитории. Для реализации этой цели «Passteam» предлагает 10% доли за 15 млн руб.
Фото в анонсе: StartTrack
Лично я бы уклонился от инвестирования в указанные стартапы.
Согласен! Ни одной проблемы не решают описанные стартапы. Лишь образовательный (№1), с большой натяжкой, можно выделить...
В EdTech я бы еще отметил перспективные проекты Puzzle English и Memrise.
На строительном рынке не онлайн-школы нужны, а политическая воля. В строительстве кидалово сплошное, посредник на посреднике сидят. Бригадам предлагают работать вчёрную непонятно на кого и через кого. Условия работы при вахтовом методе предлагают откровенно скотские, на которые соглашаются или безграмотные гастарбайтеры или даже откровенные мошенники. А потом строительные компании удивляются, что специалистов сложно найти. И приходится стройплощадку превращать в военный объект, чтобы рабочие там впахивали по 12 часов и более и не могли выйти с территории.