Как стать ментором для бизнеса и развиваться в менторинге

Представьте себе типичного предпринимателя. Он построил бизнес, который прошел «долину смерти», его компания выжила, одна из десятка. Предположим, он уже зарабатывает деньги и даже имеет прибыль. Но вот беда: он не знает, что делать дальше. Известно, что компания «растет» до уровня собственника. Наступает момент, когда собственник упирается в стеклянный потолок.

Вопросы выживания и вопросы устойчивого развития не связаны вообще. И если первые требуют, скорее, наличия чуйки, то вторые – серьезных системных знаний. Наш типичный предприниматель начинает их искать. Занимается этим годами, его бизнес не растет, стагнирует.

Теперь представим другого предпринимателя, более успешного и опытного. Развил и продал бизнес. Или получает устраивающий его дивидендный доход. Он ищет, чем бы ему заняться. И создание очередного бизнеса его может и не вдохновлять. Или пусть это будет не предприниматель, а топ-менеджер. Получающий значительные бонусы, немного «закисший» в корпоративной среде. Размышляющий о том, чем бы ему еще заняться.

Этих двух персонажей объединяет одно: у них еще есть энергия, у них много разнообразного опыта, и они не представляют, чем можно себя полезно и интересно занять. Вернее, их не устраивают типовые ответы: кругосветка, инвестирование, обучение психологии и биохакинг.

Несложно представить, что предприниматель из первого и из второго примеров могут быть комплементарны друг другу. Одному нужна экспертиза и опыт, другому – возможность содержательно и интересно проводить время. Разумеется, и тот и другой мыслят категориями выгод. Первый хочет развить свой бизнес, второй – заработать на опыте.

На пересечении этих проблем и этих желаний возник менторинг. Точнее – менторинг бизнеса. Новая для нашей страны сфера деятельности, которая вот-вот станет профессией. И я хочу немного о ней рассказать, возможно, вы найдете что-то интересное для себя и даже захотите присоединиться. В роли персонажа из первого или второго примеров.

Что такое менторинг?

Сначала определение. Менторинг — это стратегическое партнерство, где ментор передает свои опыт и знания, обеспечивая поддержку в развитии и прогрессе менти: основателю бизнеса (фаундеру) и его команде. Реализация технологии менторинга обеспечивает процесс развития стратегических и операционных компетенций менти под управлением ментора или менторов. Успешный менторинг возможен исключительно на основании осознанного фаундером запроса. Обратите внимание на несколько существенных моментов:

  • Во-первых, в определении указано «стратегическое партнерство», что означает что ментор для фаундера должен стать и часто становится партнером. Это не абстрактное выражение, а вполне конкретная роль и поведение. И даже правовой статус, как мы обсудим ниже.
  • Во-вторых, менти – составное понятие, включающее в себя саму компанию, ее основателя или основателей, а также менеджеров компании, которые участвуют в процессе менторинга под управлением ментора. Это означает, что менторинг – достаточно сложная сфера деятельности, подразумевающая особую технологию и прокаченные навыки.

Исходя из определения менторинга, кто же такой ментор? Это эксперт, который опираясь на опыт своих профессиональных успехов, меняет подход фаундера к бизнесу и помогает стартапу или операционной компании решить ряд задач в той сфере, в которой у команды не хватает компетенций. Как правило, ментор – постоянный партнер компании, он получает оплату и/или опционы на контрактной основе. Строго говоря, цель ментора – стать партнером. И это же – способ менторинга.

Зачем менторинг нужен ментору?

Основной мотив – систематизация знаний. Это может показаться циничным, но, чтобы уложить в голове многолетний опыт, порой необходимо им начать делиться. В этом смысле менторинг представляет широкие возможности. В зависимости от того, какого менти вы выбираете, вам доступны те или иные аспекты развития компании: от регулярного менеджмента до корпоративного управления, от настраивания продаж до наладки управленческого учета.

Второй мотив – нетворк. Ничто так не расширяет количество и качество коммуникаций, как погружение в десятки разных бизнесов. С их уникальными культурами, моделями, процессами и сотрудниками. Занимаясь менторингом несколько лет, ваш покорный слуга приобрел такое количество контактов в различных профессиональных сферах, которое не получал за пару десятков лет работы в корпорациях.

Третий мотив – поиск партнеров. Вы не поверите, насколько это большая проблема. Мне известны десятки, да что там – сотни проектов, которые не реализуются потому, что их идеологи не могут найти партнера-единомышленника. А сколько можно было бы сделать новых бизнесов, если уметь и находить толковых партнеров, не правда ли? Менторинг дает такую возможность. Как за счет постоянного общения с менти, так и за счет общения с коллегами-менторами в нашем Клубе. Но подробно об этом – ниже.

Четвертый мотив – видимый и достаточно быстрый результат. Для многих, особенно работающих в корпоративной среде, критично важно наблюдать «дела рук своих». Но бывает так, что «первые всходы» решений и действий ты видишь спустя годы. Но это не история про менторинг. Согласитесь, делиться знаниями и опытом и видеть результат своих рекомендаций «прямо здесь и сейчас» дорогого стоит.

Пятый мотив – параллельная карьера. Он актуален для топ-менеджеров корпораций. Рано или поздно настает день, когда пути наемного сотрудника с компанией расходятся. Иногда – довольно неожиданно для первого. Развитие параллельной карьеры ментора позволяет выстроить вторую опору.

И, наконец, деньги. Завершающий, но не последний мотив. Ментор не меценат, не благотворитель. Передача опыта позволяет сохранить время менти, развиваться быстрее или не тратить годы на устранение следствий типовых ошибок, или поиск и построение «велосипедов». Ментор работает чаще за долю, вернее, за опцион. Успешный проект может сделать его миноритарным владельцем в компании-менти. Но для этого придется попотеть. Менторинг не легкая прогулка скучающего эксперта.  

Каковы запросы на менторинг?

Наше профессиональное сообщество выделяет три основных запроса: стагнация, привлечение инвестиций и выход на новые рынки.

Первый запрос очевиден, и в доле всех составляет около 70%. Его суть такова: фаундеру кажется, что его бизнес медленно растет. Это не всегда подтверждается объективными показателями, здесь ключевой момент – «кажется». И первая задача ментора в таком проекте – понять, действительно ли рост затруднен, либо речь идет о необоснованных фантазиях фаундера. То есть ментору необходимо работать еще и с целеполаганием фаундера, с его ожиданиями. Этот принцип также является отличительной особенностью менторинга бизнесов.

Второй запрос – привлечение инвестиций. Это основа работы любого инвестиционного брокера, но в отличии от них, ментор нацелен на долгосрочную работу с проектом. Поэтому задача ментора – это не втюхать компанию на ближайшем раунде, но построить долгосрочную инвестиционную стратегию и сопровождать фаундера до выхода из компании. Как правило, привлечение инвестиций сопрягается и с переосмыслением всей стратегии бизнеса, и с обеспечением подтверждения темпов роста, так что такой проект длится год и более.

Третий запрос про новые рынки или новые продукты. В последнее время его доля неуклонно растет, так как многие компании устремились «в мир». Роль ментора здесь очевидна: при наличии опыта вывода бизнеса на другие рынки ментор может сэкономить компании годы и миллионы. Разумеется, еще важна и записная книжка ментора, и его умение налаживать контакты в тех или иных географиях.

Как стать ментором?

Есть хорошая шутка про коучинг: чтобы стать коучем, надо три раза громко крикнуть: «Я – коуч!». С менторингом так не получится. Ему надо учиться и учиться достаточно долго. Есть три курса, которые я могу рекомендовать, они называются «Ментор бизнеса», «Стратегия бизнеса» и «Привлечение инвестиций». По совокупности они «закрывают» большую часть необходимых ментору компетенций, не заменяя, естественно, вашего опыта и знаний. Самым главным, инициирующим, является первый курс. В начале марта он запускается уже в девятый раз и на нем за последние два с половиной года обучилось около 250 человек.

О чем курс? Он начинается с этических основ менторинга, с кодекса правил или принципов, который необходим для любой профессии. Первые два занятия посвящены простой задаче: чтобы каждый студент дал самому себе ответ на простой вопрос: «Хочешь ли ты быть ментором и можешь ли ты им стать?». Если ответ на эти вопросы положительный, то дальше начинается большой блок о диагностике (скрининге) менти. В рамках курса была разработана авторская технология оценки успешности менторинга, которая позволит сэкономить много времени начинающим менторам на отказе от заведомо неуспешных проектов.

Разумеется, на курсе рассказывается и о контрактах ментора: схемы оплаты, договоры, соглашения, юридические риски. Проводится введение в технологию менторинга (полный курс по технологии называется «Стратегия бизнеса») и даже рассматриваются аспекты построения личного бренда ментора для формирования потока менти. Но основной курса, все же, является технология входа в профессию. Или ответ на вопрос: «Как стать ментором?».

Как развиваться в менторинге?

Очевидно, что развитие в любой профессии невозможно вне профессионального сообщества. Понимая это, мы создали Клуб менторов. Сейчас в нем состоит более 80 человек, это невероятный нетворк и живая атмосфера постоянного познания нового. Вход в Клуб возможен только для студентов, которые успешно завершили курс «Ментор бизнеса». Это правило позволяет сохранить ауру единомышленников.

Клуб создан и для привлечения проектов, привлечения менти. Еженедельно в Клубе презентуются до шести проектов, это две сотни разнообразных бизнесов в год с учетом праздников и форс-мажоров. Помимо этого, Клуб организует до сотни образовательных мероприятий в год, что позволяет всем участникам найти пищу для ума и постоянно находиться в профессиональном тонусе.  

В заключени нужен какой-то призыв к действию. Разочарую, его не будет. Менторинг как профессия быстро развивается. Сейчас идет разработка профессиональных стандартов, создаются новые курсы, возникают новые смыслы. Но в силу специфики этой деятельности мы ждем тех и только тех, кто готов заниматься менторингом всерьез. Условия развития обеспечим, но все зависит только от вас.

Узнать больше о менторинге можно на курсе «Ментор бизнеса». Запись на бесплатные пробные уроки – на сайте EdutechLab

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Специалист, Пермь

1. Чем описанная схема - привлечение ментора за опцион - отличается от механизма консультационного совета или привлечения независимых директоров в состав Совета директоров!? 

В сутевой части. 

2. "Цель ментора - стать соучредителем ".

Совпадает ли это с целью акционеров? 

3. Каждый из доменов знаний - оценка текущего состояния бизнеса, привлечение внешнего финансирования, разработка долгосрочной стратегии развития - м. б. Реализован и через иные механизмы. 

4. Какие критерии оценки деятельности ментора - количественные и качественные!? 

5.Статья - Джинса. 

 

Партнер, Красноярск

Да пофиг, что джинса, вопрос в другом. Положим, ментор (вах!) смог объяснить тупым бизнесменам, как поделить прибыль и при этом не перестрелять друг друга, ещё и ему долю малую отстегнуть, вроде справедливо пока. А чем он отвечает в случае убытков? Все, ну вот просто -ВСЕ продавцы щастья глухо молчат про такой вариант, а он вполне себе может случиться. И что тогда? "Не шмохла я, не шмохла..." ?

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Алексей Старков пишет:

1. Чем описанная схема - привлечение ментора за опцион - отличается от механизма консультационного совета или привлечения независимых директоров в состав Совета директоров!? 

 

 

По п. 1 - возможно тем, что для независимого директора требуется все-таки подтверждение компетенции ) 

Аналитик, Нижний Новгород

А не проще бы было назвать этот менторинг наставничеством в бизнесе? Мне сложно представить студента обучающегося менторству не имеющего достаточного опыта, только юношеский задор. Тем более, если учитывать вступительные слова к статье, где автор говорит о передаче опыта при разрастании бизнеса, переходе на более высокий уровень управления.

Подозреваю, это должны быть мои коллеги. Но каким инструментам их учат, есть ли в обучении ознакомление с трудами Богданова, Анохина?

Генеральный директор, Москва

Сначала определение. Менторинг — это стратегическое партнерство, где ментор передает свои опыт и знания, обеспечивая поддержку в развитии и прогрессе менти: основателю бизнеса (фаундеру) и его команде. 

Как ментор может - технически - обеспечить поддержку в развитии и прогрессе? Как и чем он может гарантировать прогресс? 

В рамках курса была разработана авторская технология оценки успешности менторинга, которая позволит сэкономить много времени начинающим менторам на отказе от заведомо неуспешных проектов.

Если кто-то со стороны уже понимает, что проект заведомо провальный, при чем тут менторинг? 

Researcher, Москва

Метор в бизнесе учит других как стать ментором в бизнесе.
Учит, заметьте, не бизнесу, не менеджменту, не технологии, не анализу, планированию и учету, а менторству в бизнесе.
Тиражирует или лучше сказать реплицирует так сказать себя. Как вирус.

Как бы говорит другим -- Не знаете как зарабатывать? Приходите ко мне я научу вас менторству в бизнесе. Станете ментором как я и тоже потом будете кого-нибудь учить менторству. Вы ничем не рискуете -- ни своими деньгами, ни своей репутацией. Приходите научу. Места на рынке хватит всем -- здесь куча таких же как и вы, которые не знают, не умеют и не хотят заниматься реальной созидательной работой.

Для тех, кто прошел горнило постановки и развития собственного или пусть даже чужого бизнеса в реальном секторе, вряд ли здесь будет что-то интересное.
Для людей без опыта -- да, но как такой человек может стать ментором в том, к чему никогда не имел отношения? Лишь поучившись менторству у другого ментора? Не смешите меня. Значит, будет реплицировать себя в лице таких же как сам.

Я с большим скепсисом отношусь ко всем этим коучам, менторам, фасилитаторам и прочим модераторам стратегических сессий. Которые просто паразитируют с одной стороны на идее бизнеса (не имея к нему реального отношения), а с другой стороны -- на доверчивости и/или неспособности обывателя заняться чем-нибудь более созидательным -- да тем же бизнесом или хотя бы предпринимательством, продавая реальный продукт (товар, технологию, услугу), а не воздух.

Мой вердикт -- такого здесь должно быть поменьше. Ничего кроме раздражения такой контент лично у меня не вызывает.
Соррямба за прямоту.

Консультант, Самара
Сергей Средний пишет:
Ничего кроме раздражения такой контент лично у меня не вызывает.

Как и всякий рекламный контент. 

Консультант, Самара
Сергей Средний пишет:
Приходите ко мне я научу вас менторству в бизнесе. Станете ментором как я и тоже потом будете кого-нибудь учить менторству.

Был раньше такой анекдот: Не умеешь что-то делать - иди учить, как это делать. Не умеешь учить - иди в критики. 

Теперь можно продолжить: не получается даже критиковать - иди в менторы )))

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

Интересно, а как должен происходить процесс встречи хозяина бизнеса и ментора?

Если, например, у человека болит зуб, он идет к зубному врачу. Течет кран на кухне, вызывает водопроводчика. А тут как?

Специалист, Пермь

Какие  достижения в реальном бизнесе есть у автора этой статьи!? Что конкретно он создал!? 

По описанию в профиле все размыто. 

Какие бизнесы были им проконсультированы и с какими итоговыми результатами!? 

Без ответа на это - это обещания с тренингов в стиле Осипова/Дашкиева/Шабутдинова/ Робинса.. Про успешный успех. 

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.