С каким настроем идти на программу MBA, чтобы не разочароваться

Принимая важные решения, всегда полезно посмотреть на ситуацию с разных сторон. Executive.ru заглянул за кулисы MBA-программы вместе с Анной Докукиной, преподавателем Плехановской школы бизнеса «Интеграл». Что видит наметанный взгляд профессионального преподавателя в современных руководителях? 

Что дает программа MBA

Executive.ru: Как бы вы ответили на вопрос «зачем мне MBA»?

Aнна Докукина: Я вижу, что мысли об MBA возникают тогда, когда профессионал начинает испытывать дискомфорт на работе или в жизни. Возникают рефлексивные вопросы: «Так ли я живу, как хотел?», «Тем ли занимаюсь, что соответствует личным предпочтениям?». Программа MBA затрагивает не только область корпоративного управления, она предлагает возможность сформировать новую концепцию своей жизни.

Так что я переформулировала бы вопрос на «Хочу ли я дальше развиваться в своей области или в смежной?». И если ответ да, то MBA-программа может стать центральным осознанным элементом lifelong learning путешествия для руководителя.

Также я наблюдаю, как некоторые слушатели волнуются или испытывают давление, потом что сами или их окружение ждут от них невероятных свершений по окончанию программы. У некоторых есть страх, что если не сейчас попытаться постичь новые тренды в менеджменте, то завтра они окажутся не на том уровне, о котором мечтают.

Стратегический менеджмент не ограничивается тем, что описано Майклом Портером 50 лет назад. MBA дает возможность окунуться в научную, профессиональную среду, где можно найти идеи для крутых изменений и стремительных взлетов. 

Executive.ru: Опишите эту среду, пожалуйста.

А. Д.: MBA – это не курсы по предпринимательству, а продуманная, цельная образовательная программа, которую невозможно реализовать в одиночку. Над ее созданием работают академические преподаватели, которые разбираются в высшем образовании, в то же время они имеют богатый профессиональный опыт. Эти специалисты постоянно повышают квалификацию на уровне университета, регулярно проходят обучение по методикам преподавания.

Университет предоставляет всю необходимую инфраструктуру и современное техническое оборудование для комфортных занятий. Этот момент часто отмечают и сами слушатели.

Занятия проходят в историческом корпусе, который пропитан усилиями предыдущих поколений. Взрослые люди с удовольствием погружаются в антураж и ценят эту возможность больше, чем бакалавры, которые просто проходят мимо.

На занятиях говорят современным языком менеджмента, но не теряют связь с академической базой. В соседних аудиториях реализуются инновационные программы, проходят деловые мероприятия, к которым можно присоединиться уже после занятий. 

Executive.ru: На чем вы рекомендуете сфокусироваться слушателю MBA-программ на процессе обучения или на результате?

А. Д.: Преподаватель – это синий воротничок, который работает в цеху над созданием продукта, отвечает за эффективный процесс обучения на своем курсе. Как правило, слушатели идут на программу за результатом, и каждый видит его по-своему.

Например, кто-то в качестве критерия успешного обучения ставит себе цель получить 1-2 ценные идеи от каждого курса в рамках программы. Я бы рекомендовала слушателям погрузиться в процесс обучения и воспользоваться всеми возможностями, которые предлагает организатор: от нетворкинга до красивой церемонии награждения.

Каким должен быть идеальный преподаватель MBA

Executive.ru: Что слушатели ждут от преподавателя MBA-программ?

А. Д.: Идеальная комбинация, которую хочет видеть аудитория в преподавателе – это сочетание университетского профессора и практикующего профессионала. Теоретику, который просидел всю жизнь в библиотеке и ничего дальше аудитории не видел, сложно будет расположить к себе взрослую опытную аудиторию.

Для себя я выделяю два важных качества преподавателя на сегодняшний день:

  • Реактивность. Надо уметь мгновенно реагировать на вопросы, даже если не можешь сразу ответить. Можно взять паузу, подготовиться и вернуться с обратной связью по теме.
  • Эрудиция. Надо быть в бизнес-контексте, следить за событиями, за тем, что происходит в мире, в стране, связывать знания с тем, что происходит сегодня. 

Опытной аудитории интересен профессионал широких взглядов, доброжелательный, открытый и контактный. 

Executive.ru: Как вы располагаете к себе аудиторию опытных руководителей? 

А. Д.: На профессиональных курсах для преподавателей учат первые занятия посвящать себе, поэтому в начале преподаватель, действительно может много рассказывать о себе, чтобы установить контакт с аудиторией. Все делают это по-разному.

Мой подход – рассказать личную историю, как и почему я оказалась перед аудиторией сегодня. Я всегда подчеркиваю, что представляю свою Alma Mater, потому что когда-то сама закончила Плехановский университет, но хотела поступать в театральный. Шучу, что слушателям повезло – они получили профессионального преподавателя, кандидата экономических наук с актерскими амбициями. Обычно это вызывает улыбку.

После того как первый лед в аудитории растаял, переходим к сути. В первые слайды материалов преподаватель включает информацию о себе, которую легко можно проверить. Я указываю перечень своих значимых проектов, поездок, выступлений и фотографии. Продолжаю рассказывать историю своей профессиональный жизни, как я оказалась в этой аудитории, почему у меня есть право здесь находиться и что-то рассказывать. 

Прибегаю к проверенным способам растопить лед:

  • Открываюсь, честно и искренне говорю то, что чувствую: «Я вас боюсь, потому что понимаю, что пришла в аудиторию жестких профессионалов». Первое занятие – это всегда вызов для преподавателя. Признаю, что волнуюсь. Могу пошутить смело или остро, но всегда уместно. Подчеркиваю свою позицию, что я здесь не для пассивной передачи знаний.
  • Перемещаюсь по аудитории. Я никогда не сижу во время занятий, все время двигаюсь в пространстве, могу продуманно кого-то коснуться, если это уместно. Если в процессе дискуссии со слушателями достигли какого-то соглашения, то можем хлопнуть в ладоши, дать пять. Все это не импровизация, а продуманные и отрепетированные вещи.

Executive.ru: Как работает обратная связь преподаватель-слушатель? Как слушатели оценивают программу/курс? 

А. Д.: Системной оценкой программы занимается администрация школы. Это происходит регулярно, в конце каждого занятия и курса в целом. С помощью анкетирования слушатели выставляют оценки преподавателям, дают открытые комментарии. На основе этой обратной связи происходит эволюция программы: преподаватель вносит изменения в занятия, ищет интересные примеры для разбора, курс корректируется, приглашают новых экспертов, с кем-то из преподавательского состава продолжают сотрудничество, с кем-то расстаются.

Неравнодушный спикер всегда чувствует свою аудиторию. Лично для себя, я всегда отмечаю интерес аудитории по таким признакам:

  • Не спешат уйти домой, даже если время позднее, ведь у всех дела рабочие и семейные. Подходят к моему столу, благодарят, дискуссия продолжается уже после занятий.
  • Сотрудничество выходит за рамки аудитории, через время поступают запросы о сотрудничестве, например, выступить на форуме.
  • Благодарят лично, просят добавить их контакты в рассылку материалов.
  • Выполняют домашние задания.

Особенности обучения взрослых

Executive.ru: В чем заключается специфика обучения взрослых людей? Какие методологии работают лучше?

А. Д.: Отвечу тезисно:

  • Надо соблюдать баланс в подаче материала и дальнейшей активности.
  • Использовать большое количество примеров. Важно инициировать приведение примеров со стороны аудитории. Обожаю, когда слушатели начинают разворачиваться друг к другу, вступая в дискуссию. Преподаватель в таком случае выполняет роль модератора, а обучение переходит в формат pear-to-pear.
  • Предоставлять доступ к актуальным материал для самостоятельного изучения как до, так и после занятий. Список литературы по курсам внушительный. Маловероятно, что за пять недель можно его осилить – это так называемый лист для longlife-reading. Продолжить его изучение можно и после окончания программы. В этот гайд входят не только книги, но и актуальные статьи.
  • Многие преподаватели отказываются от домашних заданий, но мне, как неравнодушному профессионалу, хочется, чтобы слушатели были со мной не только на занятиях, но и после думали о предмете. Поэтому я активно привлекаю аудиторию к изучению кейсов в качестве домашней работы.
  • Взрослые люди сложнее поддаются контролю, не все чувствуют себя комфортно в роли студента, которого оценивают, выставляют баллы, требуют несданные задания. Но пренебрегать контролем нельзя, иначе уходит ощущение важности тех усилий, которые слушатель вкладывает в учебу.

Executive.ru: Какие нестандартные подходы к обучающему процессу вы используете? Чем удивляете опытных слушателей?

А. Д.: На курсе «Инновационный менеджмент» я предлагаю посмотреть мультфильм «Летучий корабль» (1979). Он хорошо иллюстрирует аспекты инновационной системы, создания и использования нового продукта, а также управления инновационными процессами. Есть план дискуссии, специальная форма, где структурируются эпизоды и герои, их поведенческие образцы, стратегии, достижение целей, последствия.

Как правило, задание посмотреть мультик является неожиданным, вызывает положительную реакцию, хотя бывают и ироничные замечания. Однако дискуссия всегда проходит интенсивно. Самый яркий тезис, который можно привести, чтобы показать интерес к этому кейсу, обозначил один из слушателей: «Я теперь не смогу смотреть с детьми мультфильмы, не раскладывая их по стратегическим и тактическим элементам».

Executive.ru: Одна из ваших предметных областей – стратегический менеджмент. Как вы оцениваете владение этим предметом у современных руководителей?

А. Д.: Грань между стратегией и тактикой очень прозрачная. Парадокс заключается в том, что большинство считает, что они знают что такое стратегия, но эта уверенность ослабевает, как только я предлагаю выполнить простое задание – давайте сформулируем стратегическую цель вашей компании. Можно ли считать 50% доли рынка стратегической целью? Они отвечают – да. Хорошо, достигли, что дальше? Для чего вы этого хотели? Аудитория заходит в тупик.

Сегодня естественно проводить параллели между психологией человека и психологией фирмы, пытаться применить к компании те подходы, которые мы испытываем на себе. Поэтому я предлагаю начать с того, чтобы сформулировать стратегию нашей жизни. В этот момент в аудитории возникает неловкая пауза, стеснение, мысли о том, что занятие переходит в сеанс групповой психотерапии.

На самом деле у всех одна стратегическая цель – жить счастливо, а что каждый вкладывает в это понятие, какие критерии успеха и метрики – это его личное тактическое дело. Когда с жизненными стратегиями разобрались, предлагаю перенести фразу на уровень стратегического менеджмента компаний – что значит жить счастливо для бизнеса? Здесь и начинается интересная дискуссия!

Продолжается набор на программы МВА, профессиональной переподготовки, повышения квалификации Плехановской школы бизнеса «Интеграл». Узнать больше о всех программах можно на официальном сайте школы.

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.