Ради чего стоит идти на программу МВА в российской бизнес-школе

Во времена, когда возможностей для получения степени МВА в зарубежной бизнес-школе было значительно больше, некоторые осознанно делали выбор в пользу российских бизнес-школ. О причинах такого решения, ожиданиях от учебы и о том, что может произойти по ее окончании, Executive.ru поговорил с выпускницей Плехановской школы бизнеса «Интеграл», директором по организационному развитию ГК TFN Анной Прокудиной (на фото в анонсе). 

Причины поступления на программу МВА

Executive.ru: Анна, расскажите, пожалуйста, почему вы решили получить МВА? 

Анна Прокудина: Я задумалась о получении степени МВА в 2010 году. На тот момент я занимала должность директора по организационному развитию в одной из компаний банковского сектора. В тот период уже пришло осознание того, что мне не хватает новых знаний и навыков, в частности, в области корпоративных финансов и стратегии, управления изменениями. Теорию я успешно могла изучать и самостоятельно, но хотелось получать информацию у практикующих экспертов. Именно эта потребность привела меня в школу бизнеса «Интеграл».

Решение пойти на MBA было абсолютно осознанным и по прошествии времени оно оказалось еще и очень правильным с точки зрения того, как в последствии выстраивалась моя карьера. 

Executive.ru: Вы изначально рассматривали только российские бизнес-школы или задумывались о получении МВА за границей? 

А.П.: Конечно, задумывалась. Но чтобы получить те знания, которые были нужны лично мне, необязательно было отправляться в зарубежную школу. Мне хотелось учиться у российских практиков, которые лучше понимают специфику нашего бизнеса. На тот момент я не планировала менять работодателя, а хотела развиваться в своей компании, отдавая предпочтение обучению «без отрыва от производства». Поэтому выбирала между несколькими российскими школами. 

Выбор бизнес-школы

Executive.ru: Как вы выбирали школу и программу? Чем руководствовались? Насколько быстро определились? 

А.П.: Мне были интересны бизнес-школы, созданные на базе ведущих московских вузов. В 2010 году выбор школ, действительно предоставляющих качественное образование, был невелик: НИУ ВШЭ, МГТУ имени Баумана, РАНХиГС, РЭУ имени Плеханова.

Для меня были важны: наличие программы по направлению «Стратегия», международная аккредитация, транспортная доступность, высокий рейтинг, хорошие отзывы, профессиональные преподаватели и истории успеха выпускников. Я смотрела рейтинги, читала отзывы на форумах, изучала наполнение программ и преподавательский состав, сравнивала стоимость. На принятие окончательного решения, выбор специализации и школы у меня ушло месяца два, не больше.

Дистанционный формат я не рассматривала изначально, хотелось живого общения. Также была важна возможность совмещать учебу с работой и личными делами. Поэтому я рассматривала только те школы, в которых подразумевалась вечерняя форма с очным посещением занятий. В Плехановской школе бизнеса «Интеграл» занятия проходили в будни с 19:00 до 22:00. 

Executive.ru: Решив получить МВА, вы рассчитывали только на собственные ресурсы или работодатель готов был полностью или частично оплатить учебу? 

А.П.: Я оплачивала обучение самостоятельно, без привлечения средств работодателя. Насколько я помню, была предусмотрена рассрочка платежей. 

Executive.ru: Что сыграло решающую роль, почему вы в итоге выбрали Плехановскую школу бизнеса «Интеграл»? 

А.П.: Мне подошла специализация «Стратегический менеджмент», плюсом стало расположение школы в центре Москвы, формат обучения и хорошие отзывы коллег. Так сложился паззл «соотношение цены и качества». 

Учеба на программе МВА

Executive.ru: Насколько сложным был процесс поступления? Что от вас требовалось?

А.П.: Никаких сложностей не возникало. Для поступления необходим опыт работы не менее трех лет на управленческих должностях. Это правильно, потому что данное условие отсекает случайных людей и, следовательно, формируется уже некоторое профессиональное комьюнити. Нужно было собрать пакет документов и написать эссе. Ощущения преодоления сложных нерешаемых препятствий не возникло. 

Executive.ru: Каковы были первые впечатления?

А.П.: Все максимально полезно, интересно, структурировано. В обучении не было ни одного лишнего направления. Один курс по смыслу связан с другим. И, продвигаясь дальше, мы использовали полученные знания и навыки, развивали их и дополняли. Процесс выстроен таким образом, что в сознании постепенно формируется общая объемная картина: мы начинали рассматривать решение определенных задач абсолютно со всех сторон, с позиции всех участников, с учетом факторов и рисков. Так и появляется видение. Это было очень здорово. 

Executive.ru: Каким был состав вашей группы? Из каких отраслей были одногруппники?

А.П.: В основном это были наемные руководители из среднего и крупного бизнеса разных сегментов, включая такие направления как газопереработка, производство сантехнического оборудования, автомобильная промышленность, дистрибуция, строительство. Я считаю отличным решением — собрать руководителей в одном месте, не делая ранжирования по сферам деятельности. Это большой плюс с точки зрения расширения границ мышления и понимания.

Благодаря разнообразному опыту мы смогли смотреть на кейсы иногда с неожиданных сторон. И, конечно, полезные деловые связи не на последнем месте. Я и другие выпускники «Интеграла» поддерживаем не только профессиональные, но и дружеские отношения. Я знаю, что всегда могу обратиться к любому из них за советом и получу экспертную поддержку.

Если специалист работает в компании много лет, не выходя за ее пределы, у него формируется тоннельное видение, он рискует окостенеть в границах собственных представлений. И я считаю, очень важно самому заботиться о своем развитии, выходить за рамки привычного круга задач и общения. Образование по программе МВА как раз направлено на то, чтобы помочь в расширении своих горизонтов. 

Executive.ru: Насколько тяжело было совмещать работу и учебу? 

А.П.: Это было непросто. Но сейчас это было бы еще сложнее с учетом того, что у меня появились дети. На тот момент я могла позволить себе вернуться домой попозже или совместить отпуск с написанием дипломной работы. Не было ощущения, что процесс обучения — это что-то слишком сложное, невыполнимое. 

У меня есть привычка формировать личный интерес к непростым задачам, тем самым мотивируя себя на их успешное решение. Это помогает менее болезненно проходить различные ресурсные и временные препятствия.

Тогда дела с преодолением сложностей совмещения как раз и попали в пул «самомотивированных». Пришлось поработать с приоритетами. Конечно, приходилось жертвовать свободным временем или сном, но я понимала, ради чего это делаю.

Если стоит четкая адекватная цель, достижение которой принесет эффект в обозримом будущем — это действительно мотивирует. Но, если ты пошел учиться только потому, что хочется добавить три заветные буквы в резюме, это мотивация нерабочая.

Executive.ru: Были ли случаи, когда вы получили какие-то знания в процессе учебы, и тут же смогли применить их в работе? Можете привести пример?

А.П.: В процессе учебы я реализовала в компании проект по управлению удаленными платформами, направленный на оптимизацию ресурсов и сокращение затрат при повышении эффективности работы подразделений. И впоследствии по этому проекту написала дипломную работу, которую успешно и защитила. 

Executive.ru: Как был выстроен учебный процесс? Что вы глобально получили по итогам обучения? 

А.П.: Занятия проводились в разных форматах. Нам преподавали и теоретики, и практики. И у тех, и у других, конечно, был свой подход. Больше всего мне нравились занятия, на которых мы работали в группах над решением сложных кейсов. От преподавателей-практиков мы получали концентрат знаний на основе собранного и переработанного ими огромного массива информации. Это чрезвычайно ценно. 

Чего ожидать после окончания учебы

Executive.ru: Оправдались ли ваши ожидания от учебы? 

А.П.: Да, я приобрела те знания и навыки, за которыми шла. Например, после окончания учебы я достаточно легко могла написать бизнес-план, описать бизнес-кейс — для разных сегментов бизнеса. Но сейчас, по прошествии стольких лет, я понимаю, что у меня все это время формировалось новое, правильное видение, на несколько шагов вперед, структурное, объемное.

Я научилась смотреть на задачи в бизнесе с разных точек зрения, видеть их глазами всех участников процесса. Для меня как руководителя это особо важный навык, который помогает мне предвидеть риски и нивелировать их, оценивать ситуацию в перспективе, прогнозировать рынки.

Резюмируя, однозначно могу сказать, что в процессе учебы на программе МВА мышление меняется, появляется более объемное видение. Поступая на программу, я этого не предполагала, но это произошло и стало приятным бонусом. 

Executive.ru: Как складывалась ваша карьера после окончания учебы? Степень МВА каким-либо образом на нее повлияла?

А.П.: После окончания учебы я недолго проработала в компании. Наверное, как и у многих после получения МВА, у меня произошла переоценка того, насколько мои новые умения применимы на старом месте. Хотелось решать более сложные и масштабные задачи, стремиться к более амбициозным целям.

Я ушла в никуда, потому что поняла: все, что я могла сделать в компании, уже сделала, а для меня, как человека амбициозного, жизненно необходимы новые вызовы. Уже через месяц я вышла на новое место работы в компании, которая вела деятельность на другом рынке, то есть приняла для себя новый вызов.

Конечно, работодатели обращают внимание на диплом MBA, но больше всего для них важны качество реализованных проектов и опыт в нахождении стандартных и нестандартных решений. Мое мышление изменилось, это сказалось и на моих проектах. Это, пожалуй, и есть главная ценность обучения на программе MBA.

Executive.ru: Какой совет вы могли бы дать тем, кто задумывается об МВА?

А.П.: Не стоит ожидать, что МВА поможет в краткосрочной перспективе решить все поставленные перед вами задачи и вы получите четкие ответы на все вопросы. Изменение мышления, обретение нового видения, ваши усовершенствованные метанавыки — именно то, что позволит быстрее справиться с трудностями и выйти на качественно новый профессиональный уровень. 

Продолжается набор на программы МВА, профессиональной переподготовки, повышения квалификации Плехановской школы бизнеса «Интеграл». Узнать больше о всех программах можно на официальном сайте школы.

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.