Как и почему бизнес-школы перестраиваются под требования рынка

Российский рынок бизнес-образования меняется, и школы реагируют на эти изменения. Сокращение времени программ, их разнообразие, гибридные форматы и не только — об актуальных тенденциях рынка Executive.ru поговорил с деканом Плехановской школы бизнеса «Интеграл» Динарой Тутаевой

Тренды российского рынка бизнес-образования

Executive.ru: Расскажите, пожалуйста, какие тенденции вы сейчас видите на российском рынке бизнес-образования? 

Динара Тутаева: Бизнес-образование взяло курс на существенную трансформацию своего содержания, продолжительности и целевой аудитории. Здесь не нужно лукавить, и можно заявить откровенно: чтобы оставаться в тренде и быть востребованными, бизнес-школы перестраиваются под изменения рынка. Происходит обновление учебных программ, используются новые методы преподавания, обновляется преподавательский состав, в учебных планах увеличивается объем проектной работы, организуются выездные занятия, проходящие в виде бизнес-встреч в организациях.

Здесь напрашивается вопрос о востребованности программ MBA и их дальнейшей популярности ввиду сегодняшних изменений. MBA — это западный тренд. Будет ли он восприниматься слушателем так же, как это было лет пять назад? Однозначно ответить очень сложно, но ясно одно: наблюдается существенная перестройка работы бизнес-школ в России.

Начиная с 2020 года, взгляд на образование со стороны двух участников образовательного процесса, слушателей и бизнес-школ, поменялся. Мы проанализировали спрос на бизнес-программы и сделали определенные выводы, которые позволяют нам перестраивать свою работу: 

  • Смешанный, гибридный формат обучения. Если до коронавируса к дистанционному формату все относились скептически, то сейчас — это отличный инструмент для бизнес-образования. Запросы на такой формат продолжают расти. Более того, он открыл большие возможности для слушателей из регионов, а для вузов — выход на зарубежные рынки образования в дружественных странах. 
  • Короткие, непродолжительные по времени программы. Время — самый ценный ресурс, который есть у человека. А те изменения, которые сейчас происходят в нашей стране, заставляют слушателей держать руку на пульсе и оперативно перестраиваться. Поэтому наряду с другими короткими программами растет популярность Mini-MBA. 
  • Возможность собрать свою программу самостоятельно, исходя из предлагаемых модулей (индивидуальная траектория обучения). В нашей бизнес-школе стал набирать популярность процесс формирования программ самими слушателями, исходя из предлагаемых дисциплин, модулей, тематик. В этом случае заказчик задает траекторию своих потребностей, и бизнес-школа с участием профессиональных тьюторов помогает «собрать» программу, а в процессе обучения при необходимости ее скорректировать.  
  • Решение во время обучения кейсов тех компаний, в которых работают слушатели. Последние два года мы сталкиваемся не с глобальными запросами, поступающими от слушателей, а с очень конкретными: увеличить объем продаж, научиться выстраивать грамотную логистику с целью увеличения поставок, управлять персоналом в условиях неопределенности, управлять изменениями и т.д. 
  • В 2022 и 2023 году мы заметили увеличение заказов от корпоративных клиентов по таким направлениям, как зеленая экономика, бренд-менеджмент в туризме, категорийный менеджмент, управление цепочками поставок, дизайн-мышление, цифровая трансформация, кросс-культурный менеджмент, управление финансами в период кризиса, поведение на рынке криптовалюты, внешнеэкономическая деятельность в условиях санкций, оперативное управление идеей, поведенческие финансы, кибербезопасность в кредитно-финансовой сфере и все, что связано с IT. Есть еще одна особенность, на которую мы обратили внимание при работе с корпоративными заказчиками — запрос на выезд преподавателя для проведения занятий в учебные центры организаций. 
  • Еще одним трендом стали запросы на такие направления, как психология бизнеса, бизнес-коммуникации, развитие креативных нетривиальных компетенций у персонала. А также кадровая политика: рекрутинг, адаптация, оценка, обучение и кадровый резерв персонала, развитие предпринимательских компетенций.

Здесь хотелось бы отметить возросшую требовательность слушателей к образовательным программам. Стоящего в аудитории преподавателя с классическим подходом уже недостаточно, для них интересны разнообразные подходы: геймификация, использование VR- и AR-технологий, владение «сегодняшней» аналитикой по преподаваемой дисциплине. 

Что меняют школы в ответ на запросы рынка

Executive.ru: Что за последний год изменилось в Плехановской школе бизнеса «Интеграл»? 

Д.Т.: В ноябре 2022 года произошло обновление нашей школы. Во-первых, мы провели ребрендинг. Во-вторых, мы решили попробовать объединить в школе программы бакалавриата, специалитета и магистратуры с программами дополнительного образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки и MBA) для тех, кто совмещает обучение с работой.

Зачем мы объединили программы основного образования с бизнес-программами? Ответ здесь очевиден: обучение на дополнительных программах, особенно на программах MBA — очень хороший пример студентам по профессиональному росту, они видят, что необходимо для успешной карьеры.

В-третьих, мы расширили и разнообразили форматы обучения в линейке программ MBA. 

В-четвертых, в бизнес-школе обновлен Консультативный совет, в который вошли выпускники программ MBA, работодатели и представители государственных структур. Члены совета нам очень помогают и принимают активное участие в развитии нашей бизнес-школы, ведут совместную работу по разработке наших программ, участвуют в проведении занятий, бизнес-тренингов, мастер-классов. Особенно приятно, что выпускники программ MBA готовы о нас рассказывать другим потенциальным слушателям. Всем известно, что нет ничего надежнее личных рекомендаций.

В-пятых, на бизнес-программах внедрили модули выездных бизнес-встреч в организации для обмена управленческим опытом. 

Executive.ru: Какие программы МВА сейчас предлагает ваша школа? 

Д.Т.: Наша школа предлагает программы MBA с пятью специализациями:

  1. Финансы. 
  2. Стратегический менеджмент и предпринимательство. 
  3. Маркетинг. 
  4. IT-менеджмент. 
  5. Юриспруденция. 

Две специализации – «IT-менеджмент» и «Юриспруденция» – новые и открыты к набору в этом году. 

Если говорить о структуре программ, то каждая состоит из пяти модулей. Первые четыре одинаковы для всех программ: «Навыки современного лидера», «Основы бизнеса и менеджмента», «Базовые навыки» и «Устойчивое лидерство». Они позволяют сформировать необходимые руководителю навыки: коммуникационные, организационно-управленческие, аналитические, креативные, интеллектуальные. Пятый модуль — это модуль специализации, который уже заточен под конкретное направление и позволяет приобрести соответствующий профессиональный и практический опыт. 

Не только МВА

Executive.ru: Какие еще программы дополнительного профессионального образования есть в вашей школе? 

Д.Т.: В настоящее время мы предлагаем программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки очень широкого спектра. Все они, безусловно, интересные и полезные, но мне хотелось бы выделить совсем новые программы, которые были открыты практически накануне нашего интервью.

«Бизнес, как кино: секреты диалога с потребителем» — автором программы является исполнительный продюсер нашумевшего фильма «Чебурашка» Анна Рыжикова. Несмотря на название, вы будете удивлены, она совсем не про то, как снимать кино. Суть программы в том, чтобы слушатели смогли развить навыки «упаковки» своего продукта. При этом каждый этап обучения построен на пошаговом алгоритме создания фильма.

«Бизнес-коммуникации» — эта программа позволяет управлять коммуникациями в бизнес-среде на основе методики DISС, которая доказала свою эффективность в психологии корпоративного управления, психологической диагностике, менеджменте организации и управлении человеческими ресурсами.

А для тех, у кого нет возможности обучаться два года на полноценной программе MBA, но есть большое желание стать эффективным руководителем, предлагаем новейшие программы «Mini-MBA: Эффективный руководитель» и «Mini-MBA: Управление финансами для руководителей». Методика преподавания и взаимосвязи дисциплин позволит человеку, никогда не проходившему профильное обучение по экономике и финансам, стать профессиональным руководителем и эффективно принимать управленческие решения в финансовой сфере. 

Executive.ru: В чем особенность ваших программ, чем они отличаются от программ в других школах?

Д.Т.: Я считаю, что, несмотря на, казалось бы, внешнюю схожесть программ, не существует ни одной идентичной программы ни в одной известной мне школе. Одинаковые названия дисциплин вовсе не означают одинаковое содержание. Все зависит от преподавателя дисциплины, подачи, наполнения, а также целевой аудитории. Наши программы уникальны, интересны, современны, и, конечно же, подкреплены качеством Плехановского университета.

Кто приходит на программы Плехановской школы бизнеса

Executive.ru: Изменился ли за последний год профиль слушателей ваших программ? Кто и для чего на них приходит?

Д.Т.: Здесь я бы ответила, что изменился не профиль слушателей, а их запросы. Это и предсказуемо. Интенсивность, полная и глубокая вовлеченность в обучение, адаптивность, нетривиальность, разнообразные форматы обучения, более конкретные вопросы для изучения, возможность выстраивать тесные деловые контакты, высокая требовательность к преподавателям и бизнес-школе — вот основные тренды, которые задают нам слушатели.

Изменения, происходящие в мире, вывели на первый план семейные ценности. И это, в том числе, отразилось на выборе Плехановского университета как образовательной организации для всех членов семьи независимо от возраста и профиля деятельности. Мы часто наблюдаем, когда несколько поколений проходит обучение в нашем университете, в том числе по основным и дополнительным программам. 

Если говорить о целях, слушатели обычно приходят в Плехановскую школу бизнеса ради качественного нетворкинга, чтобы получить практические навыки, запустить свой бизнес, стать эффективным руководителем, разобраться в бизнес-процессах своей компании и провести ее перезагрузку.

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова — это современный вуз, который ежедневно развивается, расширяется и полностью соответствует требованиям рынка труда. Руководство университета уделяет большое внимание качеству обучения, а также современной инфраструктуре. Благодаря этому бизнес-образование в Плехановском университете вышло на качественно новый, современный уровень. А чтобы в этом убедиться, мы приглашаем всех желающих посетить наш университет и познакомиться с нами поближе. 

Продолжается набор на программы МВА, профессиональной переподготовки, повышения квалификации Плехановской школы бизнеса «Интеграл». Узнать больше о всех программах можно на официальном сайте школы.

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Исследование: рынок видеоигр будет расти на 5% ежегодно до 2030 года

Ожидается, что в 2024 году рост составит 6,1%, а объем рынка — 187 млрд руб.

Каждый второй россиянин готов обучаться IT-навыкам для работы

Почти половина опрошенных уверены, что все необходимые навыки и знания в IT они смогут получить за 6-12 месяцев.

Большинство студентов считают, что ИИ поможет улучшить их успеваемость

Студенты видят будущее, где преподаватели станут наставниками и консультантами, а рутинные задачи передадут ИИ.

«Яндекс» и НИУ ВШЭ проведут международную олимпиаду по ИИ для студентов

Участвовать могут студенты технических направлений из российских и зарубежных университетов.

Дискуссии
3
Павел Вайнштейн
Раз я в очередной раз сюда заглянул, отвечу на Ваш запрос.Алкоголь - это конечно не моя тема, но ...
Все дискуссии
HR-новости
Треть сотрудников российских компаний хотят этой осенью поменять работу

64% сотрудников положительно оценивают шансы устроиться на новую работу осенью, потому что это наилучшее время для поиска.

Две трети работодателей не ждут от соискателей сопроводительные письма

Сложная ситуация на рынке труда трансформирует практику сопроводительных писем.

В Японии трудоустроили кошек, чтобы спасти сотрудников от выгорания

Большинство усатых работают по графику 24/7, а остальных отпускают домой вместе с их хозяевами.

Названы сферы с самым высоким уровнем конкуренции

Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда, треть респондентов получают дополнительные непрофессиональные навыки.