Как создать крутой онлайн-курс и не поругаться с коллегами

В 2020 году у корпоративного онлайн-обучения стало еще больше последователей. Компании, которые уже внедрили формат e-learning, в период пандемии оказались в более выигрышной ситуации. Остальные организации начали экстренно разрабатывать контент для интернет-курсов. Чаще всего специалистам, отвечающим за обучение сотрудников, приходится осваивать навыки разработки таких курсов самостоятельно. Согласно данным исследования просветительского интернет-ресурса Theory&Practice, 62% российских компаний обучают персонал собственными силами.

Эксперты по организации корпоративного обучения поделились тонкостями, как быстро разработать электронный курс, получить от него максимум пользы и в процессе не перессориться с коллегами.

Олег Пашукевич

Создайте принципы и стандарты для курсов, чтобы избежать вкусовщины

Олег Пашукевич, руководитель корпоративного университета ГК «220 Вольт»

Нам регулярно приходит большое количество запросов на разработку курсов от разных подразделений компаний. В экспертном пуле нашего корпоративного университета собраны специалисты из всех направлений бизнеса. Курсы разрабатываем своими силами, нет необходимости обращаться за внешней экспертизой. Зачастую заказчиками курсов выступают руководители отделов, а в качестве экспертов привлекаем линейных сотрудников.

Стандартного брифа на разработку курса, на мой взгляд, не существует. Если проект новый, в брифе придется учесть все дополнительные параметры. Если речь идет о типовых курсах, например по продуктовой линейке, то составление брифа сводится к заполнению стандартного шаблона. В случае с курсами по soft skills бриф точно будет меняться. И здесь, к сожалению, неизбежна вкусовщина в оценке материалов. Помогут описанные принципы и стандарты, на которые все должны опираться в разработке курсов. Они могут содержать рекомендации по стилистике, оформлению, верстке, длительности курса и.т.д.

Александр ЦветковРазработчик должен быть модератором в споре между заказчиком и экспертом

Александр Цветков, руководитель группы обучения Яндекс.Такси, направления B2B

Разработка курса начинается с того, что исполнитель должен «снять» запрос у заказчика. В нашем случае заказчиками чаще всего выступают руководители коммерческих направлений и продуктовая команда, реже – смежные отделы. Дальше разработчик составляет бриф, его оценивает вся команда (заказчик, эксперт, методолог и разработчик) и при необходимости дорабатывает. Потом разработчик совместно с экспертом создает макет курса, эксперт и заказчик оценивают. Разработчик собирает курс, и все участники команды проходят его. После того, как разработчик ликвидирует все выявленные баги, курс «обкатывается» на небольшой фокус-группе. Если курс успешно прошел проверку фокус-группы, его можно запускать на всю целевую аудиторию.

Чтобы в процессе между заказчиком, экспертом и разработчиком не возникало непонимание и противоречия, необходимо всегда держать в фокусе цели курса. Это поможет команде успешно решить спорные вопросы в работе над контентом. Например, заказчики из продаж чаще всего просят обучить основным sales points: то, что поможет решить определенный кейс или улучшить бизнес-показатели. Если материал получается слишком объемным, команде нужно вернуться к брифу и свериться с целями и задачами курса. Разработчик курсов должен выступить модератором в данном «споре» и найти компромисс между экспертом и основным заказчиком. Взять именно то, что дает конкретный бизнес-результат.

Галина КидяеваИзбегайте повторов: проверьте, раскрывается ли эта же тема в других курсах

Галина Кидяева, ведущий специалист по дистанционному обучению, «Новэкс»

Перед началом курса кроме беседы с заказчиком и составления брифа обязательно нужно посмотреть, раскрывается ли эта тема в других курсах и в какой степени. Это позволит в нужных местах сделать отсылку на другие курсы и избежать повторов. Ознакомьтесь с материалами, которые планируют использовать в курсе: оцените, достаточно ли их, насколько они качественны и актуальны. Это во многом повлияет на сроки разработки. Бывает, что контента много, но он не совсем актуальный, тогда необходимо обновить информацию для нового курса. А если материалов нет, то придется проводить несколько расширенных интервью с экспертом.

Обратная связь с экспертами должна быть максимально полной: с одной стороны, всегда можно найти, за что похвалить курс, с другой – необходимо отразить все недочеты, фактические, логические и методические ошибки. Чтобы не обидеть коллег и не демотивировать их критикой, мы на всех этапах создания курса открыто подчеркиваем общую цель проекта. Кроме того, я стараюсь брать на себя ответственность за наши взаимоотношения с экспертом и всегда помню, что помимо его роли в проекте есть и моя «обучаторская» экспертность. В тех случаях, когда специалист усложняет материал и дает больше контента, чем от него требуется, я могу корректно на это указать.

Получать обратную связь своевременно не сложно, если регулярно информировать участников о текущих задачах. Когда кто-то затягивает с ответом, мы напоминаем о рисках, к которым может привести задержка. Обычно этого достаточно.

Фото в анонсе: shutterstock.com

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.