В 2020 году у корпоративного онлайн-обучения стало еще больше последователей. Компании, которые уже внедрили формат e-learning, в период пандемии оказались в более выигрышной ситуации. Остальные организации начали экстренно разрабатывать контент для интернет-курсов. Чаще всего специалистам, отвечающим за обучение сотрудников, приходится осваивать навыки разработки таких курсов самостоятельно. Согласно данным исследования просветительского интернет-ресурса Theory&Practice, 62% российских компаний обучают персонал собственными силами.
Эксперты по организации корпоративного обучения поделились тонкостями, как быстро разработать электронный курс, получить от него максимум пользы и в процессе не перессориться с коллегами.
Создайте принципы и стандарты для курсов, чтобы избежать вкусовщины
Олег Пашукевич, руководитель корпоративного университета ГК «220 Вольт»
Нам регулярно приходит большое количество запросов на разработку курсов от разных подразделений компаний. В экспертном пуле нашего корпоративного университета собраны специалисты из всех направлений бизнеса. Курсы разрабатываем своими силами, нет необходимости обращаться за внешней экспертизой. Зачастую заказчиками курсов выступают руководители отделов, а в качестве экспертов привлекаем линейных сотрудников.
Стандартного брифа на разработку курса, на мой взгляд, не существует. Если проект новый, в брифе придется учесть все дополнительные параметры. Если речь идет о типовых курсах, например по продуктовой линейке, то составление брифа сводится к заполнению стандартного шаблона. В случае с курсами по soft skills бриф точно будет меняться. И здесь, к сожалению, неизбежна вкусовщина в оценке материалов. Помогут описанные принципы и стандарты, на которые все должны опираться в разработке курсов. Они могут содержать рекомендации по стилистике, оформлению, верстке, длительности курса и.т.д.
Разработчик должен быть модератором в споре между заказчиком и экспертом
Александр Цветков, руководитель группы обучения Яндекс.Такси, направления B2B
Разработка курса начинается с того, что исполнитель должен «снять» запрос у заказчика. В нашем случае заказчиками чаще всего выступают руководители коммерческих направлений и продуктовая команда, реже – смежные отделы. Дальше разработчик составляет бриф, его оценивает вся команда (заказчик, эксперт, методолог и разработчик) и при необходимости дорабатывает. Потом разработчик совместно с экспертом создает макет курса, эксперт и заказчик оценивают. Разработчик собирает курс, и все участники команды проходят его. После того, как разработчик ликвидирует все выявленные баги, курс «обкатывается» на небольшой фокус-группе. Если курс успешно прошел проверку фокус-группы, его можно запускать на всю целевую аудиторию.
Чтобы в процессе между заказчиком, экспертом и разработчиком не возникало непонимание и противоречия, необходимо всегда держать в фокусе цели курса. Это поможет команде успешно решить спорные вопросы в работе над контентом. Например, заказчики из продаж чаще всего просят обучить основным sales points: то, что поможет решить определенный кейс или улучшить бизнес-показатели. Если материал получается слишком объемным, команде нужно вернуться к брифу и свериться с целями и задачами курса. Разработчик курсов должен выступить модератором в данном «споре» и найти компромисс между экспертом и основным заказчиком. Взять именно то, что дает конкретный бизнес-результат.
Избегайте повторов: проверьте, раскрывается ли эта же тема в других курсах
Галина Кидяева, ведущий специалист по дистанционному обучению, «Новэкс»
Перед началом курса кроме беседы с заказчиком и составления брифа обязательно нужно посмотреть, раскрывается ли эта тема в других курсах и в какой степени. Это позволит в нужных местах сделать отсылку на другие курсы и избежать повторов. Ознакомьтесь с материалами, которые планируют использовать в курсе: оцените, достаточно ли их, насколько они качественны и актуальны. Это во многом повлияет на сроки разработки. Бывает, что контента много, но он не совсем актуальный, тогда необходимо обновить информацию для нового курса. А если материалов нет, то придется проводить несколько расширенных интервью с экспертом.
Обратная связь с экспертами должна быть максимально полной: с одной стороны, всегда можно найти, за что похвалить курс, с другой – необходимо отразить все недочеты, фактические, логические и методические ошибки. Чтобы не обидеть коллег и не демотивировать их критикой, мы на всех этапах создания курса открыто подчеркиваем общую цель проекта. Кроме того, я стараюсь брать на себя ответственность за наши взаимоотношения с экспертом и всегда помню, что помимо его роли в проекте есть и моя «обучаторская» экспертность. В тех случаях, когда специалист усложняет материал и дает больше контента, чем от него требуется, я могу корректно на это указать.
Получать обратную связь своевременно не сложно, если регулярно информировать участников о текущих задачах. Когда кто-то затягивает с ответом, мы напоминаем о рисках, к которым может привести задержка. Обычно этого достаточно.
Фото в анонсе: shutterstock.com
Также читайте: