Компания «Современные горные технологии» на рынке уже более 10 лет, и в компании не было централизованной системы обучения. Коллектив изначально был небольшой, компетенции сотрудников не вызывали у руководства сомнений. В последние несколько лет мы сильно выросли: начали сотрудничать с крупнейшими горными компаниями России: «РМК», «ЯкутУголь», «Петропавловск» и другими, открыли новые подразделения, набрали сотрудников.
Одна из главных потребностей любого быстрорастущего бизнеса — передать знания и актуальную экспертизу новым сотрудникам. С 2018 года каждый месяц штат компании стабильно увеличивается на 180-200 новых сотрудников. Например, в 2014 году в одном производственном подразделении компании могли трудиться чуть более 100 сотрудников, в 2017 году эта цифра возросла до 450. Сегодня количество сотрудников в некоторых подразделениях превышает 1 000 человек. За период с 2015 года по настоящее время штат компании вырос в семь раз.
В условиях такого экстремального роста необходимо было подобрать решение, которое эффективно и в сжатые сроки масштабирует экспертизу на всех сотрудников, при том, что география деятельности компании «Современные горные технологии» охватывает регионы от Южного Урала до Якутии, а разные часовые пояса ограничивают полноценный рабочий день.
Поиск решения
Мы быстро поняли, что невозможно силами одного учебного центра в очном формате закрыть потребность в качественном обучении сотрудников. Хотя в самом начале, когда задумались о разработке собственной программы обучения, предприняли несколько таких попыток. Так наша компания сотрудничает с ведущими горными институтами Екатеринбурга и Кузбасса. Совместно с ведущими отраслевыми вузами мы разработали программу повышения квалификации лиц горного надзора и программу стажировок по обмену управленческим опытом в организации ведения горных работ.
Эти программы были рассчитаны на руководящий состав и ведущих специалистов компании. Оставался неохваченным целый пласт рабочего персонала, стратегически значимого для развития бизнеса. От того, кто сядет за рычаги горного оборудования зависит не только его правильная эксплуатация, но и производительность труда. Ошибки в нашем бизнесе действительно дорого обходятся: стоимость одной единицы техники начинается от $1 млн, а в случае серьезной поломки это еще и не компенсируемый простой и срыв рабочего плана.
К идее дистанционного обучения пришли в декабре 2018 года. Искали решение для нашей ситуации и увидели, что другие компании активно используют онлайн-обучение. Спустя месяц наняли на работу сотрудника учебного центра, которая должна была воплотить в жизнь нашу новую систему обучения. В начале февраля 2019 года приобрели платформу, о которой неоднократно встречали хорошие отзывы.
Мы изучали другие платформы СДО (система дистанционного обучения), выбрали по простоте эксплуатации и с возможностью масштабирования под наши потребности. Важно наличие мобильного приложения и курсов: можно проходить обучение с телефона — это актуально для работников на межвахте.
Первые шаги в онлайн
Мы разработали план-график запуска проекта и согласовали бюджет. А дальше? Дальше мы столкнулись с нехваткой методической информации по эксплуатации горной техники, которую пришлось буквально собирать по крупицам. Необходимо было выявить пул экспертов, которые могли бы оперативно править обучающий контент и делать акценты на приоритетных в работе моментах. Например, для нас важно было донести до сотрудников такую информацию, как правильно выбрать режим работы техники для экономного расхода дизельного топлива, как проводить ежедневный технический осмотр по чек-листу, какие существуют требования к давлению в шинах и многое другое.
В качестве экспертов мы привлекли главных и старших механиков проектов, напрямую работающих с конкретными видами техники, главного инженера предприятия, директора по ремонтам и эксплуатации горного оборудования, директора по производству, заместителя генерального директора по ОТ и ТБ. Они, помимо своей основной работы, в срочном режиме ночами, где-то в пути читали и согласовывали проекты учебных курсов.
К разработке курсов присоединились также наши российские и зарубежные партнерские предприятия. Отдельно хотелось бы отметить работу экспертов компании «Майнинг Солюшнс» и сотрудников «Горно-Рудные технологии» (Казахстан).
В итоге во всем процессе внедрения онлайн-обучения самой большой удачей можно считать команду, которая собралась стихийно при разработке курсов. Наша рабочая группа буквально с нуля создавала нечто новое и особенное для горнодобывающего бизнеса: осваивала навык сторителлинга, верстки курсов, делала необходимые фотографии, училась управлять квадрокоптером и озвучивать курсы. И все это в условиях очень ограниченного времени.
Помимо создания курсов по правильной и безопасной эксплуатации горного оборудования, нам удалось привести к единому стандарту такие рабочие процессы, как оформление кадровой документации и ведение табельного учета при вахтовом методе работы.
Всего мы разработали 16 курсов, из них пять прошли повторное редактирование на основе обратной связи производственников. Нас, в частности, просили сделать упор на безопасности, добавить слайды по поведению в экстренных ситуациях, например, что делать, если загорелся экскаватор. Для подобных случаев мы прописали в курсе четкий алгоритм действий работника.
Первые результаты
Сейчас прошел год с момента создания онлайн учебного центра и можно подвести предварительные итоги:
- Разработано 16 онлайн-курсов по основным позициям горной техники (автосамосвалы и экскаваторный парк).
- Обучение прошли 896 сотрудников — это 74,66% от утвержденного плана.
- Уровень знаний с входной оценки в среднем с 82% повысился до 97% по результатам контрольной проверки.
- По данным программы VHMS (Vehicle Health Monitoring System), в конце 2019 года в сравнении с его началом, при эксплуатации горного оборудования количество ошибок снизилось на 29,63%.
- Внедрили входное тестирование для кандидатов при приеме на работу. Это позволило существенно повысить качество найма персонала.
- Собрали в единую базу всю необходимую информацию в оптимальном для обучения формате. Например, руководство по эксплуатации гидравлического экскаватора Komatsu PC 1260 содержит более 600 страниц, методическое учебное пособие — 76 страниц, а продолжительность онлайн курса составляет всего 1,5 часа.
Конечно, не обошлось и без ошибок. Например, при проведении онлайн-тестирования был выявлен факт фальсификации результатов. Для компании недопустим подобный проступок, сотрудник, подделавший результаты теста, был уволен. Так мы стали проводить итоговое тестирование в присутствии сотрудника учебного центра и/или инженера по охране труда.
Руководители далеко не всегда обладают необходимым временем для реализации проектов по обучению. Чтобы стимулировать их к более активному участию, мы разработали программу мотивации ответственного за обучение сотрудника. При выполнении норматива по количеству обученных, а также после проведения проверки знаний, он получает дополнительную премию.
Сейчас мы продолжаем совершенствовать существующие курсы. К примеру, в планах сделать ролик с правилами проведения ежедневного технического осмотра. В течение 2020 года мы хотим создать курсы по всей нашей горной технике, и привязать результаты обучения к системе мотивации сотрудников.
Читайте также:
В целом, хорошая статья. Судя по интерфейсу, похоже на iSpring. Интересно только насколько объемные курсы были созданы...Сколько слайдов? использовали или интерактивности и т.п.
Ирина, это и есть iSpring. Компания на этой платформе все запустила.
Данная статья - яркий пример глубокой вовлеченности в решение задачи с полным погружением в узкую профессиональную сферу с уклоном на потребность временных сроков, требований безопасных условий труда и специфики производственной деятельности компании.
Статья отличная. Да, сказать то что в горную отрасль надо вкладывать и обновлять, ничего не сказать! Надо совершенствовать её постоянно. Человек в отрасли сильно отстаёт от реальности, а конкретно от цифровизацию в ней. Упор на рабочий персонал и ИТР, и не боятся внедрят новые форматы обучения!