Стивен Рогелберг «Непредсказуемая наука совещаний: как вывести команду на пик производительности». – Мн: «Попурри», 2019.
Бесполезные совещания отнимают огромное количество времени и нервов. Большинство руководителей видят в неправильно организованных деловых встречах неизбежные издержки бизнеса. Проверенные методы и техники, призванные помочь менеджерам и рядовым служащим повысить качество проводимых совещаний. Это практическое руководство задаст вам верное направление, позволит изменить свою профессиональную жизнь, поможет советами и принесет пользу всем, кому приходится проводить совещания и участвовать в них.
Зачем так много совещаний?
Итак, ясно, что во многих организациях совещания отнимают много времени и сил, и особенно это касается высших должностных лиц организаций. И здесь снова возникает вопрос – зачем нужно так много совещаний?
Если отложить в сторону тот факт, что некоторые руководители могут злоупотреблять совещаниями из-за своих личных наклонностей (например, из-за неспособности самостоятельно принимать решения или желания «казаться» активными в глазах своих подчиненных), ответ на этот вопрос является многогранным и во многом отражает общие изменения во взглядах общества на трудовые отношения.
В общественном сознании все большее место занимает идея, что включение служащих в процесс принятия решений, их активное участие в делах компании являются залогом успеха любого бизнеса. Все это рассматривается как необходимая предпосылка достижения краткосрочных и долгосрочных целей организации с точки зрения выживания и успеха. И совещание является ключевым механизмом для выражения этих взглядов и ценностей.
Демократизация все глубже проникает в жизнь организаций, и «командно-административные» модели руководства все больше уходят в тень. Таким образом, организации становятся более горизонтальными и менее иерархичными. Опять же, все эти дороги ведут ко все большему количеству совещаний, представляющих собой возможность собрать людей вместе, дать им шанс внести свой вклад, стимулировать обсуждение, обеспечить синергию, дать людям право голоса, что-то им объяснить, что-то до них донести, достичь координации усилий и, наконец, позволить коллективу расти и развиваться как единой команде.
В статье из Harvard Business Review директор одной из фармацевтических компаний отмечал: «Я считаю, что большое количество совещаний в нашей компании является «культурным налогом», который мы платим за инклюзивную питательную среду, которую мы хотим создать... и я не возражаю против этого. Если альтернатива этому – больше самовластных решений, меньше вклада со всех уровней организации и меньше возможности обеспечить взаимопонимание за счет личного общения, тогда я за то, чтобы было еще больше совещаний!».
Хотя в главе 2 я буду утверждать, что отказ от совещаний как таковых является абсолютно ложной целью – правильная цель заключается в отказе от совещаний неэффективных, бесполезных – все-таки важно провести оценку того, во что совещания явным и неявным образом обходятся организации и какова отдача от этих инвестиций.
Сколько денег мы инвестируем в совещания?
Самый простой способ определения стоимости совещаний связан с учетом затрат времени и уровня заработной платы. Для каждого участника совещания время, потраченное на совещаниях, умножается на его почасовую зарплату. Затем все эти цифры складываются. Например, проводится совещание с семью участниками, которое длится один час. Если средняя годовая зарплата каждого участника составляет 120 000 долларов (примерно 60 долларов в час), то такое совещание обойдется организации в 420 долларов. Если такого рода совещания проводятся еженедельно в течение года, общегодовая стоимость только одной этой категории совещаний составит 21 000 долларов. А если рассмотреть совещания членов правления с двенадцатью участниками продолжительностью два часа, то при среднегодовой зарплате участников 240 000 долларов (примерно 120 долларов в час) каждое такое совещание будет стоить 2880 долларов. Если оно проводится раз в две недели, то общая стоимость за год составит примерно 74 880 долларов.
Легко увидеть, что чем больше людей участвуют в совещаниях и чем они продолжительнее, тем выше становятся издержки, и они могут достигать очень больших величин. А теперь давайте прикинем, сколько это будет в масштабе всей организации. В компании Xerox, например, оценили непосредственные расходы на совещания в производственном подразделении, где заняты 24 000 работников. С учетом времени, затрачиваемого на совещания, и средней зарплаты расходы составили примерно 100,4 миллиона долларов в год. Согласно другим исследованиям, 15% фонда заработной платы расходуется на оплату рабочего времени, проводимого на совещаниях. Наконец, если выйти на общенациональный масштаб, то, согласно оценкам Элиз Кит, расходы на совещания, проводимые в Соединенных Штатах за год, составляют 1,4 триллиона долларов, или 8,2% ВВП США за 2014 год.
Интересно отметить, что эти цифры на самом деле занижены. Во-первых, в оценках используется лишь чистый оклад сотрудников без учета премий и разного рода выплат, а во-вторых, игнорируются прямые расходы, связанные с местом проведения совещаний, необходимым снаряжением, потенциальными транспортными затратами. Кроме того, эти оценки не принимают в расчет косвенные расходы, связанные с неэффективными совещаниями, то есть совещаниями, где время участников тратится фактически вхолостую. Эти косвенные расходы включают в себя стоимость упущенных возможностей, в частности время, которое можно было бы с большей эффективностью потратить хотя бы на то, чтобы посидеть и спокойно разобраться в своих мыслях, давая возможность родиться новым идеям (то есть просто перевести дух и перестать напряженно думать).
Кроме того, есть также потенциальные психологические издержки, связанные с душевными страданиями служащих, вынужденных участвовать в такого рода бесполезных совещаниях. Это и подрыв доверия к руководству своей компании, чувство неудовлетворенности, ослабление командного духа, не говоря уже о времени, которое тратится на жалобы и проклятия в адрес этих бесполезных совещаний. Существует даже понятие «синдром восстановления после совещания». Речь идет о времени, которое человек тратит на то, чтобы прийти в себя после совещания, подорвавшего его душевные силы. Причем этот процесс затрагивает и выключает из полноценного рабочего ритма не только самого участника бесполезного совещания, но также и тех людей, которые слушают его жалобы и оказывают ему моральную поддержку.
Если принять в расчет все прямые и потенциальные расходы, величина финансовых средств, вкладываемых в совещания, получается невероятно большой. Возможно, это одна из крупнейших неидентифицируемых статей (из раздела «прочие расходы») в бюджете организаций. Во всяком случае, я с уверенностью могу сказать, что ни с какими инвестициями такого масштаба организация не обходится столь небрежно – так мало тратится сил и времени на анализ, оценку, усовершенствование этих совещаний как в локальном масштабе, так и на уровне предприятия.
Ну.. На самом деле перечисленные расходы никуда не делись бы, если совещаний не было бы.
Скорее, полезнее было бы подумать в формате:
1. Для чего проводится это совещание
2. Какая польза будет, если цель будет достигнута
3. Что будет сделано для достижения этой цели
4. Этого достаточно?
А как оценивать ежедневный врачебный обход больных, находящихся в госпитале? Когда группа врачей и медперсонала каждый день в одно и то же время обходят всех, кто там лечится. Сколько времени расходуется? Но вряд ли кто будет утверждать, что это пустая трата времени.
Странно, совещания нужны. С одной стороны, как бы и нормально подсчитать их стоимость. А, другой, почему только их стоимость? Тогда уж и отдачу/потери от них. Так же, и с таким же успехом, подсчитав стоимость времени, которое теже люди, в тех же компаниях, тратят на обеды, перекусы, перекуры, хождение в туалет, то у главы компании в конце года волосы зашевелятся от итоговой цифры. Если даже и регламентировать все перерывы, то при учёте их эти затраты, а это безвозвратные затраты с точки зрения автора, всё равно никуда не денутся. С таким подходом, можно дойти и до подсчёта стоимости глотка воздуха... Справедливо считать только затраты? Вообще, какая методика справедлива при подсчёте стоимости минуты совещания и каждого конкретного работника?
А что такое в контексте данной статьи "Совещание"?
Бывают (были в моей предыдущей практике) периодические совещания по текущей деятельности, бывают рабочие встречи с определённой повесткой, материалами и вопросами для коллегиального решения, бывают "накачки" руководителем своих подчинённых...
А тут ещё и издание переводное, так что с терминами уж точно определяться надо...
Я так понял - совещание, это встреча коллег в рабочее время в одной комнате для проведения мероприятий, связанных с исполнением трудовой функции..
А если эта "трудовая функция" может исполняться каждым участником совещания в отдельности что тогда?
Из совещаний, которые могут быть полезными:
- отчёт по укрупнённым текущим показателям отдельных подразделений холдинга, с экспресс-оценкой результатов "на ходу" и немедленной выработке корректирующих управленческих решений;
- разбор ставших типовыми ошибок "на местах" и доведение информации о типовых способах их исправления, и персональной ответственности участников совещания за их повторение в будущем
Из "ВРЕДНЫХ" совещаний:
- длинный список...................................
Совещания - это еще и терапия
Трудовой ли?
https://www.youtube.com/watch?v=weC-_fPWcVA
del