Мишель Гельфанд «Почему им можно, а нам нельзя? Откуда берутся социальные нормы». – М.: «Альпина Паблишер», 2019.
Почему в одних культурах жестко соблюдаются установленные нормы, а в других активно приветствуются независимость и инициативность? Почему люди соблюдают установленные нормы, порой вопреки здравому смыслу? Откуда вообще берутся нормы? Эти вопросы волнуют многих людей, живущих в эпоху перемен, в том числе и россиян. Автор книги, психолог Мишель Гельфанд, исследует исторические, социальные и экономические причины самых распространенных свобод и ограничений, а также анализирует преимущества и недостатки обеих систем – жесткой и свободной.
Средство от хаоса
Представьте себе мир, в котором люди опаздывают всегда. Рейсы поездов, автобусов и самолетов совершаются в отсутствие какого-либо твердого расписания. В разговорах люди постоянно перебивают друг друга, фамильярничают с новыми знакомыми и никогда не смотрят прямо в глаза. Вставать по утрам можно когда угодно, а выходить из дому одетым – необязательно. В ресторанах (которые работают когда придется) люди заказывают блюда, которых нет в меню, жуют с открытым ртом, рыгают и без спросу залезают в чужие тарелки. В переполненных лифтах народ поет, отряхивает мокрые зонтики прямо на окружающих и стоит спиной к дверям. Школьники треплются по мобильникам во время уроков, подкалывают учителей и в открытую списывают на экзаменах. На улицах можно ездить по встречной, а на сигналы светофоров никто не обращает внимания. Пешеходы мусорят, воруют чужие велосипеды и громко матерятся. Секс не подразумевает интимной обстановки – им занимаются и в общественном транспорте, и на лавочках в парках, и в кинотеатрах.
Так выглядит мир без социальных норм, то есть мир, в котором отсутствуют какие-либо общепринятые стандарты поведения.
К счастью, людям (в большей степени, чем любым другим живым существам) присуща удивительная способность создавать, поддерживать и соблюдать социальные нормы для предотвращения подобных сценариев. На самом деле мы более чем склонны к нормативу, хотя и не отдаем себе отчета в этом: огромное количество нашего времени уходит на соблюдение общепринятых правил и условностей, причем даже совершенно бессмысленных.
Вот несколько примеров. В последний день года в Нью-Йорке миллионные толпы народа собираются на морозе, чтобы восторженными криками приветствовать спуск шара по флагштоку. Есть и другие столь же диковинные новогодние обычаи: в Испании положено ровно в полночь с большим энтузиазмом проглотить двенадцать виноградин, в Чили за удачу съедают пригоршню чечевицы, а в Шотландии крутят над головой подожженной колючей проволокой, предварительно облитой чем-нибудь горючим. Из года в год на стадионах собираются тысячи людей, чтобы порадоваться, покричать и даже повизжать, наблюдая за тем, как им подобные мутузят друг друга, исполняют музыку, или откалывают шутки.
Такого рода времяпровождению обычно предаются в массовом порядке, но в нашем поведении в отсутствие компании сочувствующих тоже много непонятного. Почему в один из самых радостных дней своей жизни женщина обязана надеть именно белое платье, а не что-нибудь яркое и разноцветное? Почему каждый декабрь люди срубают отличные елки, наряжают их и позволяют засохнуть в своих гостиных? Почему мы, американцы, строго-настрого запрещаем детям разговаривать с незнакомыми людьми, но 31 октября заставляем их выходить на улицу в маскарадных костюмах и клянчить у взрослых конфетки? В мире можно наблюдать не менее озадачивающие вещи. Например, почему в определенные дни миллионы индусов радостно плещутся в холодной грязной реке, отмечая Кумбха Мела?
Со стороны наши социальные нормы часто выглядят странновато, но внутри себя мы воспринимаем их как данность. Некоторые из них узаконены (соблюдайте правила дорожного движения; не крадите чужие велосипеды), другие считаются само собой разумеющимися (нельзя пялиться на окружающих в вагоне поезда; прикрывайте рот рукой, когда зеваете). Они могут проявлять себя в повседневной рутине, например в том, что положено одеваться или здороваться и прощаться в начале и конце телефонного разговора. Или же они принимают вид ритуалов, заученных правил поведения по особым случаям, вроде Хеллоуина или Кумбха Мела.
Мы живем в окружении социальных норм и следуем им постоянно. Для человеческих существ соответствовать социальным нормам – дело столь же естественное, как подъем на нерест для лососевых. При этом, как ни странно, при всей своей вездесущности социальные нормы в основном остаются невидимыми. В большинстве своем мы редко обращаем внимание на то, насколько определяется ими наше поведение, или, что еще важнее, насколько они нужны.
Это одна из величайших загадок рода человеческого. Как мы умудряемся всю жизнь жить под воздействием столь мощных факторов, не понимая их или даже не замечая вовсе?
Координация в огромных количествах
В прошлом нормы помогали связывать узами людей в очень небольших группах. Но сегодня они критически важны, чтобы обеспечить координацию в огромных масштабах – счет идет на тысячи, если не миллионы, людей, разбросанных по всему миру. Каждый день мы коллективно участвуем в колоссальном по своим масштабам упражнении на координацию норм. Мы делаем это настолько непринужденно, что, возможно, воспринимаем как данность. Назовем это явление «нормативным автопилотом». Например, вы останавливаетесь на красный свет и продолжаете движение на зеленый. Вы становитесь в конец, а не в голову очереди. Войдя в библиотеку, кинозал или самолет, вы, как и окружающие, говорите тише. Это координация в крупных масштабах, а механизмом, позволяющим ее осуществлять, служат социальные нормы.
Социальные нормы – кирпичики социального устройства; без них общество рухнет. Если бы люди не подчинялись правилам социума, их поведение было бы неприемлемо непредсказуемым. Мы не могли бы координировать свои действия практически ни в чем – ни в своих перемещениях в пространстве, ни в предметных разговорах, ни в руководстве огромными организациями.
Школы не выполняли бы свою функцию. Полиция, если бы и существовала в природе, была бы бесполезной в силу отсутствия законов и общего понимания, что правилам нужно подчиняться и уважать их. Государственные службы прекратили бы работать, и общество лишилось бы дорог, канализации, водоснабжения и национальной обороны. Компании, неспособные контролировать поведение своих работников, прекращали бы существование одна за другой. В отсутствие общепринятых поведенческих стандартов разваливались бы семьи.
Понятно, что соблюдать социальные нормы в наших интересах. Как считает антрополог Джозеф Хенрич, от них зависело выживание человека как вида. Будем откровенны: по сравнению со многими другими существами люди весьма слабы. Как пишет Хенрич в книге «Секрет успеха: как культура движет эволюцией человека, одомашнивает его животных и делает людей умнее», мы не слишком резвы, лишены хороших навыков мимикрии, плохо лазаем по деревьям и не особенно хорошо слышим и видим. Если оставить человека на острове с небольшим запасом еды и без защиты от хищных зверей, он, скорее всего, быстро погибнет. И как же тогда нам удается поедать других животных, а не быть съеденными?
Хенрич делает важное замечание: нельзя считать это следствием только интеллектуального превосходства. Продвинутые логические способности вряд ли спасут человека, оказавшегося на том самом острове. Скорее, выжить в неблагоприятных условиях человеку удалось благодаря другим людям и созданным сообща социальным нормам, которые помогали нам сотрудничать на протяжении многих тысячелетий. Сотрудничающие группы были способны не только выживать в суровых условиях, но и прогрессировать и распространяться по всей планете способами, несвойственными существам, не относящимся к человеческому роду. В связи с этим стало понятно, что несоблюдение культурных норм группы чревато серьезными неприятностями. Пренебрежение социальными нормами может не только повредить репутации, но и повлечь за собой остракизм и даже смерть. С точки зрения эволюции вероятность выживания и размножения была выше у людей, хорошо умеющих следовать социальным нормам. Это важное обстоятельство сделал нас удивительно кооперативными существами – но только в случае, когда взаимодействие происходит между людьми с общими базовыми нормами. При встрече групп с фундаментально разными культурными установками конфликт неизбежен.
Отсюда и парадокс: являясь секретом нашего успеха, социальные нормы являются также источником огромного числа конфликтов по всему миру.
Фото: michelegelfand.com
Читайте также:
Воспевая нормы и правила и, обозначая как проблему, конфликт норм среди групп, автор почему-то ничего не упоминает о колоссальном внутрннем конфликте, который может жить в отдельно взятом, единичном человеке.
Забывшем, за автоматическим следование нормам и правилам, послушать а что он хочет на самом деле- фальшиво улыбаться или быть искренним, последовать за собой или за толпой. Нормы и правила, безусловно нужны, чтобы сдерживать в нас зверей. Но они же являются мощным тормозом к развитию индивидуальности, уникальности, творчества человека. Ведут к потере самоидентификации, есть «мы», а «я» исчезает.
И в конечном счёте превращают всё равно в стадо окультуренных баранов!)))
Кто мешает этому отдельному индивидууму выбрать свой путь развития в обществе и строить свою жизнь отдельно от других людей? Выбрать другую работу, друзей и т.д.? Если не нарушает УК, пусть живёт, как хочет.
В этой статье перемешаны разные нормы и разные ситуации под общим названием "социальные нормы".
Считаю не корректным сравнивать правила дорожного движения и правила этикета в ресторане. Первое регулируется законом, а кроме того, в случае несоблюдения правил дорожного движения довольно быстро наступят весьма неприятные последствия. Этикет законом не регулируется и если человек не соблюдает этикет, то в худшем случае его выставят из ресторана.
А кстати, как автор считает, соблюдение Устава на военной службе это тоже социальная норма?
Нормы поведения, правила поведения, традиции, обычаи, обряды, одежда, музыка, танцы и многое другое – уровень культуры, выработанный тем или иным народом, обществом, религией, государственными и общественными институтами (школой, армией, тюрьмой...).
Да, согласен. Я тоже на это обратил внимание. Хотелось бы определения "социальных норм" более точного чем подобное: "Социальные нормы – кирпичики социального устройства..."
Ну тут уж можно цитировать В.И. Ленина: "Живя в обществе, нельзя быть свободным от общества".
Почему жить по правилам всё равно что бегать на лыжах по асфальту?
Мы с приятелем приехали в торгово-развлекательный центр "Седьмое небо", он зарулил на парковку и встал.
Говорю ему, - Ты занял место для инвалидов.
Он мне раздражённо, - Да ты что, я всю стоянку что-ли буду объезжать в поисках места.
То есть, ему так удобно.
Едем дальше, впереди нерегулируемый пешеходный переход, он скорость не сбросил и не пропустил бабульку с палочкой и лохматого парня с девушкой.
Спрашиваю, - Ты что, торопишься?
Он, - Да нет.
Просто ему так удобно.
Подъехали к его дому, он припарковался наискосок таким образом, что занял сразу два места.
Говорю ему, - Перепаркуйся, рядом ещё одна машина может встать.
Он молча махнул рукой.
Он так привык, ведь ему удобно.
Зато, когда нас справа подрезал "Жигулёнок", его возмущению не было предела.
Мы сами часто позволяем себе не соблюдать различные правила, но хотим, чтобы другие люди соблюдали их неукоснительно.
А правила эти (писанные и неписанные) придуманы в том числе и для того, чтобы жить всем было удобно и комфортно.
Помню в 2005 году в Швеции гид сразу нам объяснил - не стойте на тротуаре толпой. шведы этого не любят. сами они всегда становятся так. чтобы кто-то мог по тротуару пройти. Это был едва ли не первый урок соблюдения неочевидной социальной нормы.
Ах эти культурные нормы и универсалии по Самнеру
из не очевидных норм в Китае не принято вытирать нос и сморкаться в диалоге для собеседника это оскорбление
Социальные нормы разными людьми могут пониматься по разному, вот наглядный пример.