Евгений Овчинников
Мы живем и работаем в мире одинаковых товаров и услуг. Выбрать между схожими предложениями довольно трудно. В этот момент играет роль тот факт, как осуществляется этот выбор, точнее, каким образом клиенту помогают сделать выбор. Конечно, первоначально, важное значение имеет реклама, в качестве «двигателя прогресса». Одна из целей рекламы – привлечь внимание потенциального покупателя, способствовать тому, чтобы он пришел к вам в компанию, к вам в магазин.
А теперь представьте, что ваши направления в рекламе сыграли отлично. Потенциальный покупатель пришел к Вам…и Вы с воодушевлением и искренней радостью смотрите на него, ждете, когда он подойдет к тому самому прекрасно разрекламированному товару… но покупатель через некоторое время почему-то уходит…
- Как! – Возмущенно воскликните Вы. – Что ему еще нужно?
Быть может, это будет звучать странно, но…Вас…
Да, да, ему, действительно, нужно Вас, точнее, Ваше внимание. И оно заключается не только в том, чтобы мило улыбаться клиенту, встречать его приветственными пожеланиями «доброго утра» или «доброго дня». Есть еще один маленький, нет, скорее всего, большой секрет. А открыть нам его поможет СПИН – технология.
Интересно, но слово «спин» очень созвучно слову «спиннинг», Вы согласны? У кого-то, быть может, это слово вызовет ассоциацию. Чего? Конечно же, рыбной ловли! Давайте же и мы с Вами узнаем, как поймать «золотую рыбку», т.е. клиента…
Итак, привлечь клиента помогают, в частности, различные рекламные направления, в содержании которых определяются специфика и уникальность компании, продукции, услуги и т.п. Но в рамках современного рынка предложить что-то особенное становится достаточно сложно. Что же тогда начинает играть приоритетное значение?
ПРОДАВЕЦ, а конкретно, навыки продавца.
Давайте рассмотрим, кем является продавец. Нет, это давно уже не тот человек, который «выдает» нам те или иные товары. Это тот, кто выступает от лица компании, а значит, формирует мнение о ней, об ее товарах и услугах. Следовательно, продавец – ключевая фигура в компании, а его знания, умения и навыки – ключевые понятия в продаже. «Какими навыками должен обладать продавец?» - спросите Вы.
Наблюдая за тем, что и как говорят продавцы во время встреч с клиентами, исследователи сделали несколько открытий. Первое: неуспешные продавцы задают мало вопросов, а успешные – много. Второе: вопросы эти разных типов, и задают их особым образом. Исследователям удалось выявить типы вопросов, варианты представления продукта покупателю, даже описать правильное поведение клиента. Так появилась особая технология, основная идея которой – умение задавать вопросы, чтобы покупатель принял решение о покупке. Эта технология получила название СПИН.
СПИН – технология направлена на то, чтобы подвести клиента к осознанию необходимости заключение сделки путем поэтапного прохождения цикла вопросов, формирующих потребность и предложение одновременно.
Безусловно, активное слушание способствует тому, чтобы в полной мере выяснить потребности клиента и потом сформировать предложение для него.
В СПИН – технологии важно не количество вопросов, а качество и своевременность их формулирования. В СПИН – технологии делается акцент на построении отношений с клиентом.
Таким образом, СПИН – это не просто ведение клиента к нужному результату с помощью вопросов, но и методика построения стратегии продаж, правильная расстановка акцентов, т.е. какие правильные вопросы нужно задавать клиенту, в какой последовательности и в какое время.
Давайте сначала расшифруем, что такое «СПИН».
Мы решили немного пофантазировать, немного поиграть (что, кстати, советуем и Вам). И вот что у нас получилось…
Спрашивай
Покупателя
И
Наслаждайся
Или вот еще:
Своим
Покупателем
Интересуйся
Ненавязчиво
Ну, как? Кстати, нам было бы интересно узнать варианты, составленные Вами.
На самом же деле, СПИН расшифровывается следующим образом:
Ситуационные вопросы
Проблемные вопросы
Направляющие вопросы
Извлекающие вопросы
Давайте рассмотрим каждый элемент:
Элемент | Значение |
Фокус внимания на ситуации. На данном этапе продавец выясняет текущие ситуации: существующее положение, баланс времени и ограниченность применения. |
|
Фокус внимания на проблеме. На данном этапе продавец выясняет потребности клиента. |
|
Фокус внимания на конкретной проблеме, связанной с коммерческим предложением. Извлекающие вопросы побуждают клиента принять решение. Происходит усиление серьезности проблемы для обоснования предложения. |
|
Фокус внимания на решении проблемы с помощью предложения. Определяются ценности и польза предлагаемого решения. Наводящие вопросы всегда связаны с ценой и оплатой. |
Думаю, что Вас (также как и меня в свое время) интересует вопрос о том, будет ли технология СПИН приемлема и действенна в условиях российского общества. Не секрет, что многие западные модели не приживаются, так как мы «другие».
В результате проведенных исследований было определено, что СПИН – технология является наиболее удачным вариантом общения продавца и клиента. В наиболее удачном варианте общения клиент без подсказки продавца сам приводит доводы в пользу сделанного предложения. В результате выигрывают обе стороны, и продавец, и покупатель.
Конечно, данная методика не может быть универсальной. Овладение ее в совершенстве требует высокой подготовки и постоянной работы над собой.
А что, мне понравилось.
Для пятницы - ''само то''.
Чего там Рэкхем сотню страниц разжевывал, не понимаю...
Видимо стоит ждать других комиксов ''ИСО за двадцать минут для секретаря в приемной'', ''Все о финансовом аудите на одной странице'' и пр.
Само описание техники СПИН в этой статье довольно интересное - не могу не согласиться.
Но, сдается мне, пример не совсем удачный. Евгений пишет о том, что потенциального клиента привлекла реклама, он пришел и, если его, так сказать, СПИНом не добили, то ''прощайте Ваши денежки''... На мой взгляд, данная техника, более актуальна для ''холодных'' продаж, т.е. когда о предлагаемом продукте или услуге либо вообще ничего не слышали, либо слышали, но не заинтересовались. В этом случае СПИН будет действительно полезен.
Если же кто-то пришел к Вам благодаря рекламе - он уже осознал свою потребность, и залогом Вашего успеха будет лишь всестороннее знание предлагаемого продукта/услуги и умение расположить к себе клиента. СПИН, все-таки, жесткая техника.
А в России он применяется довольно успешно. Наш менталитет вполне допускает этот метод. Просто, из-за отсутствия информации, большинство компаний не внедряет его в ''умы'' своих сейлзов.
Для понимания и применения на практике вышеуказанной техники (как впрочем и многих других западных образчиков) достаточно беглого ''предосмотра'' по методике логического чтения: http://www.dom1nanta.ru
Если сейлз-менеджер через 10-15 мин. переосмысления прочитанного не смог воспроизвести технику на примере своего привычного продукта, то нет смысла в проведении каких-либо тренингов.