Александр Савкин: Осторожно, коучинг!

Савкин Александр, директор НОУ ДПО Институт коучинга, Санкт-Петербург


Опубликована в журнале «Обучение и карьера», № 22, 13 июня 2005 года.


В годы Великой Отечественной войны, когда катастрофически не хватало летчиков, были созданы ускоренные курсы подготовки пилотов. В шутку их называли «взлет-посадка». Молодые бойцы налетывали минимальное количество часов, получали звание лейтенанта, которое в мирные годы «зарабатывалось» годами и… в бой. В бою доучивались. Учились на ВРАГАХ. Цена ошибки – СОБСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ. Нечто подобное происходит сейчас с коучингом в России.

Короткие курсы. Почетное звание – коуч, с вручением сертификата какой-то страны, в зависимости от вашей платежеспособности и … на этом сравнение заканчивается. Поскольку доучиваются не на «врагах», а на поверивших в «новое чудо» людях. А цена ошибки коуча? Это уже как повезет клиенту. В лучшем случае разочарование, потерянные деньги и время. И … дискредитация коучинга!

Организованно и активно о коучинге, в нашей стране, заговорили после Первой международной конференции, которая состоялась в С. Петербурге и Москве в 2002 году. Тогда понятие «коучинг» вызывало массу вопросов. В настоящий момент, не смотря на то, что вопросов стало не многим меньше, к слову попривыкли, и…уже почти не возможно найти компанию, предоставляющую услуги по обучению и консалтингу, которая не предлагала бы обучиться коучингу или пройти тренинг в «коуч» стиле. Уже неприлично быть «просто» консультантом, тренером, наставником.

Как и что происходит? Коучинг, как вид психологического консультирования родился на стыке трех направлений: психотерапия, тренерство и менеджмент. И как результат, при первом, поверхностном знакомстве с коучингом, у многих возникает эффект «узнавания». Люди, подходя к этому «слону» с завязанными глазами, каждый со своей стороны, особо себя не утруждая, нащупывают до боли знакомую часть, хватаются за нее и искренне считают, что всю жизнь только и делали, что занимались коучингом, только не знали, что это так называется.

Заметим, что это самый безобидный для клиентов результат. Хорошие специалисты, а именно тренеры, менеджеры, психологи – пройдя ускоренные курсы, как правило, продолжают делать то, что хорошо делали до сих пор, используя или нет новые знания, называя, где надо, свою деятельность коучингом. Именно это множит слухи, подтверждая точку зрения о том, что коучинга, как такового, нет. А все это тонко продуманный «продажный ход», дабы бы вдохнуть новую жизнь в уже известные виды деятельности. Но это еще полбеды.

Настоящие неприятности начинаются тогда, когда краткосрочное обучение проходят люди, которые не состоялись ни как психологи, ни как менеджеры, ни как тренеры, хотя причисляют себя к ним. Или вообще не относятся ни к одной из вышеперечисленных категорий, но которые, соблазнившись кажущей простотой подхода, (справедливости ради надо отметить, что рядом людей движут благие намерения - помогать людям!), после короткого обучения, решили, что они - коучи. Тем более что им вручили соответствующий документ (!!!!)!

Что сегодня наблюдается на практике? Какие основные ошибки совершают «коучата»? Ниже приводятся некоторые «недочеты»:

  • Усвоив полученные на курсах правила и приемы, начинают действовать не в роли коуча, а роли «коуч-автоматов». Своеобразных генераторов однотипных «правильных коуч-вопросов». Такой специалист хорошо «работает», пока клиент работает сам. Но как только возникают сложности, он оказывается бессильным. После подобных консультаций у клиента остается впечатление, что так он мог поговорить и с приятелем и с «бабушкой на скамеечке». В лучшем случае благодарят за то, что его послушали, а он выговорился. Это само по себе хорошо. Но это не коучинг!
    • Не могут помочь клиенту получить доступ к внутренней мотивации. К тому источнику внутренней энергии и творчества, которая позволяет клиенту самостоятельно, обретая веру в себя, ставить и достигать цели, какими бы фантастическими они не казались для клиента на момент постановки. В результате возникает предпосылка для зависимости получения желаемых результатов от общения с консультантом. Коучинг – не о зависимости, а о зрелости и партнерстве!!!
    • Не способны создать условия, в которых клиент осознает свою цель. Результатом ошибочно поставленной цели является: на внешнем уровне - быстрое снижение мотивации и прекращение движения к цели под градом «объективных» причин. На внутреннем – возможна понижение самооценки, как у клиента, так и консультанта.
    • Не способны экологично организовывать процесс коучинга, а также сопровождения после встречи. В результате наблюдаются крайне негативные последствия от отвержения «внешней средой» как полученного результата, так и того, кто его получил, до потери работы, семьи, близких людей, глубокой депрессии.
    • Не способность персонального, а не шаблонного, «как научили» подбора стимулов создающих у клиента «состояние вызова», и что уже неоднократно наблюдается, вместо «поддержки» организовывается «допинг». Передозировка, которого приводит к ощущению, со слов одной из жертв коучинг, - «сломанного позвоночника». По сути коуч накачивает клиента энергией. Типа, давай, давай, у тебя получиться! Я верю в тебя! Тобой будут гордиться папа, мама, сын, начальник, …. Пишутся расписки о наказаниях клиента, в случае невыполнения намеченных планов и прочие дешевые приемчики.  Это равносильно тому, что организовать человеку далекому от спорта, гарантированное покорение марафонской дистанции в течение ближайшей недели. Да. Есть шанс, что человек пробежит, но кто будет расплачиваться за последствия?
    • Об этом редко говорят на курсах, но главным «инструментом» коучинга является личность коуча. В результате: не «проработав» себя, не решив свои основные проблемы, не расчистив свое внутреннее пространство, не живя согласно принципам коучинга, – а это невозможно привнести в свою жизнь за короткий срок, консультант, зачастую бессознательно, становиться препятствием на пути клиента, навешивая на него свои ограничения, сомнения, страхи! Клиент при этом не понимает, что коуч не позволяет ему «стать выше», сильнее, ярче, воспринимая действия консультанта как работу коуча.
    • «Укладывают» своих клиентов в «прокрустово ложе» полученных, техник и приемов. Складывается ощущение, что на рынке появилась партия новоиспеченных стоматологов, которые освоили эффективный метод лечения зубов – удаление. Кому-то это помогает. Попадаются и мазохисты, но у подавляющего большинства не настолько все плохо.
    • Переходят в экспертную позицию. Каждый начинает делать, что умел делать раньше: психотерапевт «лечит», тренер – тренирует, менеджер делится своим опытом, другие – стараются делать «что-нибудь».
    • И совсем «покрытая мраком» тема об использовании коучинга в российском бизнесе: внутренние коучи и коучинг, как стиль менеджмента. К сожалению, западные наработки, не ложатся гладко на наш бизнес. Это как с розетками «Европа- Азия». Все внешне очень похоже, да размерчик не тот.

Резюмируя вышесказанное важно сказать:

  1. Коучинг – как явление, как высокоэффективный вид консультирования, стиль менеджмента - есть! И он отличен от уже существующих.
  2. Состояние мутной водицы, пены, околокоучия – это естественный этап выхода на рынок нового продукта.
  3. Подготовка коуча – длительный и кропотливый процесс.
  4. Россия, как и любая другая страна, обладает своей спецификой. И коучинг, на нашей земле, засияет во всем своем великолепии только с учетом этой специфики.

А пока …, остерегайтесь подделки. И тщательно подходите к выбору коуча, организаций и курсов, готовящих коуч-специалистов.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.