В последнее десятилетие понятие и отношение к собственности претерпевает колоссальную трансформацию. Развиваются цифровые технологии, меняются поколения и приоритеты. Владение как факт теряет ценность в глазах общества, уступая место пользованию.
На этой почве стала развиваться новая глобальная экономика, противопоставляющая совместное потребление ресурсов частной собственности. Когда появились Airbnb, Uber, BlaBlaCar, Couchsurfing вряд ли кто-то мог предположить тот взрывной рост экономики совместного потребления, который они породили. Между тем, по последним прогнозам, к 2025 году глобальный рынок шеринга вырастет до $335 млрд.
Сегодня шерится все: транспорт, жилье, работа. Философия совместного потребления укрепилась в обществе, ее отголоски стали прослеживаться на глубинном уровне. Общество стало более открытым, отношения доверительными, а делиться знаниями, опытом, мыслями и идеями стало нормой. Показательны эти трансформации и в российской бизнес-среде.
Открытость нового поколения предпринимателей
Какой образ предпринимателя доминировал и, возможно, все еще сохраняется в общественном сознании? Первые определения в ассоциативном ряду — конфиденциальность, коммерческая тайна, жесткая конкуренция. Западные предприниматели существенно раньше начали использовать возможности, которые дает открытость. У нас же в открытости долго видели угрозу, приравнивая ее к уязвимости.
Теперь формируется новая категория предпринимателей, которые готовы вести бизнес прозрачно, не скрывая финансовых показателей, с легкостью рассказывая о взлетах и падениях, прорывных решениях и откровенных факапах. В СМИ появляется все больше бизнес-кейсов с цифрами и другими подробностями внутренней кухни, огромное количество информации публикуется предпринимателями в соцсетях и на Youtube.
Почему это стало вдруг важным? Так предпринимателям открываются новые возможности. Открытость стала конкурентным преимуществом, обусловленным более высоким уровнем доверия. Это очень важный момент, учитывая, что российский предприниматель вынужден существовать в атмосфере недоверия: согласно результатам опроса ВЦИОМ, 62% россиян не верят в то, что бизнес можно вести честно.
Опыт ценнее денег
Шеринговая экономика основывается на том, чтобы повторно использовать ресурсы уже введенные в оборот. Этот подход применим к навыкам и опыту. Подтверждение тому бум образовательных проектов, которых за прошлый год в онлайне появилось больше, чем за все предыдущее десятилетие. Вырос и спрос: сообщество демонстрирует интерес к актуальному материалу, который можно оперативно применить на практике, сократив время на приобретение собственного опыта.
Развиваться и создавать новое в одиночку тяжело. В какой-то момент действующие предприниматели чувствуют, что достигли стеклянного потолка и не понимают, как его пробить. Еще сложнее начинающим предпринимателям, которые только ищут эффективную бизнес-модель, и весь их путь — это сплошные пробы и ошибки.
В бизнесе действует закон: быстрые побеждают медленных. Поэтому когда случаются такие форс-мажорные ситуации, как пандемия, нет ни времени на размышления, ни пространства для маневра, а любой неверный шаг может привести к краху. Колоссальную ценность приобретает обмен опытом и быстрое распространение успешных практик. У меня есть интересный кейс, который наглядно демонстрирует готовность современных предпринимателей делиться опытом.
Весной в период жестких карантинных мер я предложила широкому кругу предпринимателей и экспертов из разных сфер вступить в волонтерское движение, которое бы взяло на себя выработку эффективных решений для бизнеса, применимых в период карантина. Направления были разные: антикризисный менеджмент, построение удаленных команд, снижение аренды, оптимальные процедуры банкротства, перестройка из офлайна в онлайн, поиск финансовых резервов и т. д. Я был поражен тому, как много людей откликнулось и включилось в работу.
Связи решают все
Знакомство с нужными людьми всегда было большой ценностью. В этом вопросе ничего не изменилось, кроме одного: обзавестись ими еще никогда не было так просто. Нетворкинг становится жизненной философией. Людей, заинтересованных в расширении числа контактов, становится больше. Завести знакомства можно с экспертами любого уровня. При осмысленном подходе реальны даже личные встречи. Познакомиться после выступления спикера на публичном мероприятии, найти общих знакомых или написать в социальных сетях — в восьми из десяти случаев это сработает. Именно так Like Центр приобрел инвестора в лице сооснователя Qiwi Сергея Солонина.
Зачем это тем, кто уже всего добился? Рано или поздно успешный предприниматель достигает той точки, когда зарабатывание денег уходит на второй план. В зону интереса попадают более глобальные вещи — влияние на среду и возможность ее позитивных преобразований.
Все, что есть вокруг любого человека, сделано предпринимателем. За каждым магазином, рестораном, салоном красоты и производством стоит конкретный предприниматель. Чтобы развивалась среда, должен развиваться предприниматель. Руководствуясь этим мотивом, все чаще успешные бизнесмены берут на себя роль ментора и наставника для других предпринимателей: помогают советом и делятся накопленной экспертизой, знакомят с нужными людьми.
Все более частым явлением становятся мастермайнд-группы, закрытые клубы, тематические сообщества. Сами по себе явления не новые, но в настоящее время они переживают второе рождение. Объединяющий фактор все тот же — обмениваться и делиться ради взаимной выгоды.
Что в итоге
Широкая коммуникация позволяет получать обратную связь, находить единомышленников, привлекать внимание к системным проблемам и совместными усилиями справляться с ними. Успехи вдохновляют, а честный рассказ о неудачах помогает не наступить на те же грабли другим. В этом кроется сумасшедший потенциал. Меняется парадигма мышления. На смену закрытости приходит культура, где бизнес становится абсолютно прозрачным, а предприниматели открытыми друг другу.
Читайте также:
Очень глубокая и своевременная статья! Спасибо автору!
наоборот из старых хороших времен. Нетворкинг через ЗУМЫ, ТИМСЫ всех уже достал, а про индустрию шеринга как то не очень слышно. Масками то особенно не поделишся.
Новая валюта 21 века - это информация.
Не все так радужно, конечно, некоторые вообще не хотят ничего слышать про новую философию предпринимательства, но она есть.
Сейчас это модно называть философией открытого кода. Очень кстати подвернулся этот айтишный термин (если честно, звучит лучше, чем шеринг). А в бизнесе суть та же - надо создавать и делиться. Получится мультипликация того, что ты создал. Усилиями многих образуется пространство, в котором тебе же будет лучше/выгоднее/эффективнее жить и работать. Сам пространства такого масштаба не создашь.
На самом деле, мысль не нова. Утопии и эпоху социализма, конечно, опускаем, но уже в нашей реальности, с начала 2000-х гг. , бизнес начал объединяться на принципах сотрудничества, а не конкуренции в "красном океане" (см., напр., Байкальский форум).
В пандемию, действительно, появились новые и более активные примеры таких интеграций - кондитеры и хлебопеки, бьюти-индустрия, турбизнес, отельеры...
Хочется, конечно, чтобы предприниматели больше рассказывали о конкретном опыте объединений, как бы они его ни называли.
"Владение как факт теряет ценность в глазах общества, уступая место пользованию."
А распоряжение?))
Что-то очень сильно все это агитацию напоминает. Уж не об этом ли Клаус Шваб писал, говоря про новые формы частной собственности? Только вот корпоративная и госсобственность - почему-то шеринговыми не становятся. А наша частная собственность - под этими красивыми, эмоциональными и не понятными лозунгами потихоньку подготавливается к тому, что бы перестать быть нашей... Не находите?
Какая связь между открытостью и частной собственностью? Или где здесь противоречие? Ну, Леннон вон - свою Йоку ещё 40 лет назад перед камерами пялил... Так мы к этом стремимся штоль? В этом и подобном заключается наше развитие?
Вот лично я, я - лично... Лично я - могу все те же события описать в другой модели. Более приземлённой и практичной:
В человеческой массе есть куча народа, прихрамывающая нарцистизмом. Ещё большая часть - готова часами сидеть в ютубе наблюдая что угодно, вплоть до чужих боёв в Танчики и т..п. (болезнь болельщика - не только про футбол). Так что когда эти потоки пересекаются - им есть чем занять друг друга. А есть фокус внимания - туда обязательно кто-то какую-нть рекламу втыкнёт. Ну и конформисты вокруг этих двух групп себя ищут... Вот и все.
А в идеализирующей модели - все тоже самое описано в статье над постом.
Короче. Описывайте как хотите, главное что бы под этот очаровательный напев нам опять карманы не обшарили. Помните же, что на площади вокруг места казни карманника - больше всего карманных краж?))
Нет никакой подмены владения на шеринг(аренду). Что бы что то арендовать, надо кому то владеть тем , что вы у него арендуете.
Или вы думаете, что автомобиль в каршеринге - безхозный? Вы и раньше приходили в ресторан и шерили в нем столик на вечер. Ничего не изменилось, появились лишь новые объекты для аренды в связи с развитием законодательной базы.
Иногда на полноценное владение не хватает денег или других ресурсов. Иногда это просто не нужно.
Чем больше экономически привлекательных моделей и способов использования чего угодно вместо владения - тем лучше для всех.
Другой вопрос - ничего нового в таком подходе нет. Ему - с точки зрения базовой концепции - много сотен лет.
Ошибаетесь - тысячи. Еще Авраам сдал свою жену в шеринг.
Есть свидетели? Чем тогда расплачивались?
Впрочем, уже не так и важно. Самое время написать статью!
Ветхий завет источник информации. Надо же было с чего то начинать капитал накапливать.