Чтобы видеть особенности, надо сначала присмотреться к отличиям
Прежде, чем быть представленным сотрудникам компании консультанту следует сначала инкогнито обойти (объехать) всю компанию, наблюдая за тем, как работают сотрудники и как они общаются с клиентами и поставщиками.
Разрозненные и странные факты имеют гораздо более тесные логические связи, чем те явления, на которых консультанты и менеджеры сосредотачиваются, почитая их единственно важными. Незначительные отклонения позволяют выстроить относительно простые классификации, систематизировать все разнообразие человеческих сообществ.
Основные классические бизнес-науки — менеджмент, бухгалтерский учет, маркетинг, логистика, прочно обосновавшиеся в университетских программах обучения, оставляют за собой «отходы» производства, всякий хлам. Консультанту следует, уподобившись старьевщикам, подбирать обрывки знаний, осколки проблем, в общем все яркие детали, которые другие эти науки презрительно выбрасывали на интеллектуальную свалку.
Взгляд со стороны
Ни один бизнес не может понять себя без сопоставления с другими. Чтобы знать и понимать собственные особенности, бизнесу, надо уметь смотреть на себя со стороны, подобно актеру театра. Для этого и нанимается консультант. Однако консультанту, чтобы знать и понимать собственную культуру, тоже надо уметь смотреть на нее со стороны, подобно актеру театра. Соответственно, чтобы оценить свою работу, он должен научиться смотреть на себя глазами клиента.
Уважение особенностей малого и среднего бизнеса
Малые и средние бизнесы не оставляют нам документов для анализа, отсюда необходимость ввести новые инструменты их исследования и анализа для «бесписьменных» бизнесов. Ни один обычай, ни одно верование малого бизнеса, какими бы шокирующими и нелогичными ни казались они по сравнению с знаниями и опытом консультанта, основанным на классическом образовании и опыте среднего и крупного бизнеса, нельзя изъять, не рискуя обрушить прочие. Родственные отношения в бесписьменных бизнесах значат гораздо больше, чем думает консультант. Малый бизнес отвергает принятие решения большинством голосов.
Отношение к переменам
Глубинные причины сопротивлению развитию в малом и среднем бизнесе. Во-первых, большинство из таких фирм склонны предпочитать единство внутренним конфликтам. Во-вторых, они с уважением относятся к случаю. В-третьих, их отталкивает сама идея — участвовать в крупных переменах. Малый бизнес кажется нам примитивным главным образом потому, что он настроен на неизменность. Каждый бизнес полагает, что ведет единственно возможный и правильный образ жизни.
Движущая сила бизнеса
Можно сравнивать бизнесы с двумя типами двигателей: механическими и тепловыми. Первые используют энергию, данную изначально. В идеальном случае, если бы не трение и нагревание, они теоретически могли бы работать вечно. Вторые, например, паровой двигатель, работает на разности температур котла и конденсатора. Их производительность гораздо выше, но они постепенно уничтожают потребляемую энергию.
Холодные и горячие, часы и паровой двигатель: бизнесы первого типа почти не нарушают систему (в терминах физики, не создают энтропию). Их принцип — бесконечно поддерживать свое первичное состояние, по крайней мере то, которое они считают первичным. В бизнесах второго типа, обязательно должны быть контрасты между нагревателем и охладителем. Они работают на разности потенциалов — социальной иерархии. Внутри них создается и поддерживается дисбаланс: с одной стороны, используемый для более упорядоченных действий (что необходимо для индустриализации), с другой — на уровне межличностных отношений, приводящий к росту энтропии.
Бизнес — это одновременно и двигатель, и работа двигателя. Как паровая машина он создает энтропию, как мотор он создает порядок. Две грани — порядок и рассеивание — соответствуют двум аспектам бизнеса: его культуре и его социуму. Культура — это комплекс отношений с внешним миром, социум — в большей степени отношения сотрудников друг с другом. Культура создает порядок: мы возделываем землю, строим дома, производим … Но мы создаем и большую энтропию. Мы растрачиваем силы и истощаем себя в социальных конфликтах, политической борьбе и порождаемых ими стрессах. Наши исходные базовые ценности неумолимо устаревают. Культура малого бизнеса создает мало порядка, но и энтропию такой бизнес создает малую. Оптимальным был бы третий путь: сохранить свойство культуры создавать и поддерживать порядок порядок. Но не расплачиваться за него придется ростом энтропии в социуме бизнеса.
Человек VS. машина
Имеет место противоречие между объективной продуктивностью, которая приводит к дроблению и обеднению задач, потере инициативности в работе, отдалению работника от конечного продукта и субъективной продуктивностью, позволяющей работнику выражать свою индивидуальность и творческий заряд. Сейчас крупный бизнес низвел человека до уровня машины, но становясь мудрее пытается превратить и машины в людей.
Идея графа Сен-Семон: «Перейти от управления людьми к управлению вещами». Если бы ответственность за прогресс целиком легла бы на плечи культуры, то бизнес бы освободился бы от тысячелетнего проклятия, которое заставляло во благо прогресса порабощать людей. Консультант должен напоминать экономистам (если те вдруг забудут), что человек не предназначен исключительно для того, чтобы производить как можно больше. Он ищет в работе удовлетворения своим глубинным потребностям: состояться как личность, оставить отпечаток своей индивидуальности в том, что делает, объективировать свою субъективную данность в своих произведениях.
История VS. будущее
Когда консультант задается вопросом о структуре того или иного бизнеса и хочет объяснить ее, оправдать или обвинить,он прибегает к помощи истории. Может ли история бизнеса быть объективной, или она играет для нас примерно ту же роль, что и мифы — для человечества? Обосновывает ли она общественное устройство и представления о мире, объясняет и оправдывает нынешнее положение вещей прошедшим, рисует картину будущего под влиянием сразу и прошлого, и настоящего?
Обращение к истории бизнеса приносит больше надежд и предрассудков, чем объективных истин. Прошлое бизнеса имеет одно-единственное значение, но абсолютной интерпретации исторического прошлого не существует. Все интерпретации относительны! Бизнесы не развиваются однотипно, всегда и везде консультант должен предполагать разнообразие, причем разнообразие интеллектуальное, социальное, эстетическое, философское. Выстроить неоспоримые факты прогресса бизнеса (проекта) в правильный непрерывный ряд не так просто, как может показаться. Вероятная причина противопоставления прогрессивных и «неподвижных» бизнесов — это разница в фокусировке взгляда консультанта. Консультант должен задать себе вопрос: почему тот или иной бизнес кажется ему неподвижным?
Фото: Wikimedia Commons
- Основания и причины для переезда в Ирландию?
- Фамилия!
Не. Всё гораздо прозаичнее-- юбка в клетку давно не дёвана. Ах, это же для земли скотов. Какая разница!