Нужен ли фирме маркетинговый или pr отдел? Еще совсем недавно количество руководителей, утвердительно отвечавших на этот вопрос, неуклонно увеличивалось, и штаты предприятий пополнялись специалистами в области маркетинга. При этом далеко не каждый директор мог с уверенностью сказать, чем будут заниматься его новые сотрудники. И это совсем не удивительно - в нашей стране недостаток информации о методах работы маркетологов ощущается еще очень остро. Но грянул пресловутый кризис, и в первой волне «новых безработных» оказались именно маркетологи. «Чем они там занимаются?» — подумал среднестатистический руководитель, смело подписывая приказ об увольнении сотрудников маркетингового отдела. «За какие такие заслуги в эту «черную дыру» уходят громадные суммы денег?». Дабы помочь всем тем, кто не знает ответа на этот вопрос, прочитайте эту публикацию об обязанностях и методах работы маркетологов.
В этой статье речь пойдет о структуре маркетингового отдела, об основных направлениях работы его сотрудников и о требованиях, предъявляемых при отборе кандидатов на определенную должность на примере одного из регионального (не московского) предприятия, которое занимается производством кондитерских изделий. Отдел маркетинга на этом предприятии укомплектован следующим образом.
Начальник отдела маркетинга
Цель работы:
Руководство разработкой и координацией маркетинговых, рекламных и PR-кампаний фирмы, способствующих достижению кардинальных планов фирмы по получению прибыли, завоеванию и удержанию рынков.
Основные направления деятельности:
1. Руководство разработкой стратегических и детальных маркетинговых планов компании по всем направлениям маркетинговой деятельности:
а) увеличение объемов продаж на существующих рынках;
б) расширение сегментов потребления и завоевание новых рынков;
в) вывод на рынок новых товаров (услуг);
г) эксклюзивные виды маркетинга, применяемые на данном предприятии.
2. Координация и контроль за выполнением плана маркетинговых мероприятий.
3. Определение необходимости проведения маркетинговых исследований.
4. Подготовка к согласованию с руководством бюджетов на проведение работ.
5. Экономичное распределение и контроль за использованием финансовых средств.
6. Утверждение целей, задач и программ исследований.
7. Утверждение выбора исследовательских, креативных, рекламных и других сторонних организаций для проведения необходимых работ.
8. Анализ результатов, полученных в ходе исследования, разработка на их основе предложений о необходимых маркетинговых мероприятиях.
9. Руководство рекламными кампаниями и программами продвижения товаров и услуг, проводимыми фирмой.
10. Разработка стандартов отчетов по проведению маркетинговых и рекламных кампаний.
11. Оперативный контроль за ежедневной работой отдела маркетинга.
12. Оперативная связь с отделом сбыта и производственным отделом предприятия.
13. Разработка раздела «Маркетинг» при подготовке бизнес-плана компании.
Требования к соискателям должности:
Возраст: от 25 лет. Опыт работы в аналогичной должности: не менее 2-х лет. Наличие опыта проведения маркетинговых исследований и рекламных кампаний, знание рынка продуктов и услуг, предлагаемых фирмой.
Менеджер-маркетолог
Цель работы:
Планирование и проведение маркетинговых кампаний фирмы.
Основные направления деятельности:
1. Разработка стратегических и детальных маркетинговых планов компании по всем направлениям маркетинговой деятельности.
2. Выполнение плана маркетинговых мероприятий.
3. Определение бюджета маркетинговых кампаний.
4. Анализ групп потенциальных потребителей для разработки мероприятий, способствующих расширению рынка сбыта.
5. Прогноз колебаний спроса и предложения на рынке.
6. Изучение перспективных рынков сбыта.
7. Наблюдение, анализ и оперативный прогноз изменений рынка конкурентов.
8. Обоснование необходимости проведения маркетинговых исследований.
9. Обеспечение подготовки и проведения конкурса среди сторонних организаций по реализации маркетинговых программ.
10. Подготовка и заключение договоров со сторонними организациями.
11. Анализ эффективности проведения маркетинговых мероприятий.
12. Подготовка отчетов о ходе проведения и результатах маркетинговой кампании.
Требования к соискателям должности:
Возраст: от 25 лет. Опыт работы маркетологом не менее 2-х лет.
Менеджер по PR, работе со СМИ и спецпроектам
Цель работы:
Формирование и поддержание необходимого благоприятного имиджа компании.
Основные направления деятельности:
1. Анализ внешней среды, направленный на изучение отношения к деятельности фирмы (в частности, к ее продуктам и услугам).
2. Подготовка аналитических записок для руководства об интересах общества, которые так или иначе оказывают влияние на имидж фирмы в настоящее время, а также прогнозирование возможного влияния в перспективе.
3. Подготовка пресс-релизов о деятельности фирмы и информационных материалов для СМИ.
4. Организация пресс-конференций, интервью руководителей фирмы с представителями средств массовой информации.
5. Разработка и проведение мероприятий, направленных на формирование благоприятного имиджа фирмы.
6. Определение бюджета PR-кампаний.
7. Ответы на запросы средств массовой информации и других сторонних организаций о деятельности фирмы.
8. Подготовка базовых креативных и технических аспектов рекламы фирмы.
9. Анализ эффективности проведенных PR-кампаний, подготовка отчетов.
10. Подготовка внутрикорпоративных информационных материалов.
Требования:
Образование: высшее гуманитарное. Возраст: от 25 лет. Наличие опыта в проведении PR-мероприятий: разработка проектов имиджевых кампаний, налаженные связи со средствами массовой информации.
Менеджер по рекламе
Цель работы:
Разработка и проведение комплексных рекламных кампаний фирмы и отдельных необходимых видов рекламы.
Основные направления деятельности:
1. Разработка или руководство разработкой рекламных материалов компании в технической и креативной областях.
2. Разработка детального плана рекламных кампаний фирмы.
3. Разработка и согласование с руководством бюджетов рекламных кампаний.
4. Постоянное определение эффективности проводимой рекламной кампании.
5. Выявление потребностей фирмы в проведении рекламных исследований.
6. Организация тендеров и разработка рекомендаций руководству для выбора сторонних рекламных фирм.
7. Организация и контроль за работой медиа-байеров, дизайнерских групп и других рекламных агентств и полиграфических предприятий, занимающихся производством и размещением рекламы фирмы.
8. Подготовка и заключение договоров на размещение рекламы фирмы.
9. Контроль за выходом рекламных сообщений в СМИ, на выставках и презентациях, по прямой печатной рассылке, местах реализации продуктов и услуг фирмы и других каналах распространения рекламы.
10. Анализ эффективности рекламных кампаний.
11. Составление отчетов и аналитических записок для руководства фирмы о ходе проведения и результатах рекламных кампаний.
12. Проведение мероприятий по размещению рекламы сторонних организаций на информационных и производственных площадях фирмы:
а) определение и согласование расценок на размещение рекламы,
б) подготовка информационных материалов для потенциальных рекламодателей,
в) контакты с представителями рекламных агентств и с представителями организаций-потенциальных рекламодателей,
г) подготовка, заключение и контроль за исполнением договоров на размещение рекламы.
Требования:
Образование: высшее. Возраст: от 25 лет. Опыт работы в аналогичной должности не менее 2-х лет. Наличие опыта проведения рекламных кампаний.
Менеджер по стратегии продаж
Цель работы:
Разработка, внедрение и поддержание стратегических направлений реализации товаров, формирование соответствующих внутрифирменных традиций работы с клиентами.
Основные направления деятельности:
1. Разработка стратегии и тактики продаж конкретных товаров.
2. Прогноз реализации по отдельным группам товаров.
3. Разработка и внедрение в действие внутрифирменных систем и методов продаж:
а) эффективное общение с клиентом,
б) системы материального стимулирования продавцов,
в) базы данных по контактам с существующими и потенциальными клиентами фирмы и так далее.
4. Выбор новых каналов реализации товаров фирмы и условий их продажи.
5. Подготовка и поддержание базы данных по клиентам фирмы. Составление списков рассылки. Распространение рекламных и информационных материалов фирмы.
6. Обучение персонала, осуществляющего обслуживание клиентов методам эффективных продаж.
7. Разработка программ обучения, учебных материалов.
8. Выборочный контроль за работой персонала, обслуживающего клиентов.
9. Анализ качества обслуживания клиентов.
Требования:
Образование: высшее. Возраст: от 25 лет. Опыт работы в аналогичной должности не менее 2-х лет. Знание рынка продуктов и услуг, предлагаемых фирмой.
Специалист по маркетинговым исследованиям
Цель работы:
Обеспечение проведения маркетинговых исследований, необходимых для решения оперативных и стратегических задач, стоящих перед фирмой по следующим направлениям:
а) исследования потребительского рынка товаров,
б) исследования конкурентов,
в) рекламные исследования,
г) другие стратегические и тактические исследования.
Основные направления деятельности:
1. Разработка плана проведения и бюджета необходимых маркетинговых исследований.
2. Разработка стандартов проведения маркетинговых исследований и представления результатов.
3. Обеспечение подготовки и проведения конкурса среди сторонних организаций, занимающихся проведением исследований.
4. Подготовка и заключение договоров на проведение исследований.
5. В случае проведения исследований собственными силами, выполнение следующих мероприятий:
а) составление вопросников,
б) набор и работа с группой анкетеров,
в) проверка собранных данных,
г) обработка ответов респондентов или организация обработки иными специалистами,
6. Анализ полученных данных, написание отчетов и аналитических записок с рекомендациями по результатам исследований руководителю маркетингового отдела.
Требования:
Образование: высшее в области социологии, социальной психологии или техническое. Возраст: от 25 лет. Опыт работы по проведению маркетинговых исследований не менее 2-х лет: разработка программ исследований, наличие собственной сети анкетеров, опыт в составлении вопросников, обработке и анализе данных.
Секретарь-делопроизводитель отдела
Цель работы:
Обеспечение единого порядка подготовки, оформления, прохождения и хранения служебных документов.
Основные направления деятельности:
1. Соблюдение единых стандартов подготовки, обработки и хранения информационных материалов.
2. Подготовка и оформление (печать, тиражирование, группировка, подготовка для архива) следующих служебных материалов:
а) отчеты о маркетинговых исследованиях,
б) отчеты о маркетинговых, рекламных и PR- кампаниях и мероприятиях,
в) рекламно-информационные материалы.
3. Обеспечение постоянного наличия рекламно-информационных материалов.
4. Обеспечение и поддержание удобного в использовании документооборота отдела, содержащего юридическую, внешнюю и внутреннюю рабочую и архивную составляющие.
5. Тиражирование и распространение внутрикорпоративных информационных материалов.
6. Печать, отправка ответов на письма сторонних организаций.
7. Составление и поддержка баз данных по продажам и клиентам фирмы.
8. Подготовка отдельных аналитических записок по материалам проведенных исследований, рекламных кампаний и так далее.
9. Рассылка рекламно-информационных материалов.
Требования:
Образование: среднее или выше. Возраст: от 20 лет. Опыт работы: делопроизводитель, секретарь-референт. ПК, делопроизводство, машинопись от 200 уд. в мин., оргтехника, архив.
Это не статья. На структуру тоже не тянет. Потому что изложено даже не Положение об отделе, а ДИ сотрудников. Как-то надо было по-другому все обыграть.
в постиндустриальном бизнесе пиар-основная деятельность, приносящая самую высокую прибыль. гениальные пиарщики типа билла гейтса и александра брина приносят нанявшим их миллиарды. А в статье ставится вопрос нужен ли PR отдел? смешно. нужен гениальный пиарщик-вот так надо ставить задачу, а девочек на побегушках подбирать можно используя требования, описанные в статье
Эва как! Аж семь сотрудников! Аж секретарь у отдела есть! Александр описывает ''мечту идиота'' любого начальника отдела маркетинга.
Не понятно для каких нужд только весь этот наборчик?
Есть мнение, что в маркетинг - это такой необходимый атрибут каждой компании, но что с ним делать? Вот и появляются начальники отдеала маркетинга от 25 лет. Что он за свою жизнь успел сделать? Каков его опыт? У руководителя, который отвечает жа жизнь компании? За правильность ее развития и стратегию ее поведения?
Поэтому из-за таких выскочек и отношение в целом по стране к маркетингу - осторожно- подозрительное, если не сказать хуже
Положительный момент - то что расписаны функции под рабочее место.
Проверить валидность функций может стратегический анализ реального предприятия.
Отрицательный момент - не описаны психологические компетенции рабочих мест.
Что такое валидность?
Отвечу обощая..
спс за замечания..
но статейка не претендует :) на первые места..
это так - знакомые постоянно просят описать функционалы и обязанности
и собрал все в общем чтобы просто было понятно
от чего отталкиваться далее в своей компании людям.
вот.
Спасибо.