Я смотрю на наши офисы – офисы большинства нынешних компаний. Я слушаю рассказы знакомых о том, что происходит в их офисах, и не могу понять: что же случилось? Что незаметно для нас так сильно изменилось за последние несколько лет? Почему в офисах вдруг стало скучно и не интересно? Почему большая часть людей как-то незаметно превратилась в серую массу, ничего не желающую, мало знающую, ни к чему не стремящуюся, кроме, разве что, денег? Куда незаметно для нас исчезли те офисы, в которых мы работали – так и хочется сказать «имели счастье работать» - кажется, еще совсем недавно. Куда делись те люди, которые заряжали энергией, на которых хотелось равняться, для которых хотелось работать, из-за которых хотелось непрерывно становиться лучше и лучше?
Очень хорошо помню офис, в котором мы работали десять лет назад. Конечно, первая «серьезная» фул-тайм работа, солидная финансовая компания, я уже какой-ни-какой, начальник, все еще относительно ново и безумно интересно.
Это было начало двухтысячных, и компании еще только начинали становиться серьезными и солидными после лихих девяностых, когда любой бизнес был либо бандитским, либо чем-то из серии лотереи, в которую вдруг повезло.
Многие компании, сейчас считающиеся лидерами отраслей, только зарождались, только становились компаниями, а не горсткой единомышленников, собравшихся, чтобы воплотить какой-нибудь безумный проект, потому что уж очень хочется.
Вспоминаю, с каким настроением мы тогда шли в офис. Это было желание работать, желание сделать что-то, что заметят и оценят, это было то, что называют модным нынче словом «драйв», было ощущение, что мы хотим свернуть горы и сможем абсолютно все, потому что у нас есть желание, команда единомышленников и руководство, которое ценит наш пыл и энергию, и одной харизмой которого можно сдвинуть любые горы.
Это было начало двухтысячных, и в компаниях, где сейчас работает по тысяче человек, тогда было человек 50-70, бизнес только начинал становиться бизнесом, у всех еще оставалось ощущение какой-то безбашенной свободы, чувство, что если очень захотеть, и если немного повезет, в одну секунду можно сделать почти все.
Это было начало двухтысячных, и после работы мы чуть ли не каждый вечер что-то отмечали прямо в офисе: все - от секретарей до генерального директора, от восемнадцати до сорокалетних пили водку, многие курили траву, даже не закрывая двери кабинетов, потом все дружно шли в ближайший бар или клуб, пили, танцевали и совершали более или менее удачные попытки устроить личную жизнь в ближайшем месте, где «никто не видит» чуть ли не до утра. Я не говорю, что это хорошо. Более того, сейчас это выглядит довольно дико. Сейчас все поголовно, даже те, кто чуть ли не только из школы, держаться весьма себе серьезно и ничего лишнего не позволяют. И, пожалуй, это правильно.
Но что бы там ни происходило ночью, утром мы приходили в офис – приходили с желанием сделать что-то, с драйвом, с ощущением, что обязательно свернем горы.
Тогда мы действительно чувствовали себя командой. Не говорили об этом, чтобы понравится отделу кадров, не писали в корпоративных газетах, а именно чувствовали.
Тогда у каждого из нас было столько рабочих планов, столько идей и столько энергии воплощать их в жизнь, что компании росли не по дням, а по часам. И это не красивые слова. Сайт, например, той самой финансовой компании за каких-то полгода усилиями нашего отдела превратился из обычного корпоративного сайта в самый посещаемый ресурс фондового рынка. И это было, действительно, круто. Но тогда нам даже в голову придти не могло, что мы сделали что-то из ряда вон: мы просто работали, мы хотели развиваться, мы «делали вещи», мы смотрели на свое начальство и понимали, что нам есть куда расти, и росли – вместе с нашими компаниями.
С тех пор прошло, кажется, не так уж много лет. Ну что такое какие-то десять для корпоративной истории? Но за эти десять изменилось все. Изменилось так плавно, что мы даже не заметили, но изменилось кардинально. И, к сожалению, не в лучшую сторону.
И вот уже все рассказы об офисах всех моих знакомых звучат как грустные сказки про скучные кабинеты, заселенные неинтересными людьми, с которыми нельзя поговорить ни о развитии бизнеса, ни о культурных событиях, ни об их личных убеждениях, мечтах, планах просто потому, что как таковых убеждений и планов у них, похоже, нет.
Они не стремятся сделать что-то из ряда вон, не стремятся вывести свои компании на новый уровень, не стремятся развиться, получить новые знания, создать новые проекты. Они вообще ни к чему не стремятся. Предел мечтаний большинства из них – спокойно сидеть на своем месте, получать зарплату, как можно меньше делать, и чтобы никто не трогал.
Что же случилось с этими людьми? Куда делись те люди, с кем мы работали десять лет назад? Как дошли мы до жизни такой?
А ответ-то прост. Очень прост. И он не имеет никакого отношения к поначалу напрашивающемуся: «Э-эх, не та нынче молодежь пошла».
Нет, дело не в них – не в тех, кто сейчас приходит на должности линейных менеджеров. Дело в тех, кто сейчас ими управляет. В том, какими стали за десять лет эти люди.
А люди эти устали. Во многом в жизни разочаровались, порастеряли часть своей харизмы, зато приобрели в процессе перипетий при построении и развитии собственного бизнеса большую или меньшую паранойю, да подутратили веру в людей, узнали многие «границы и препоны» и позабыли окончательно свой пыл прежних лет.
И вот теперь эти люди несут свое новое отношение к жизни в массы. А рыба-то по-прежнему имеет обыкновение тухнуть с головы – массы быстро их настроением проникаются, и там, где должны были быть энергичными и распираемыми энтузиазмом, становятся апатичными, ни во что не верящими и понимающими, что сколько бы они головой в какие стены ни бились, стены не пробьешь.
Собственники и директора слишком многое видели и, как результат, перестали верить в людей и уважать их. А люди – уже другие, новые, ни в чем не повинные – чувствуют это, отсюда и такое «рвение» работать, делать вещи и двигать горы.
И сколько не пытаемся мы – те, кто еще очень хорошо помнит, как интресно может быть в офисах, и как это «интересно» повышает продуктивность – объяснять топам, что людей нужно уважать и мотивировать, толку от этого никакого.
Вот я, например, взываю к генеральному директору: «Ну, зачем требовать от продавца приходить ровно в 9:00, если он не умеет не опаздывать, но зарабатывает для компании миллионы? Да пусть хоть к двеннадцати приходит и сидит целый день в потолок смотрит, лишь бы продажи были высокие. Какая нам разница, может, у него волшебная палочкая какая есть. Нам же главное – результаты его продаж!» И что я слышу в ответ? «Нет, ни в коем случае! Если им разрешить приходить не вовремя, они вообще работать не будут!» Ну, естественно, не будут – они же на процентах сидят, зачем им работать-то?!
А на каждом собрании мы слышим от руководства, что у нас в компании все плохо. Ну, да, вот у этого отдела продажи высокие, вот эти перевыполнили план, но в целом все ужасно просто. А где это самое ужасное-то? Сдя по всему, только в головах у топ-менеджмента. Но почему они никак не поймут, что продавцы очень амбиционы, что публичная похвала для них «стОит» ничуть не меньше премий и процентов, и что после подобных «мотивирующих» речей веры в компанию, в продукт и в себя у них остается все меньше и меньше?
Я искренне надеюсь, что у вас в офисе не так. Что руководство понимает, что такое мотивация, уважает в каждом сотруднике человека и заражает всех собственным энтузиазмом. Я искренне верю, что должны еще быть такие офисы и, более того, надеюсь, что вот еще немного, и менеджмент наших компаний поймет свои ошибки, и офисы снова станут местом, куда хочется идти и где хочется расти и развиваться. Но пока очень уж характерной, к сожалению, выглядит фраза, сказанная моей подруге – PR-менеджеру крупного банка начальнцей из центрального офиса в ответ на совершенно безобидное предложение по проведению конкурса среди сотрудников к празднику: «Я бы советовала воздержаться от этого шага: это может быть расценено как наша инициатива!»
Да, инициатива у нас, по-прежнему, наказуема, и все сотрудники, к сожалению, успели это хорошо усвоить.
забавно, но граница не там
я лично полагаю, она там, где РМ, особенно ''старт-ап''
и 70 и в 80 и в 90 и в 2000-х попадал в ''команды'', и даже с одного взгляда научился идентифицировать
про ''зажигать'' - не, не скажу, хотя доводилось...
Хорошая статья, Наталья, душевно написано.
В последнее время я очень переживаю и испытываю глубокое разочарование именно из-за апатичных настроений сотрудников всех уровней. Не то что никакого куража нет, и глаза не у кого не блестят, а такое ощущение, что никому вообще НИЧЕГО не нужно. Скукотища просто дичайшая. А самое главное – жаль уходящие годы, неиспользуемый потенциал, энергию, которую просто некуда направить… Ведь через каких-нибудь несколько лет огонь просто может потухнуть. :cry:
Дорогу молодым и энергичным! :!: А измученных нарзаном перевести в разряд консультантов, чтобы не давали молодым, слишком много дров нарубить… и все будет хорошо. 8)
мы называем это ''Эффектом Мыльникова'' (фамилия изменена). Товарищ как-то сказал ''Ни в коем случае нельзя этого делать! Потому что если на наш сайт придут несколько тысяч юзеров, он может упасть!''.
Даешь аудитории без пиков, сайты без нагрузок, работу до 18-ти, отпуск без телефона, дедлайны через 2 года!
Потому что достали эти пользователи и клиенты, на кой черт они вообще нужны?!... мешают только работать! Сидели бы лучше спокойно, смотрели бы рекламу по телевизору...
Отличная статья! Знакомая картина.
Насчет молодых- по моему скромному мнению, сейчас у молодых намного меньше драйва, чем у зрелых! :!:
Коллеги, приветствую!
На мой взгляд, всё так происходит, потому что жить люди не умеют, ведь вопрос харизмы и внутренней энергии (будь-то работа или отдых) - отношения внутри себя и к окружающему миру.
Страхи-привычки-клише...
Спасибо за статью.
У нас в офисе не так, Наталья.
Может кто и перестаёт уважать и прислушиваться, но дело вообще не в этом. Есть такой предмет ''управление изменениями''. Слышали о нём немногие, умеют практиковать в данном поле единицы. Нам повезло, вам нет - вот и всё. Когда психологам в отделах HR дадут трезвую оценку, и должность ''директор по оргразвитию'' станет нормой, что-то изменится. Для начала заключение, что у всех так. Хочется быть как все? Понимаю. Реальность подгонять-то зачем? То, что здесь других руководителей и компаний мало, и моё мнение будет в меньшинстве - так то и понятно. Нормальные компании как счастливы браки, закрыты и не болтают много. Дабы констуктивным быть нашел для коллег несколько ссылок от самых авторитетных ребят в вышеуказанной сфере.
- Что происходит с генеральными директорами http://www.markus.spb.ru/directoru/stress.shtml
- Почему искатели драйва не всегда правы http://markushina.blogspot.com/2010/05/blog-post.html
Евгению Минаеву:
Евгений, приятно заметить, что мы читаем одни источники ).
К обсуждению темы о драйве, лидерах и т.д. в офисах добавлю от себя ссылку тоже. Я совсем иначе понимала лидерство до знакомства с данным предметом, а о кристальном не слышала вовсе, но тут недавно встретила такой пример и позавидовала (по-белому) коллективу, у которого такой руководитель http://www.markus.spb.ru/navalochnaya/crown.shtml