В России нарастает дефицит кадров — только за последний год он усилился в большинстве отраслей и неизбежно продолжится: по каждой второй позиции число резюме на HR-рынке уже меньше, чем сопоставимых вакансий (исследование ПЭК и hh.ru в 2024 году). Вызов касается всех без исключения регионов – с нехваткой специалистов сегодня сталкиваются 64% работодателей в стране, по данным опроса центра «Профессии будущего» и «TenChat» осенью 2024 года.
Какие меры принимают компании
Справиться с кадровым голодом компании пробуют при помощи современных технологий. Автоматизация HR-процессов позволяет сократить время закрытия вакансий на 40% за счет скорости обработки данных и быстрой реакции на отклики кандидатов.
Бизнес тестирует и новые способы повышения привлекательности для сотрудников. Согласно исследованию ВШБ НИУ ВШЭ, hh.ru и группы «Анкор», три четверти организаций прикладывают гораздо больше усилий для удержания персонала, чем в 2019 году, предлагая все новые «плюшки»: компенсации по ипотечным кредитам, годовые бонусы, тренинги с геймификацией и даже разрешают тратить до 10% времени на личные проекты. Однако этих практик недостаточно для успешного найма и эффективного удержания текущих сотрудников.
Что же позволит компаниям справляться с дефицитом кадров в 2025 году? В этой статье расскажу о пяти ключевых подходах к развитию человеческого капитала, на которые стоит обратить внимание российским компаниям в этом году, чтобы HR-политика приносила результат и обеспечивала эффективную работу в условиях неопределенности.
1. Не удаленка, а гибридный формат
Удаленный режим еще недавно использовали более половины компаний в России, однако сегодня прослеживается и обратный тренд: организации пытаются вернуть сотрудников в офис хотя бы на несколько дней в неделю. Именно такой гибридный формат будет доминировать в 2025 году, что позволит компаниям не только решать вопрос с удержанием штатного персонала, предлагая сотрудникам оптимальные трудовые условия, но и привлекать лучшие кадры из других регионов и даже стран в условиях дефицита.
Большинство россиян предпочитают гибридный формат работы, исключительно в офисе готовы работать лишь 23% сотрудников, согласно опросу РШУ и «Зарплаты.ру». Главным образом это касается молодежи и работников старшего возраста.
Оптимально выстроить процессы взаимодействия в условиях удаленной работы позволят не только цифровые платформы для видеоконференцсвязи. Нарастить показатели эффективности и сохранить производительность на требуемом уровне поможет трансформация традиционной модели рабочих мест.
На смену классическим офисам постепенно придут бизнес-хабы, гибкие пространства для работы и творчества со свободной рассадкой, переговорными, капсулами для сна, комнатами отдыха и даже игровыми. Это позволит сотрудникам не просто участвовать в рабочих встречах и трудиться, но и проводить время вместе. Но главное, хабы станут точкой притяжения для сотрудников компании в разных городах: во время поездок по стране при необходимости они смогут воспользоваться пространством такого офиса.
Цифровые платформы для корпоративных коммуникаций обеспечат комфортное и эффективное взаимодействие для распределенных команд. Они позволяют использовать для общения и работы любые устройства, каналы связи, но при этом исключают утечки данных и соответствуют требованиям законодательства. Их возможности все активнее будут задействовать и HR-специалисты для обучения персонала, онбординга, командных встреч и внутрикорпоративных активностей: поздравления сотрудников с важными датами, онлайн-квесты, корпоративы, трансляции мероприятий и форумов.
2. Погружение в VR и AR
В этом году компаниям предстоит всерьез озаботиться трансформацией классических программ корпоративного обучения. Дефицит сотрудников с необходимыми компетенциями вынуждает бизнес все активнее проводить переобучение персонала, чтобы закрыть необходимые вакансии без выхода на рынок. Каждая четвертая позиция требует новых навыков. Наиболее востребованы технические навыки и гибкость в условиях меняющихся технологий.
Корпоративные программы обучения по структуре и содержанию часто не учитывают быстрый темп изменений потребностей бизнеса или не успевают гибко адаптироваться под его запросы здесь и сейчас. Не всегда они комфортны и подходят по формату, особенно для молодых специалистов.
На помощь приходит иммерсивное обучение на базе технологий дополненной и виртуальной реальности. По данным PwC, люди, получившие знания через VR, на 40% лучше применяют их на практике. При этом сроки обучения сокращаются: материал, требовавший двух часов на изучение в классе или на онлайн-курсе, с помощью VR усваивается гораздо быстрее.
Еще недавно внедрение подобных подходов сдерживала высокая стоимость оборудования, но сегодня этот барьер снят. Стоимость VR-очков, работающих в связке со смартфоном, стартует от нескольких десятков тысяч рублей. С учетом масштабов трат российских компаний на корпоративное обучение в среднем это около 1,3% ФОТ, так что позволить себе новый подход могут многие.
3. Корпоративное «нет» стрессам и выгоранию
Для борьбы с эпидемией выгорания компании будут использовать программы благополучия. Речь идет не только о компенсации занятий спортом или ДМС. Все чаще бизнес нанимает в штат психологов, открывает персоналу доступ к цифровым платформам для психологической помощи, проводит обучение по управлению стрессом среди сотрудников, развивают сообщества по интересам и создает безопасную психологическую среду.
Программы благополучия – относительно новая для российского рынка практика, которая обещает получить большее признание и стать неотъемлемой частью корпоративной культуры. Как минимум, она благотворно сказывается на имидже работодателя, а в долгосрочной перспективе позволяет не только снизить расходы на подбор персонала, но и повысить мотивацию сотрудников и минимизировать увольнения.
Вложение в целостную поддержку благополучия ведет к увеличению коэффициента удержания сотрудников на 67% и к снижению выгорания почти на 50%, по данным группы Brandon Hall. Компании, реализующие well-being программы, находят и лучшие кадры: 81% сотрудников отмечают, что поддержка ментального здоровья имеет первостепенное значение при выборе работодателя.
4. HR-аналитика
Неотъемлемой частью HR-процессов сегодня остается их автоматизация. Более 70% крупных компаний уже используют цифровые профильные решения, в малом бизнесе показатель колеблется в районе 50%, по данным опроса hh.ru и «МТС Линк». Одной из ключевых задач для компаний станет внедрение HR-аналитики. В условиях неопределенности она позволит оптимизировать процессы и строить прогнозные модели.
HR-аналитика не только помогает повысить скорость и качество обработки информации, но и находить новые точки роста. Этот инструмент позволяет мыслить стратегически, вовремя предвидеть и исправлять ошибки, выходить на новый уровень развития – находить таланты, предлагая оптимальные условия, но делать это быстрее и дешевле.
Для российских компаний это все еще голубой океан, потому что почти три четверти не учитывают стоимость закрытия вакансий, не отслеживают сроки найма или делают это фрагментарно более трети работодатлей.
Во многом ситуация была вынужденной — слишком высокой оставалась стоимость цифровых платформ. Сегодня на рынке присутствует целый спектр технологических решений, в том числе коробочных, которые делают внедрение HR-аналитики доступнее и проще. Тем более что все больше и больше компаний осознают преимущества использования данных в качестве прогнозной модели талантов для управления рабочей силой. В том числе речь идет о BI-решениях, которые собирают информацию из внутренних систем компании, экономят время и ресурсы и помогают визуализировать ее.
5. За карьерные маршруты ответит ИИ
Прозрачные карьерные возможности внутри компании позитивно влияют на вовлеченность персонала, помогают эффективнее удерживать сотрудников и сокращают расходы на рекрутинг. Во многих случаях новые вакансии быстрее и проще закрывать за счет внутреннего кадрового резерва.
Речь идет о развитии компетенций и продвижении сотрудников не только вверх по карьерной лестнице в рамках конкретного направления, но и о возможностях для развития в масштабе всей компании. Практиковать именно такой подход российские компании будут активнее в этом году.
Точнее оценивать навыки и профессиональные интересы сотрудников, быстрее выявлять наиболее эффективных специалистов, определять, в каком из направлений стоит расти и развиваться каждому члену команды, HR-специалистам будут помогать инструменты на базе искусственного интеллекта. Подобные сервисы еще называют «вторым пилотом» HR. Они учитывают текущее карьерное положение работника и при помощи методов машинного обучения выстраивают персонализированные карьерные траектории, например для получения более высокой должности или развития в рамках смежной специальности.
ИИ-сервисы открывают доступ к быстрой обработке и анализу слабоструктурированной информации о сотрудниках, помогают использовать ее более упорядоченно, обеспечивая эффективный поиск и развитие талантов внутри компании и разработку карьерных траекторий. И все это с учетом текущих потребностей компании.
Сотрудники к взаимодействию с ИИ готовы: по данным исследования Oracle и Workplace Intelligence, еще несколько лет назад более 80% были уверены, что роботизированные системы обеспечивают лучшую поддержку карьеры по сравнению со специалистами-людьми. И почти столько же (75%) были готовы прислушаться к рекомендациям роботов даже для изменений в своей собственной жизни.
Читайте также:
Оно конечно так ! Это классика современности !
Только где взять VR-программу обучения продавца в Пятёрочке или сантехника в ЖЭКе ?
И главное.
Сантехнику в Сыктывкаре это поможет работать лучше ?
Может помочь. Пару лет назад в рамках одной из инициатив мы подписывали соглашение с одним из колледжей Петербурга на обучение студентов в удаленном формате. Рассматривались и непосредственно видеоформаты, и VR-технологии для рабочих специальностей. Программа обучения создавалась под запрос завода, которому не хватало сварщиков. Технически обучение можно разделить на два этапа - удаленное обучение основам специальности, а потом - производственная практика на площадке с оборудованием. Применение видеоформата снижает нагрузку на саму площадку, а также позволяет повторять обучение столько раз, сколько нужно человеку.
Еще одна программа обсуждалась в рамках госпроектов по реабилитации людей с ограниченными возможностями (в т.ч. по причине травматизма) - также имеется вполне конкретный интерес.
В отношении же использования ИИ в карьерном проектировании - уже имеются рабочие прототипы, позволяющие прогнозировать время, необходимое для достижения требуемого уровня компетенций, исходя из первоначального резюме. Несколько лет назад программа стартовала в одном из банков.
Таким образом, статья описывает то, что уже сегодня происходит на рынке труда.
Происходит) Недавно читала пост одного из известных специалистов по поставщикам торговых сетей, скажем так , М. Лачугина.
"Несколько дней работаем с одной региональной фабрикой по выводу её продукции на маркетплейсы. Для них это стресс. В руководстве люди почти все достаточно возрастные, для них даже смартфон — это неизведанная Вселенная, где они пользуются только звонками, смс и немного мессенджерами. Установка приложений Озона и ВБ приводит их в ужас, они не понимают примерно ничего.
Примерно то же самое мне говорил специалист по сервису Apple, когда на прошлой неделе смотрел, куда "улетели" все приложения на моем макбуке. На мое предупреждение, что я полный чайник ) расссказал уже не про возрастных, а молодых – 35+, которые приходят в сервис, и кроме того, как кнопки нажимать, ничего не знают, не понимают, не разбираются, и понимать и разбираться не желают. И что я не видела настоящих чайников)) А по сравнению с ними в моем-то возрасте я вообще профессор ))
Происходит, конечно, Антон, но, видимо, пока в очень малых количествах..
Согласен, количества сильно малые, пока критическая масса не набрана. Но сама технология мне видится перспективной.
Кстати, буквально сегодня попалась статья про молодежь - больше про зумеров: по причине изменения способа потребления информации преподаватели стали отмечать у них проблемы с запоминанием и глубиной усвоения информации. Учитывая, что тренд на усиленное потребление видео-контента начался лет 15 назад, категория 35+ вполне может туда попадать. И для реального сравнения в эффективности решения задач "контраст" в виде молодежи может оказаться очень полезен.
Тоже думаю, что перспективно, хотя есть нюансы.
Это не только преподаватели отмечают. И нейробилоги, и психофизиологи, и когнитивные психологи, многие специалисты, изучающие память и внимание.