Так поступают успешные карьеристы

Многолетний личный опыт и наблюдения за успешными коллегами показывает, что представления о ключевых навыках карьериста сильно отличаются от тех, которые действительно востребованы. В начале пути молодой и перспективный сотрудник свято уверен, что необходимо напряженно и много работать, превосходить ожидания своего руководителя, неустанно повышать профессиональный уровень. Отчасти, так и есть, но этого недостаточно. Не зря в офисном фольклоре появилась шутка про лошадь, которая так и не стала председателем колхоза, хоть и пахала больше всех. Оказалось, что ключевым фактором карьерного продвижения являются определенные навыки и качества, но не все специалисты их развивают.

1. Стратегическое видение

Это не про умение писать многостраничные стратегические концепции – хотя и это полезно. Это про взгляд на бизнес-модель, корпорацию, отрасль, регион присутствия через призму сочетания PEST-анализа, матрицы BCG и SWOT. Чтобы удержать в голове десятки параметров различных аспектов внешней среды, требуется определенный масштаб мышления.

В любом случае, понимание «на входе», в какую лодку ты садишься и куда, а главное, как планируешь грести – это минимум 50% карьерного и профессионального успеха.

2. Умение находить баланс интересов

Это навык видеть центры силы, и выстраивать логику бизнеса, исходя из интересов всех игроков. Как сказал один из руководителей в начале моей карьеры: «Выстроить баланс интересов в бизнесе – это самое главное. Ведь если бизнес успешный, то рядом с ним всегда есть чьи-то интересы». Не одна амбициозная московская команда, подкрепившись столичным административным ресурсом, лихо заскакивала в тот или иной регион, буквально «танком переехав» местную элиту. Чтобы спустя какое-то время тихо и бесславно его покинуть. Не учли баланс интересов.

3. Умение быстро учиться, впитывая огромный объем информации

В любой компании существует свой «птичий» язык. Типичный пример – структуры РЖД, где люди разговаривают между собой буквосочетаниями: Ц, Д, Т, ТЧ, ТЧЭ, ПТОЛ, КЛУБ, АЛСН. Карьеристу важно быстро разобраться на приемлемом уровне в профессиональном сленге, чтобы понимать и использовать данный язык, стать своим. А также разобраться в хитросплетении монструозной системы принятия решений.

4. Навык виртуозной коммуникации

В любой технократической бюрократии количество инструкций и регламентов таково, что выполнить их все одновременно – физически невозможно. Фактически, ты находишься в ситуации постоянных переговоров: все время с кем-то о чем-то договариваешься, просишь об услуге, отсрочке, ресурсе, в обмен на встречную поддержку со своей стороны на следующий ход.

Многие из этих ситуаций – этакий win-lose, когда один выигрывает, а другая сторона гарантированно проигрывает. Тогда ты считаешь риски, а стоит ли ввязываться, сможешь ли победить и зафиксировать победу. Бывает, что играют тебя, например, твой же начальник, и тут важно не только сделать ожидаемый ход, но и проскочить «между струек», выйти без потерь из «не своей войны», максимально сохранить ресурсы, отношения, ну и должность, конечно.

5. Мастерство нетворкинга

Построение и наращивание сети деловых контактов позволит быть успешным внутри компании, иметь большее поле для маневра и количество возможных вариантов договоренностей. Но это не все. У амбициозного операционного руководителя должно быть 10-20 проверенных в деле профессионалов за спиной. Те, кто владеют различным функционалом и готовы укомплектовать собой вашу команду при вашем следующем карьерном рывке.

Правда в том, что работать и быстро достигать результатов с проверенными подчиненными действительно эффективнее, чем набирать команду со стороны. Так что дружите со всеми, кто достоин того, чтобы вы тратили на них свое время.

6. Навык аппаратной работы

В нашей культуре термин «аппаратный работник» – это синоним некоего профессионального и личностного изъяна. Но в эпоху глобальной чеболизации и укрупнения национальной экономики навык аппаратной работы становится одним из ключевых для карьерного роста.

Навык аппаратной работы включает в себя следующие умения:

  • Видеть политическое поле и центры силы на нем, анализировать их позиции и связанные с ними интересы и потребности.
  • «Подбирать ключи», «находить рычаги и крючки» – это набор ресурсов и стимулов, чтобы качественно мотивировать объект воздействия изменить свое поведение на необходимое вам или отказаться от тех или иных действий.
  • Выстраивать комбинации, при которых вы либо достигаете намеченных результатов преимущественно коммуникационными методами, либо гарантированно разрушаете целевой результат ваших оппонентов – желательно чужими руками.
  • Вести грамотный и эффективный размен ресурсами.
  • Расширять сеть деловых контактов внутри и вовне.
  • Усиливать через перечисленные механизмы свою стратегическую позицию в компании и бизнес-сообществе в целом.

7. Эмоциональная устойчивость

Высокая должность в крупной компании – это всегда мощное эмоциональное давление. Терпеть все это – прямой путь к саморазрушению. Важно наработать навык диссоциации от происходящего на публичных «порках», сохраняя при этом конгруэнтность внешнего поведения, вовремя принимая то придурковатый, то целеустремленно-озабоченный вид, то искренне радостный, если шеф пошутил. Находиться при этом в четком рациональном сознании, фиксируя факты, ценные указания, а также вербальное и невербальное поведение всех участников действа.

С другой стороны, руководитель находится в состоянии постоянной нехватки времени и ресурсов. И тогда важно уметь «поднять на баррикады» своих подчиненных, кого-то зажечь, кому-то надавить на чувство долга или вины. А кого-то просто запугать.

8. Навык самопиара

Привычная установка «Ничего не надо просить – сами все увидят и все дадут» в корне неверная: не увидят, а если увидят, то не дадут. О своих результатах нужно трубить буквально «из каждого утюга». Стремитесь к публичности, нарабатывайте навык ярких выступлений на аудитории. В зачет идут и многочисленные небольшие услуги внутри компании и в рамках своей деловой сети. Все должно работать на ваш имидж – как надежного, аккуратного в исполнении взятых обязательств, приятного и обаятельного в общении, предсказуемого в своем поведении профессионала. В первую очередь, для вашего руководителя, конечно. Ибо если он почувствует угрозу себе и своему авторитету, то постарается избавиться от вас, несмотря на всю пользу, которую вы ему приносите.

9. Результативность

В наше турбулентное время за результат спрашивают быстро и жестко. Был раз свидетелем того, как один CEO продвинул на руководящую позицию «своего человека», а через 4 месяца показательно его «снес» сообразно политической конъюнктуре и достигнутым результатам. Так что результат превыше всего!

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Новосибирск

Статья интересная, но ее общий настрой несколько настораживает.

Такое ощущение, что это политическое пособие для управленца-карьериста.

Явно напрашивается дополнительный пунк: умение все это прятать, чтобы никто не догадался, какой ты на самом деле.

Я привык работать с Владельцами бизнеса (не путать с собственниками), а не с менеджерами, и такой взгляд для меня несколько непривычен.

Возможно, такие люди нужны в бизнесе на управленческих должностях, но только при хорошо продуманном Владельческом контроле бизнеса.

А то потом можно и бизнеса недосчитаться...

Или я неправильно понял общий настрой статьи?

Аналитик, Москва

Да, хорошо написано! Это не оттренируешь, это характер, это воспитание.

Хотя вот мне не очень интересны такие карьерные игры. На всяких должностях бывал. Я, конечно, не прав. Молодым - дерзать! Лишь бы потом не разочароваться в карьере, в деньгах и славе. Это хомут. Это вечный бой. 

Надо ещё как-то и с семьёй договориться. Нет?

Может молодёжь права:
"В начале пути молодой и перспективный сотрудник свято уверен, что необходимо напряженно и много работать, превосходить ожидания своего руководителя, неустанно повышать профессиональный уровень"?

Генеральный директор, Москва

результат превыше всего!

И пока это самое важное.

Researcher, Москва

После прочтения вашего поста успешный успех гарантирован ящетаю.

Вице-президент, зам. гендиректора, Кемерово
Николай Сычев пишет:

Статья интересная, но ее общий настрой несколько настораживает.

Такое ощущение, что это политическое пособие для управленца-карьериста.

Явно напрашивается дополнительный пунк: умение все это прятать, чтобы никто не догадался, какой ты на самом деле.

Я привык работать с Владельцами бизнеса (не путать с собственниками), а не с менеджерами, и такой взгляд для меня несколько непривычен.

Возможно, такие люди нужны в бизнесе на управленческих должностях, но только при хорошо продуманном Владельческом контроле бизнеса.

А то потом можно и бизнеса недосчитаться...

Или я неправильно понял общий настрой статьи?

я понял настрой статьи примерно в том, что можно вылететь за 4 месяца, если не будешь давать результат. Так что, в статье автор не забыл про "контроль Владельцев (не путать с собственниками :) ) бизнеса".

И в названии некий стёб: Будь результативен и эффективен и сделаешь классную карьеру! ))

Вице-президент, зам. гендиректора, Кемерово

Согласен по всем пунктам! ))

и всё-таки, чтобы приобрести и накачать предложенные навыки, по молодости  необходимо напряженно и много работать

 

Технический директор, Москва

На мой взгляд, сеть специальности и должности, на которых и правда "умные речи", красивые слова и термины, умение поиграть лицом делают вашу карьеру. Или наличие высокого полкровителя. 

К нам как-то пришёл новый зам по безопаснсти. Он не далал ничего, но у него был покровитель. Народ иронизировал, что он только иногда на работу приходит, чтоб в бесплатный туалет сходить. Но он был положительно коммуникабелен, умел найти общий язык, прекрасно говорил. Он не сильно задержался у нас, ушёл с хорошим повышением. За это время он не подписал ни одной деловой бумажки, включая акты, заявки и прочее! Ни одной!

Но всё-таки большинству работников нужны знания, опыт, образование.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

здесь не пишут, как создать лучший в мире смартфон или авто... в России.

Аналитик, Москва
Павел Кузовников пишет:

здесь не пишут, как создать лучший в мире смартфон или авто... в России.

А как? Напишите, это чрезвычайно интересно! Тут у нас даже целая огромная ветка был по этому поводу. Так к консенсусу и не пришли. Были представители и автопроизводителей, и продавцов, и общественных автомобильных организаций.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.