Когда я начинал карьеру, 25 лет назад, в первую очередь ценились и развивались профессиональные навыки, необходимые для выполнения свой трудовой функции. То, что сейчас называется hard skills. Работник представлялся мне неким элементом системы, встроенным в структуру своего бизнес-процесса с подвязанной к его «квадратику» картой КПЭ и набором квалификационных компетенций.
Опыт показал, что помимо профессиональных знаний и навыков для построения успешной карьеры необходимо развивать другие, личностные, не связанные с выбранной профессией напрямую и универсальные для любой должности и отрасли.
В данной статье я собрал свой перечень, который считаю важным при построении карьеры.
1. «Я – ОК» позиция и здоровый эгоизм
Современные корпоративные технологии управления персоналом довольно часто строятся «по красному» – на паттернах разрушения самооценки работника и его уверенности в себе. С помощью управляемой перегрузки задачами и дефицита времени, постоянной критической обратной связи, изменения приоритетов и критериев оценки задач по ходу их выполнения, намеков, прямых угроз и иных методов морально-психологического давления у работника формируется ощущение бесцельности, беспомощности, безвыходности, чувство апатии, уныния и страха перед будущим.
Как результат – дезадаптация, потеря самооценки, подмены структуры собственных целей целями работодателя. Человек превращается в белку в колесе, которая изо дня в день «закрывает» свой функционал за сравнительно скромные деньги. Часто с переработками в ущерб своим личным и семейным потребностям. И панически боится выглянуть наружу.
Поэтому первый важный навык – умение отделить свою личность от обстоятельств, сохранить внутреннюю структуру, ощущение самоценности и исключительной важности себя для себя, понимание, что «со мной все ОК».
Важно понимать структуру своих потребностей («Кто здесь я? Зачем мне это?»), свои жизненные и деловые приоритеты, верить в себя, свои силы и иметь необходимые внутренние ресурсы для достижения своих истинных целей.
2. Эмоциональный интеллект
Это умение четко идентифицировать свои эмоции, а также причины, их вызвавшие, переключать позиции восприятия, диссоциироваться от субъективного эмоционального состояния. И даже в состоянии сильного стресса рассматривать ситуацию под разными углами: со своей позиции, позиции оппонента, с позиции безоценочного наблюдателя.
А еще это эмпатия – навык считывать и понимать эмоции собеседника и воодушевлять подчиненных, коллег и деловых партнеров. Или наоборот – уничтожать внутренний ресурс оппонента за счет создания у него ощущения беспомощности, безвыходности, бесцельности, апатии, уныния, страха и т.д. Эмоциональное управление толпой.
3. Умение выстраивать эффективную коммуникацию
Любая коммуникация состоит из установления контакта, самой коммуникации и ее завершения.
На первом этапе важен навык эмпатии и сонастройки с собеседником. Будьте конгруэнтны своему визави. Сама коммуникация — это, по сути, переговоры. И здесь важен комплекс навыков вести их в разных стилях, в рациональном и эмоциональном ключе.
Нельзя забывать и про деловую письменную коммуникацию. Письменная коммуникация требует навыка составления текстов, как минимум, в трех стилях: обычном, деловом для бизнеса и деловом для госорганов. Последний стиль подразумевает владение набором стилистических канцеляризмов, делающим текст «своим» для получателя. Например, «прошу определить круг ответственных и меры дисциплинарного характера». Писать нужно уметь тезисно, емко и, разумеется, без грамматических ошибок.
4. Навык публичных выступлений и презентации
Наша нынешняя экономика – экономика внимания. Если вы не проявляетесь публично, вы не видны в деловом поле. За редким исключением – когда ваша деятельность не предполагает публичности. Деньги – это аплодисменты мира, и чтобы их получить, нужно уметь ярко, качественно и содержательно выступать, аудиально и визуально доносить свои идеи до целевой аудитории.
5. Клиентоориентированный подход
Целесообразно смотреть на деловую среду (руководителей, коллег, деловых партнеров) как на клиентскую базу. Как писал Тимоти Голви в книге «Работа как внутренняя игра»: «Если даже мы не зарабатываем продажами себе на жизнь, мы «продаем» свои идеи, труд, точки зрения, мнения». Жизнь по сути – рынок взаимных услуг и сервисов, которые мы друг другу оказываем. Это не подразумевает «бюро добрых услуг 24/7».
С другой стороны, мелкие, условно-бесплатные с точки зрения затрат времени и иных ресурсов услуги формируют «положительный баланс» и моральное право обратиться за встречной услугой в необходимый момент самому.
Так что, когда секретарша босса идет с тяжеленной коробкой бумаги для принтера, проявите клиентоориентированность – помогите ей ее донести. Вам зачтется.
6. Навык принятия решений
Я не призываю изучить теорию принятия решений во всем своем многообразии, хотя попытаться прочитать «Теорию и методы принятия решений» Олега Ларичева точно не повредит. Но базовую классическую модель встроить целесообразно. Вот она:
- Постановка задачи;
- Сбор информации;
- Определение критериев принятия решения;
- Определение альтернатив;
- Оценка альтернатив исходя из критериев;
- Принятие решения.
Распространенные ошибки, которые совершают при принятии решений: неполнота при сборе информации, исключение каких-либо альтернатив (без привязки к выбранным критериям), опущение каких-либо критериев, противоречащих уже (субъективно) сформированному решению, динамическая подмена критериев в процессе оценки альтернатив, подмена объективных критериев субъективным – выбор «сердцем, чуйкой» и т.д.
Да, система современного маркетинга стимулирует «выбирать сердцем». И если при покупке личной машины опора на внутреннее «хочу», эмоциональное и социальное подкрепление уместно, то при покупке обрабатывающего центра с числовым программным управлением могут возникнуть нюансы.
7. Управленческая воля
Решение нужно не только принять, но и добиться его выполнения. Навык реализации решений требует развития волевых качеств, дисциплины и хорошей деловой агрессии. Не допускайте ситуаций, когда ваше решение, принятое и надлежащим образом доведенное до подчиненных по какой-то причине не исполняется. Даже в мелочах.
Каждый выбирает стратегию достижения, исходя из внутренней природы: выстраивать ли систему контроля выполнения поручений с привязкой к КПЭ, уподобляться асфальтоукладочному катку или же следовать стратегии варана. Главное – результат, реализованное решение в срок и с надлежащим качеством.
8. Тотальная нетерпимость к потерям
В первую очередь к потере времени. Следует из четкого осознания того, что основной базовый ресурс человека – время – принципиально невосполним. Человек, который ворует ваше время, ворует вашу жизнь. Отсюда и тайм-менеджмент и безжалостная борьба с любыми нецелевыми поглотителями времени, будь то задачи- или люди-хронофаги.
Второй важный ресурс – финансовый – восполним, но это долго и тяжело. Поэтому важна финансовая грамотность. Как в деловой сфере, так и в личных финансах.
9. Навык постановки целей
Человек по своей природе единственное существо на Земле, которое не только способно к абстрактному мышлению, но и осознанному целеориентированному поведению. Не важно, какую модель вы используете при постановке цели, важно применять ее как в деловой сфере, так и личной, встроив на уровень бессознательной компетенции.
Важно, чтобы цели были взаимоувязаны, то есть достижение одних приводило к расширению доступных ресурсов и компетенций, необходимых для достижения других, быть может более глобальных целей.
10. Адаптивность и развитие
Изменения неизбежны. Помимо наших амбициозных целей есть еще внешние обстоятельства. Эволюция диктует нам не столько необходимость жить сообразно собственной природе, сколько своевременно и качественно адаптироваться в соответствие с непредсказуемой изменчивостью окружающей среды. В нашем случае адаптация – это освоение необходимых профессиональных личностных навыков, постоянное саморазвитие и обучение.
Читайте также:
Резко. Как нож в масло.
А как-же человекоцентричность ?
Не совсем ясно, что автор подразумевает под карьерой руководителя. Какова её цель?
На мой взгляд, лучшая карьера руководителя — это создание собственного бизнеса, а не работа по найму в течение всей жизни. Однако могут быть и другие мнения на этот счёт.
Возможно, это очень страшно — всю жизнь проработать руководителем, а потом осознать, что ты просто трудился на кого-то, как на галере.
Хотя у каждого свой путь к себе в этой жизни.
А что тут не так с человекоцентричностью?
На мой взгляд -- чтобы эффективно управлять достаточно внутренней страсти к предмету, целеустремленности, здравомыслия, системности и бережного отношения к любым ресурсам.
Все остальное -- производные.
Но это личностные качества. Они как отпечаток пальца -- либо есть, либо нет.
Ни изменить, ни настроить.
Если вы менеджер конфессионального прихода -- то да.
А так, если вы слишком человекоцентричны, то в бизнесе рискуете остаться без штанов. Ибо вас начнут использовать или вами начнут манипулировать -- как угодно.
Не стоит думать, что сотрудники, которых вы нанимаете -- это невинные белые травоядные овцы. Если только вы не нанимаете именно таких..
Если они умны, прагматичны и высокомотивированы, то вполне могут играть на ваших слабостях, эмоциях, и прочей человекоцентричности.
То же самое но в квадрате в отношении партнеров, клиентов и поставщиков.
Во главе угла бизнеса стоит контракт (договор) -- будь то контракт с сотрудниками, клиентами, поставщиками, партнерами. Который просто обязан выражать прямые интересы компании, которая вас наняла.
И, если вы будете руководствоваться не им, а общечеловеческими ценностями -- то вам нечего делать в менеджменте. Идите работать волонтером в какой-нибудь хоспис.
Явный плюсь автору!
Отметил бы особо:
10. Адаптивность и развитие
Типичная карьера, типичное продвижение очень часто формируется на шаблонах. Шадлон - штука опасная. Например, очень часто кто-то попробовал себя в роли ёжсткого руководителя среднего звена (нач отдела, группы). Решил, что давление волей даёт быстрые и нужные езультаты. Человек продивгается по карьерной лестнице, но это шаблон у него уже крепко в голове. Вот он уже генеральный, а шаблон всё тот же - воля, сила, давление.
Он неадекватен. Он не видит картину своего продвижения. Он так и остался начальником отдела. Он не адаптируется к новым условиям,новому окружению, к своем новому положению.
Сколько их таких!
Не соглашусь с вашим мнением, Сергей.
Любые манипуляции эффективны только на коротком временном отрезке, а на зрелых руководителей манипуляции персонала всегда действуют слабо.
Теперь о слабостях. Вы описываете низшие уровни управления - управление по заданиям, ну может быть управление по правилам, где сотрудники соблюдают их по принуждению.
А принципы человекоцентричности относятся к более продвинутым способам управления по ценностям и управлении на принципах самоорганизации.
Будущее - за управлением по принципам самоорганизации !
Николай, Вы глубоко ошибаетесь.
Как раз способных создать собственный бизнес, нервничать, работать 24 часа в сутки, бороться со всем миром - очень мало.
Желающих много (особенно среди условной молодежи), способных мало.
Поэтому текст статьи - для подавляющего большинства управленцев.
Это на самом деле очень важно.
Я на каком-то этапе своего развития пришел к необходимости время от времени выныривать из рабочих процессов и задавать себе вопросы:
Кто здесь я?
Что я делаю?
Кому я это делаю?
Зачем я это делаю?
Почему я это делаю?
Такая периодическая рефлексия сильно прочищает мозги.
Главный вопрос после чтения статьи - почему только 10.
Управление - это многоборье, в котором количество видов спорта и вариантов правил не ограничено. Такая работа.
А главный навык отмечен в п.6 . Принятие решений. И это происходит каждый день. Важнейшая тема для менеджера, интегрирующая многое из перечисленного и оставшимся за кадром.
Отличная статья. Понятная. По сути.
Обратил внимание, что комментирующие в качестве основного выделяют разные пункты. Как говорится, где болит.
Мне очень симпатичен первый пункт - имея ответ на вопрос "зачем", становится легко подбирать инструменты, методы и направление. Счастье - это быть собой.