8 навыков, которые помогут оставаться востребованным специалистом в цифровую эпоху

Из-за развития технологий в перспективе нескольких лет многим наемным сотрудникам придется снова искать свое место на рынке труда. Прогресс неизбежен, перемены происходят экспоненциальными темпами. Раньше казалось, что технологии незначительно повлияют на рынок труда, и лишь в отношении «рутинных» специальностей. Но ярко заявившая о себе технология искусственного интеллекта заставила задуматься о своем будущем всех – и представителей творческих профессий, и топов, и начинающих специалистов.

Стоит признать и в некотором роде смириться, что в стороне не останется никто. Развитие технологий будет радикально определять тренды мировой экономики и рынка труда.

Как изменится профессиональный ландшафт

По данным Всемирного экономического форума, к 2025 году появятся 97 млн новых рабочих мест, связанных с взаимодействием с цифровыми технологиями, а 85 млн существующих исчезнут. А по сообщению российского ВНИИ Труда, уже к 2025 году более половины трудовых задач будут выполняться машинами, и в ближайшие 10 лет многие профессии существовать перестанут.

Первые на очереди – специальности и отрасли, связанные с переработкой накопленной информации (сейчас для качественных результатов ИИ нужно около 10 тыс. единиц примеров, но с развитием технологий цифра может заметно снизиться). Под этот критерий попадает широкий спектр занятий – от построения логистических цепочек и подготовки бухгалтерской отчетности до создания дизайн-проектов интерьера и прогнозов погоды. С последними, кстати, Google DeepMind справляется на 90% лучше метеорологов.

Цифровизация принесет и другие перемены на рынок труда. Среди них:

  • Трансформация профиля компетенций тех специалистов, которые не будут полностью вытеснены технологиями.
  • Сокращение жизненного цикла профессий, из-за чего каждый среднестатистический сотрудник за время карьеры несколько раз будет переучиваться на новую специальность.
  • Появление принципиально новых профессий, о которых и не догадывались. Например, варианты «IT-проповедник» или «Утилизатор цифрового мусора» вызывают любопытство.

Все это потребует от сотрудников постоянного переобучения и развития навыков, от компаний – усилий по сохранению команды, особенно после неизбежного исчерпания потенциала роста зарплат, да и роль HR-специалистов тоже будет меняться.

Какие компетенции останутся актуальными

Перечислю универсальные направления роста, которые помогут «быть на волне» и оставаться лучшим в своем деле вне зависимости от сферы деятельности.

1. Профессионализм

Человек не будет полностью отстранен от привычных задач, однако его роль изменится. Он станет заказчиком и контролером получаемых результатов, а иногда и проектировщиком процесса. В связи с этим требования к квалификации тоже возрастут. Ведь, чтобы увидеть несовершенство в хорошем результате, нужны выдающиеся профессиональные качества.

2. Управленческие навыки

Специалистам, в чьи задачи будут интегрированы цифровые процессы, придется быть также рациональными управленцами. Стоит понимать, в каком случае дополнить машинный продукт участием «живого» мозга, а где можно сэкономить человеческие ресурсы.

3. Навык работы с данными и новейшими технологиями

Для обучения собственных нейросетей Яндекс, VK и Сбер нанимают тренеров не просто с глубоким опытом в текстах, изображениях или видео, но и с пониманием алгоритмов ИИ, принципов больших данных, их слабых мест и знаний о том, как эти места усилить людьми. Но цифровая подкованность будет важна не только для специалистов, прямо вовлеченных в разработку технологий. Абсолютно каждому придется научиться ориентироваться в цифровых возможностях на благо бизнеса, команды и клиента.

4. Визионерство

Когда прежние схемы работы рушатся, а новые еще не выстроены, становится особенно важным умение «не предотвратить, так возглавить» технологические изменения. И особенно важно это для руководителей и владельцев бизнеса. Конечно, стать настоящим визионером непросто, но можно прокачивать психологическую гибкость, способность мыслить нестандартно и генерировать принципиально новые идеи. А также использовать схемы, которые помогают визионерам приходить к перспективным решениям.

Например, регулярно изучать исследования и тренды сегмента и консультироваться с экспертами в цифровых стратегиях. Сформировать картину будущего и действовать с ориентиром на нее, а не только на «пока работающее» настоящее. Научиться быть лидером, чтобы вести за собой команду, искать и объединяться с единомышленниками. Без их поддержки трансформация занимает куда больше времени.

5. Сила слабых связей и нетворкинг

Эти направления мне кажутся самыми душевными. Они стали чертой эры технологий, порожденной, кстати, теми же технологиями. Вспомните, было ли у вас столько же знакомых до появления соцсетей? Умение поддерживать множество самых разных контактов – новый капитал. Некоторые люди, например, блогеры, монетизируют этот ресурс напрямую. Бизнесы делают это косвенно, через создание сообщества покупателей вокруг бренда, а также через привлечение и удержание сотрудников. Для этого все больше компаний нанимают community-менеджеров, работающих как с внешней, так и с корпоративной аудиторией.

На практике это значит, что руководителю придется вкладывать гораздо больше усилий в поиск талантов и создание слабых связей с ними, чтобы они однажды превратились в сильные и капитализировались в бизнесе. Ну а в личном плане имеет смысл инвестировать время в развитие собственной сети контактов и позиционирование себя в профессиональном сообществе. Человеку нужен человек, и во времена неопределенности именно связи с другими людьми помогают найти свое место в мире. А если говорить прагматично, то и на рынке труда.

6. Персональный подход

Человеческое участие становится новой роскошью, живое общение с сотрудниками – эксклюзивным форматом работы компаний, а ориентация на клиента – фактором успеха бизнеса. Такой подход можно использовать для создания эффективных HR-стратегий и поиска бизнес-моделей, которые сделают их условным прорывом на рынке. Независимые специалисты – для поиска собственной, пусть даже узкой ниши (не просто «маркетолог», а «маркетолог в сфере образования взрослых», не просто «бизнес-консультант», а «консультант по цифровизации бизнесов»). Чем прицельнее, тем лучше.

7. Способность развивать мягкие навыки

К навыкам будущего можно отнести креативное, аналитическое и системное мышление, любопытство, готовность постоянно учиться, упорство и выносливость, осознанность. И это хорошо, ведь сильные мягкие навыки – словно удочка, с помощью которой можно выловить рыбу в любом, даже непрозрачном или бушующем океане технологического прогресса.

8. Знание своего творческого потенциала

У экспансивного развития технологий есть большое преимущество: оно освобождает человека от задач, для которых, вообще-то, необязательно быть человеком. В результате у многих освободится время и появятся возможности, чтобы проявить свою уникальность. Если найти в себе то самое творческое начало, то в ближайшем будущем будет гораздо проще занять свое место в новой реальности.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Юрист, Иваново

Каждый пункт статьи мне откликается, особенно про профессионализм. Появилось такое количество программ, с которыми нужно подружиться. В каждой профессии происходит переход в цифровую среду и важно не затормозиться и заниматсья самообразованием или организовывать корпоративные курсы повышения квалификации.

Главный инженер, Санкт-Петербург

Мария, я бы добавил еще несколько качеств, которые помогут процветать в эти не простые и интересные времена:

1. Способность фокусировать внимание. Это уже супердефицит в условиях постоянного потока пуш уведомлений, социальных сетей и сообщений в мессенджерах. Учителя в школах уже перестали спрашивать доказательства теорем, потому что ученики в основной своей массе уже не способны удерживать внимание на длинной цепочке взаимосвязанных утверждений. Тот кто сохранит способность удерживать свое внимание будет как зрячий в мире слепых.

2. Эмпатия. Мы социальные животные и способность понять и почуствовать другого это надежный фундамент и для клиентоцентричности и для нетворкинга.

3. Способность получать удовольствие от изменений. Как говорится не можешь остановить процесс -возглавь его. И тогда много происходящих перемен превращаются в возможности.

 

Управляющий директор, Москва

Александр, благодарю за Ваше экспертное мнение! 

Согласна с Вами) Можно сказать что эмпатия и "удовлетворение изменений" я заложила в визионер в и в и персональный подход/развитие мягких навыков. 
Действительно считаю, что технологии могут сделать нас человечнее) 

здорово, что в этом сходимся!

Управляющий директор, Москва

Полина, прекрасно, что у вас такой открытый разум и вы смотрите в сторону самосовершенствования! Это залог успеха однозначно!) 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.