Страх №1: «Боюсь начать свое дело – слишком много неизвестных»
Действительно, развитие собственного бизнеса – всегда риск. Здесь нет работодателя, который дает задачи, выплачивает зарплату и контролирует все аспекты. Стоит уйти из найма и отправиться в «свободное плавание», как человек оказывается в состоянии полной неопределенности перед лабиринтом из десятков извилистых тропинок. И каждый шаг здесь – результат индивидуального выбора, за который нужно нести ответственность.
Это может стать серьезным вызовом, если вы привыкли ориентироваться на решения руководства. Приведу пример: исходя из моего опыта, более 70% начинающих предпринимателей сталкиваются с необходимостью кардинально перестраивать свое мышление и вырабатывать навыки самостоятельного принятия решений. Именно поэтому многие останавливаются и отказываются от бизнес-идеи, даже не протестировав ее.
Как с этим бороться?
Исходя из моей практики, на старте больше 80% людей, которые задумываются о работе на себя, живут в мышлении наемного работника и не обладают навыками, которые требуются для успешного ведения бизнеса. Многие сначала делают шаг и уже потом разбираются в нюансах. Например, начинают нарабатывать деловые компетенции, столкнувшись с трудностями при создании своего дела. Как правило, это оказывается неэффективной стратегией: растет уровень личного стресса, падает вовлеченность и, как следствие, результаты работы.
Есть и хорошая новость: всего этого можно избежать, если своевременно начать подготовку и получить необходимые навыки. Необходимо заранее составить периметр тех аспектов, освоение которых понадобится для плавного выхода в «океан неизвестности». Чтобы не поддаться страху, важно получить базовые знания в следующих областях:
- Понимание основ законодательства для выбранной сферы деятельности.
- Знания, как вести финансы, и готовность методично уделять время планированию и учету доходов и расходов.
- Выбор оптимальной системы налогообложения.
- Умение управлять своим временем без координации со стороны.
- Умение и готовность продавать, а не ждать, когда клиент купит сам.
- Готовность планомерно заниматься продвижением.
- Умение общаться и проводить переговоры.
- Готовность меняться и развиваться – работать со своими убеждениями, ограничениями, страхами, развивать те качества, которые нужны при работе на себя.
Помимо этого, одна из важнейших задач на старте – развивать навыки бизнес-мышления, которые пригодятся при работе на себя. Учитесь технологиям принятия решений в условиях неопределенности. Будьте готовы развивать дисциплину, чтобы не только планировать, но и делать. Привыкайте заранее, что ответственность за свое дело станет вашей постоянной спутницей – строгой, но и открывающей множество новых возможностей.
Страх №2: «Боюсь, что не хватит денег раскрутиться»
Существует представление о собственном бизнесе как об очень дорогом удовольствии, в которое нужно вложить приличные средства на старте. По этой причине многие откладывают переход на самозанятость или вовсе отказываются от мыслей об уходе из найма. В ряде случаев эти страхи небезосновательны, но важно учитывать нюансы. По данным исследования Тинькофф-бизнеса и сервиса «Авито», если запуск собственного бизнеса в сфере оптовой торговли обойдется начинающему предпринимателю как минимум в 290 тысяч, то для айтишника переход на фриланс потребует чисто символических затрат.
Есть и другая сторона медали: может показаться, что для контроля за финансовой стороной вопроса главное – создать бизнес-план на старте, а остальное приложится. Не приложится: прописать красивый бизнес-план – одно, оценивать эффективность действий – задача намного сложнее. В реальности его реализация может быть под угрозой для человека без опыта.
Как с этим бороться?
- Обязательно тестируйте нишу, прежде чем вкладывать материальные ресурсы в полном объеме. Хотите запустить бизнес по разработке сайтов? Попробуйте сначала продать будущий продукт: расскажите о нем в соцсетях, предложите знакомым включить их в лист ожидания. Чувствуете спрос – можно вкладывать деньги в свое обучение, рекламу и привлечение клиентов. Не видите отклика – возможно, лучше подумать о других нишах. В таких опросах есть дополнительное преимущество: вы не только оцените примерный уровень спроса, но и возьмете на заметку идеи и мысли респондентов, которые сможете использовать в будущем.
- Ведите учет расходов. Мало кто может четко ответить на вопрос: «Сколько денег вы уже вложили в развитие своего дела?». Такой подход чреват постоянным ростом затрат, которые предприниматель может даже не замечать. Важно начать вести учет расходов сразу, как только приняли решение о старте своего дела – это поможет не совершать необдуманных и безосновательных трат. Общая сумма расходов отрезвляет. Делая дорогостоящие вложения в свой бизнес, которые не окупятся за пару месяцев, сразу определяйте период, в течение которого хотели бы вернуть потраченные инвестиции. Это мотивирует заработать не только сумму, покрывающую текущие расходы и зарплату, вы также ежемесячно учитываете, сколько нужно заработать сверху, чтобы регулярно возвращать себе часть изначальных инвестиций. Определитесь, какие расходы будут осуществляться за счет стартового капитала, а что лучше отложить на будущее и финансировать из заработанных бизнесом денег.
- Избегайте лишних расходов. Частая ошибка начинающих предпринимателей – стремление к постоянному улучшайзингу продукта, даже когда в этом нет необходимости. Приведу пример: вы продаете шарфы на заказ, и каждый раз пытаетесь как можно больше услужить покупателям: в первую партию добавили золотую нить, во вторую – стали отдельно делать красивую подарочную упаковку, к третьей – начали добавлять в подарок варежки, которые стоят как половина шарфа. В итоге, покупатель доволен, а вы продали шарф практически по себестоимости. Важно научиться разумно балансировать между качеством продукта и личной выгодой, ведь бизнес – не благотворительность. Отслеживайте свое стремление к улучшайзингу и, прежде чем начать тратить на него деньги, задавайте вопрос: «Как данное действие повлияет на привлечение и удержание клиентов и продажи в целом? Для чего я хочу это сделать?».
- Учитесь коммуникации. Развивайте навык нетворкинга: заводите полезные знакомства и пробуйте извлекать из них обоюдную выгоду. Договаривайтесь. Вы удивитесь, но значительной доли расходов можно избежать с помощью бартера. Например, вы создаете сайт для партнера, а он в ответ может приготовить авторский торт, поделиться отзывом или прорекламировать ваш аккаунт на своей странице в социальной сети.
Страх №3: «Боюсь продавать»
По меркам истории, в России сравнительно недавно появилась коммерция. Десятилетия социализма, когда спекуляция порицалась и наказывалась законодательно, не прошли даром. В российском обществе все еще существуют предубеждения относительно торговли, и многим не хватает практики в этом направлении.
Многие эксперты и основатели микробизнеса хотят делегировать продажи, привлечь какого-то волшебника, чтобы он разобрался с этим направлением вместо них. Это путь в никуда: покупают там, где продают. Поэтому навыки продаж являются ключевыми для бизнесмена.
Как с этим бороться?
Продавать! Волшебной таблетки для резкого увеличения продаж нет – важно понять это как можно раньше и привыкать продавать. Для начинающих предпринимателей особенно актуально параллельно прорабатывать различные комплексы, страхи и ограничения. Боитесь, что от вас отвернутся все друзья и подписчики? Не отвернутся, если вы будете интересно рассказывать о том, чем занимаетесь, и грамотно предлагать купить.
Страх №4: «Боюсь, что все ниши на рынке уже заняты, и я не выдержу конкуренции»
Среди начинающих предпринимателей распространено убеждение, что перспектив найти место среди существующих компаний нет. Поэтому многие совершают серьезную ошибку – увязают в поиске и тестировании уникальных продуктов, чтобы не вступать в конкурентную борьбу. Представим, что вам в голову пришла гениальная бизнес-идея, которая до сих пор не представлена на рынке. Возможно, вы действительно смогли придумать нововведение, у которого есть огромный потенциал. Но также существует вероятность, что эту идею кто-то уже протестировал и выявил нежизнеспособность. Не отклоняйте идеи, которые уже есть на рынке.
Как с этим бороться?
Конкуренция среди микробизнеса – это иллюзия. Представьте большой аквариум, а в нем камни разного размера. Большие камни – крупный бизнес: международные корпорации, федеральные компании, камни поменьше – средний бизнес, песок – микробизнес. Как песку всегда найдется место среди камней, так и каждому фрилансеру – свой клиент.
Боитесь, что ваши авторские торты стоят дороже, чем продукция федеральной фабрики? Не нужно отталкиваться только от стоимости. Учитывайте, что покупатель делает свой выбор на основании множества факторов, а не только цены. Это и качество продукта, и формат общения с продавцом, и дизайн упаковки, и длительность отношений, и многое другое.
Более того, постарайтесь взглянуть на конкуренцию под другим углом и подумайте о возможностях, которые может открыть партнерство с другими предпринимателями. Например, визажист может договориться с фотографом и стилистом и провести фотодень, который привлечет клиентов к каждому специалисту.
Страх №5: «Боюсь, что не справлюсь с развитием бизнеса и буду вынужден закрыться»
Распространено убеждение, что 90% малого бизнеса терпят неудачу на старте, из-за чего возникает страх неудачи. Действительно, зачем брать на себя риски, идти в зону неопределенности, если в итоге бизнес развалится в 9 случаях из 10? Давайте разбираться.
Во-первых, эти цифры завышены. Так, по данным Федерального бюро статистики труда США, примерно одно из пяти американских предприятий терпит крах в течение первого года работы. К концу второго года закрываются около 30% компаний, а к концу пятого – около половины.
В России похожая ситуация (без учета кризисов): по результатам исследования проекта «СберДанные», более 70% компаний доживают до трех лет. Во-вторых, отсутствуют комплексные исследования, которые бы анализировали четкие причины закрытия компаний. Например, статистика не учитывает предприятия, которые закрывают юрлицо в целях оптимизации налогообложения и впоследствии открываются под новым брендом. Впрочем, риск не справиться с развитием бизнеса остается осязаемым.
Как с этим бороться?
Успех в развитии собственного бизнеса – результат вовлеченности и ответственности. Нет смысла заранее искать причины будущих неудач в тех сферах, на которые не повлиять: курс доллара, количество игроков в нише, размер ставки по кредиту и «не тех» покупателях. Важно как можно раньше осознать, что все в ваших руках, и начать планомерно заниматься развитием своих деловых компетенций.
Также важны такие качества, как настойчивость и терпение: создание прибыльного микробизнеса требует времени и ресурсов. Уделяйте больше внимания проработке страхов и формированию бизнес-мышления: от умения быстро принимать адекватные самостоятельные решения напрямую зависит успех в развитии своего дела.
Также читайте:
Если индивид ещё молод и у него хотя бы две из обозначенных тем вызывают страх, а не опасения, то он просто не годен для формирования себя как предпринимателя... Возможно - ещё не созрел! Есть ещё один аспект- немало людей затевают "своё дело" в надежде на полную самостоятельность, но после первого же отчётного периода обнаруживают, что их "независимость" - это миф, просто они стали частью другой системы, также жёстко зашоренной... Да плюс к этому в которой "за место под кормушкой" нужно отчаянно бороться! Причём часто с использованием инстинктивного чутья, а не приобретённых в результате обучения навыков!
"Айтишник на фрилансе" или "авторские торты" - это сложно назвать стартом своего собственного бизнеса, это скорее переход к рискованной самозанятости.
бизнес начинается тогда, когда ты нанимаешь людей, и обеспечиваешь им рабочие места, и это не один незадачливый родственник.
Согласен с коллегами.
Описанные страхи как-то не согласуются с началосм бизнеса.
Рписаны самы обычные страхи нерешительного человека. Вот посмотрите, что получится, если убрать лишнее:
-Боюсь начать ..
-Боюсь, что не хватит денег...
-Боюсь ... продавать
-Боюсь, что ...я не выдержу конкуренции»
-Боюсь, что не справлюсь
Собственно про бизнес здесь мало. Нет налоговых страхов, юридических.
Давайте я как начинающий предприниматель дополню список:
6) Боюсь, что всё придется делать самому и держать на постоянном контроле все этапы бизнеса, без отпусков-выходных-больничных
7) Боюсь что придется очень долго искать персонал и обучать его, с большим риском что обученный персонал уйдет в любой момент, так как начинающий предприниматель не может платить сверх-зарплаты
8) Боюсь что бренд, ноу-хау, технология продукта будут скопированы более крупными конкурентами, так как в РФ де-факто нет механизмов защиты интеллектуальной собственности
9) Боюсь ошибаться в фискальных и отчетных документах, договорах и приложениях к нему, так как у крупных клиентов есть корпоративные юристы и бухгалтера, которые могут этими ошибками воспользоваться
10) Боюсь что клиенты не захотят работать по предоплате с начинающей компанией, так как привыкли к отсрочкам
11) Боюсь, что придется делать большие скидки на старте продаж, так как новый продукт не может быть дешевле старых аналогов.
12) Боюсь, что придется постоянно выслушивать отказы и получать игнорирование
13) Боюсь, что экономическая ситуация в стране будет дальше ухудшаться
менее 5% людей являются предпринимателями и не более 5% из них действительно успешны - Вам это надо???
Я б добавила. Боюсь, что персонал никогда не сможет делать все так как надо, Как сделал бы сам.
Если ты сам уже "давно отошёл" от функционала сотрудника, занимающегося изготовлением/наладкой/ремонтом чего угодно, а сам такими сотрудниками руководишь- они начинают делать ЭТО лучше тебя!и если ты пытаешься поучаствовать в "спасении мира", они мне вежливо так говорят: дай команду, отойди в сторонку и не мешай....
Конечно, при использовании труда наёмного сотрудника должны быть определены его ОБЯЗАННОСТИ, ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ И УРОВЕНЬ ОПЛАТЫ.
По поднятой теме: у меня нет уверенности, что это правильно- готовить "предпринимателей" из кандидатов со страхами... Поскольку страдать будут их наёмные сотрудники!
Про фобии мы немного говорили, когда обсуждали возраст руководителя. С годами именно страх того, что никто и никогда ничего не сделает лучше меня - это просто психологическая проблема. Так же, как и работе "по найму" требуется отдавать что-то, что никак сам не сделаешь.
Магазин!? Начинай с выбора помещения, дизайна и отделки. Затем определение товара, закуп, доставка на собственной машине, разгрузка и т.п. Не устали ещё быть "самозанятым"?? :)) До налогов ещё не дошли. Всё сам да сам! ))
С возрастом этих фобий больше, так как на каждый случай есть пример из жизни: "А вот один дядя начал бизнес и помер...", "А ещё был случай. Взял кредит и не выплатил...", "Купил вагон металла и не смог продать..." Рисков столько, что трудно перечислить все "боюсь" :)
А если всё это лишь повышает тонус - перед нами предприниматель...
Каждый высказывет свое мнение из своего контекста)
Магазин у меня 17 лет ) Плюс хорошие отошения с конкурентами для того, чтобы достааточнно искренне обсуждать проблемы, возникающие с персоналом, в данном случае с продавцам-консультантами.
Конечо, я хуже сделаю бух.отчет или просчитаю финансовый план или справлюсь с работой админа. И учить их не буду).
Но проконсультировать клиента, как ему лучше учить язык, что нужно для этого сделать, какую выбрать систему и метод, чтобы сделаать это быстрее. И почему тот или иной учебник ему не подойдет совсем. И какую книжку выбрать, если он хочет действительно что-то стоящее по маркетингу, манеджменту, теории лидерства и так далее, а не эту всю попсовую литературу или хрень из нтернета. Или как наладить коммункацию с разыми нациями в бизнесе, даже не поскромничаю)) ни один продавец не сможет так как это могу я.
У всех людей есть страхи и сомнения перед началом нового серьезного дела. Это естественный процесс. Было бы странно, если бы их не было, думаю.