Свой бизнес: страшно, но интересно

Есть много факторов, которые стоит учесть при открытии бизнеса. Хочу поделиться наблюдениями и теми нюансами, с которыми я столкнулась, открыв свою компанию и развивая собственное дело.

1. Планирование работы

Как это было. Бюджет на год, планы продаж и маркетинга, которыми я руководствовалась в качестве наемного управленца, создавались разными отделами компании. Более опытные коллеги видели все несоответствия в этих документах, поэтому неточности вовремя исправлялись, вносились необходимые дополнения.

Что происходит сейчас. Я сама разрабатываю бизнес-планы, опираясь на тенденции рынка и собственный анализ ситуации, прислушиваясь, конечно, к комментариям сотрудников и коллег по туристической сфере, где я работаю.

Плюсы своего дела. Я избавлена от «экспертного видения» руководителей, зачастую иностранных, которые слабо разбирались в реалиях российского бизнеса, менталитета, способах ведения дел.

Трудности своего дела. Сам планируешь все направления деятельности. Отвечаешь сам за все принятые тобой решения, так как они напрямую влияют на финансовые результаты компании.

Выводы и советы. Начинайте дело в той области, в которой вы работали больше пяти лет, и являетесь экспертом. Учитесь, берите от работодателя все, что можете. Это не только принесет большую пользу вашей карьере, но и позволит вам быть на голову выше кандидатов на другие должности, если вы примете решение сменить работу или пойти на повышение в этой же компании. Задавайте вопросы, изучайте ту сферу, которая относится к вам косвенно. Я часами сидела в бухгалтерии и много времени проводила с финансовым директором, изучала кадровые вопросы, и параллельно с работой окончила курс MBA по менеджменту. Общайтесь, развивайте сеть контактов не только с клиентами, но и с сотрудниками других компаний в вашей сфере.

2. График работы

Как это было. Когда вы работаете по найму, в вашем договоре прописана продолжительность рабочего дня, отпуск и выходные. Если вы линейный сотрудник в успешной компании, эти нормы будут худо-бедно соблюдаться. Но стоит вам перейти в статус менеджера, все – финита ля комедия. Эта группа сотрудников работает под лозунгом «Все для фронта, все для победы!». Повышенная нагрузка оправдывается более высокой зарплатой и внушительными премиями. Но, попадая в элитный круг руководителей, ты неделями не видишь свою семью, ты вдруг ощущаешь непосильное бремя ответственности за весь мир.

Что происходит сейчас. Я сама устанавливаю график своей работы в зависимости от загруженности. Но! Если у меня нет встреч в другом месте, я прихожу в офис, общаюсь с сотрудниками, с бухгалтерией, планирую наши общие действия на неделю / месяц / год вперед. И так каждый день.

Плюсы своего дела. Остается время на семью, на собственное развитие, на себя. Но опять же, работать в таком графике может только человек с очень хорошо развитыми навыками самодисциплины. Когда тебя никто не контролирует, есть большой соблазн полежать на диване, а рабочие вопросы отложить на потом.

Трудности своего дела. Есть опасность, что рабочий день не будет заканчиваться никогда. Поэтому нужно четко ставить границы и распределять время между работой и семейными / личными делами.

Выводы и советы. Став предпринимателем и нанимая людей на работу, думайте об эффективном использовании их труда, особенно, если вам повезло найти грамотных специалистов.

3. Сотрудники

Как это было. Работа в крупной компании позволяет тебе как руководителю распоряжаться довольно крупным бюджетом на персонал. Плюс, его поиск возложен на HR-департамент: озвучь свои требования, и он подберет кандидатов.

Что происходит сейчас. Бюджеты начинающей компании ограничены, твои возможности в выборе сотрудников тоже. Но тот факт, что процесс отбора и найма работников целиком в твоих руках, имеет и свои очевидные преимущества.

Плюсы своего дела. Имея опыт и наемного сотрудника, и руководителя, ты можешь сам построить нужную систему управления людьми. Работать в компании должно быть комфортно всем. При условии, что люди действительно приносят пользу. Иначе – гнать в шею бездельников или постоянно стоять с плеткой посреди офиса.

Трудности своего дела. На начальном этапе, скорее всего, если только нет крупного инвестора, все приходится делать самому: заниматься развитием клиентской базы, обработкой заявок, подбором поставщиков и заключением договоров. Важно вовремя почувствовать момент, когда ты не справляешься с потоком работы, и нанять нужного сотрудника (сотрудников). Еще один нюанс: важно контролировать каждый шаг новых работников, чтобы убедиться, он правильно понимает суть деятельности компании и дает клиентам корректную информацию.

Выводы и советы. Один очень важный нюанс: если вы не профессиональный бухгалтер, эту функцию стоит сразу отдать знающему человеку. Возьмите бухгалтера в штат, либо заключите договор с хорошей аутсорсинговой компанией. Это убережет от «головняков» с налоговой. И потом, хороший бухгалтер всегда может подсказать начинающему предпринимателю, как и какие документы нужно оформлять, даст другие ценные советы. Это стоит его зарплаты, поверьте.

4. Десять в одном, или человек-оркестр

Как это было. В крупной компании много разных отделов, которые поддерживают тебя. Твоя личная функция (и твоего бизнес-направления) четко определена, и это создает определенный комфорт. Но зачастую командная работа на результат подменяется игрой в поиски виноватого, постоянно приходится биться с одними и отбиваться от других отделов.

Что происходит сейчас. Это как в школе: хорошо учил предмет в течение года – сдашь экзамен на отлично. Работа на себя заставляет вникать в сферы экономики предприятия, которые были за пределами твоей компетенции во время корпоративной жизни. Поэтому очень важно до ухода в предпринимательство получить на наемной работе максимум знаний и умений в той сфере, где вы намерены строить свой бизнес.

Плюсы своего дела. Нет противодействия со стороны коллег из других отделов. Выбор направления и темпа работы, распределение финансовых потоков, и вообще принятие решений зависят только от вас.

Трудности своего дела. Вы являетесь специалистом и экспертом в одной сфере вашего дела. Скажем, в области управления персоналом. Но деятельность компании – это не только подбор сотрудников, зарплаты, отпуска и премии. Это разработка предложений, продукта для продажи, мониторинг рынка и деятельности конкурентов, документооборот, расчеты с клиентами и поставщиками, налоговая отчетность и многое другое. Все это придется изучать и постоянно держать руку на пульсе всех процессов.

Выводы и советы. Свое дело – это жизнь по принципу «Каждый день – как первый». Может случиться все что угодно, ваших знаний и опыта может не хватить. Тут важно знать, где искать информацию, и не бояться спрашивать. Не бойтесь показаться некомпетентными, наоборот – если вы пытаетесь вникнуть более глубоко в ту сферу, где у вас еще немного знаний, окружающие будут воспринимать вас как ответственного и думающего человека.

5. Стандарты и процедуры

Как это было. Прописанные процедуры, иногда регламентирующие каждый чих, дресс-код – все это периодически нервирует, внутри рождается бунт против системы и желание прийти на работу в один прекрасный день в зеленых кедах и с пирсингом. Конечно, до этого не доходит, но некоторым очень некомфортно работать в условиях тотальной стандартизации.

Что происходит сейчас. Вы удивитесь, но именно стандарты – это первое, что я начала внедрять на заре своего бизнеса в свою работу и работу сотрудников. Это упрощает жизнь, выводит из хаоса на свет. Применяя стандарты, ты автоматизируешь большое количество операций, получаешь ощущение стабильности в условиях, когда в твоей работе так много стресса и сомнений в том, что твои услуги / товары вообще кому-то нужны.

Плюсы своего дела. Вы сами разрабатываете стандарты работы и описываете бизнес-процессы своей компании.

Трудности своего дела. Научить сотрудников, которые до этого могли вообще не сталкиваться с понятиями «стандарт», «шаблон», «форма для заполнения», может быть нелегко. Но нужно сразу донести до их сознания, что это облегчает работу и нужно в первую очередь им самим.

Выводы и советы. Никто не может придумать стандарты поведения / переписки на все случаи жизни. Но стандартизация существенно повышает эффективность повторяющихся процессов.

6. Клиенты

Как это было. В крупной компании на вас работает огромная машина по поиску и привлечению клиентов, даже если вы трудитесь вне продаж. Если вы сами генерируете продажи, то к вашим услугам все инструменты для успешной работы: те же стандарты и скрипты для ведения переговоров и работы с возражениями, комфортный офис с кофемашиной, оплата расходов в командировках, обеды с клиентами за счет компании, – в общем, куча вещей, облегчающих ваш труд. Наконец, тяжелая артиллерия – ваш генеральный менеджер, который одним своим появлением может склонить клиента к подписанию договора.

Что происходит сейчас. На этапе развития своего дела вы остаетесь один на один с потенциальными клиентами. И здесь уже их привлечение зависит только от вас.

Трудности своего дела. На этапе становления бизнеса вы лишены мощных инструментов анализа рынка, доступных крупным компаниям. Но здесь вам помогут ваши знания отрасли, конкурентов, алгоритмов принятия решений в клиентской сфере. Самый большой минус вы получите, если выберете нишу, которую знаете слабо и не имеете в ней достаточных контактов и авторитета, чтобы «на вас» пошли ваши бывшие клиенты. Но и он преодолим, если сразу удастся найти хорошего продажника с большим опытом работы в данной сфере.

Выводы и советы. Повторю пункт первый: начинайте свое дело в той сфере, где вы трудились достаточно долго. Это обеспечит наименее затратный вход на рынок, и позволит сразу предложить свои услуги тем, кто с очень высокой долей вероятности заинтересуется ими.

7. Что еще очень важно

  • Занимайтесь спортом. Это значительно улучшит качество вашей жизни, укрепит нервную систему, разовьет силу воли, и придаст уверенности в своих силах.
  • Заботьтесь о себе. Отдыхайте, спите, сколько необходимо, уделяйте достаточно времени уходу за собой. Иногда очень трудно остановиться и сделать паузу в работе, но именно передышка повысит вашу эффективность и освежит натруженные мозги.
  • Читайте. Художественную литературу, бизнес-книги, хорошие журналы с умными текстами, биографии успешных людей. Будьте в курсе того, что происходит в стране и в мире.
  • Неудачи – не повод все бросить. Это ваш опыт. Ошибки бывают у всех, используйте полученный опыт для коррекции работы своей компании. И потом, даже если вы ошиблись, что-то упустили в заявке клиента, вас подвели поставщики – реальное значение для клиента имеет то, как эффективно вы решили эту задачу.
  • Работайте, даже если нет вдохновения. В периоды «затишья» заставляйте себя приходить в офис. Всегда есть закрывающие документы, которые раньше было лень оформить, недоделанные коммерческие предложения. И, что характерно, разбор завалов облегчает существование в периоды активной работы.
  • Общайтесь с успешными людьми. Не стесняйтесь подходить к спикерам на деловых мероприятиях. Такое общение будет вдохновлять вас на движение вперед.
  • Ограничьте свои потребности. Вам нужно осознать, что финансовый поток в виде окладов и премий закончился. И что бизнес живет и функционирует волнами, и даже у самых успешных компаний бывают неуспешные периоды. Их можно пережить более-менее безболезненно, имея подушку безопасности – резервные средства, позволяющие в период низкого спроса оплачивать аренду офиса, платить сотрудникам зарплату и осуществлять другие расходы. Единственное, на чем не стоить экономить – это внешний вид. Дорогая обувь, костюм, аккуратная стрижка – в деловом мире встречают по одежке, особенно если про вас и вашу компанию слышат впервые.
  • Находите время для хобби. Это важно иметь, чтобы переключаться от бизнес-деятельности к другой, более творческой и «отдыхательной». Хобби освежает голову, позволяя ей отдохнуть и стимулируя приход новых идей.

Вот, пожалуй, и все. Успехов вам в любом выбранном направлении!

Расскажите коллегам:
Комментарии
Олег Анцев +639 Олег Анцев Руководитель проекта, Пенза

Ирина, молодец! Все в точку! Успеха Вам!

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Ирина, хорошая статья. Надо добавить еще одно слово: доходность (прибыльность), так как основная цель бизнеса это извлечение дохода. Тогда получится так "Свой бизнес: страшно, интересно, доходно".

Игорь Володин +285 Игорь Володин Руководитель, Москва

Все так - люди делятся на специалистов и предпринимателей. Далеко не все специалисты могут стать предпринимателями (как и наооборот)- есть ограничения на уровне ментальности. Особенно ограничения к риску возможности полного банкротства.

Вице-президент, зам. гендиректора, Сочи

В тех сферах, где есть потенциал для развития - конечно ))


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.