Почему надо полюбить негативные отзывы о своем бизнесе

В бизнесе есть два типа обратной связи: приятная, но бесполезная похвала и болезненная, но бесценная жалоба. Первая льстит эго, вторая – строит будущее компании. Многие предприниматели видят в негативных отзывах проблему, которую легче замолчать или удалить. Я же научился воспринимать их как самый точный и бесплатный инструмент бизнес-аудита.

Негативные отзывы – это окно возможностей. Правильная реакция на критику не только останавливает негатив, но и превращает его в мощный актив. Мы создали и апробировали на практике методику, которая позволяет системно работать с любыми сбоями. И это не просто «извините», а алгоритм, который ведет к реальным улучшениям.

От жалобы к прогрессу: как работает метод пяти шагов

Этот алгоритм я рекомендую применять к каждой нештатной ситуации: низкой оценке, жалобе в службу поддержки, срыву сроков.

Шаг 1. Немедленная реакция и «двойная компенсация»

Цель: превзойти ожидания клиента, создать основу для дальнейшего диалога.

Инструменты: великодушный сервис, эмпатия, искреннее внимание. Важно не формально откупиться, а быть заинтересованным в решении проблемы клиента.

Действие: быстро связаться с клиентом, исправить последствия ошибки и дать двойную компенсацию. Клиент, чью проблему решили быстро и щедро, часто становится самым лояльным проповедником бренда.

Приведу пример из практики. История началась с тревожного звонка: в школе, где заказывали нашу воду, пожаловались на «песок» в воде. Реакция была мгновенной:

  • На звонок отреагировал не рядовой менеджер, а сразу руководитель отдела.
  • Несмотря на то, что система очистки полностью исключала возможность попадания песка, специалисты сразу выехали на место.
  • Было решено бесплатно заменить воду, помпу и провести чистку оборудования.

И вот тут случилось неожиданное: пока готовились к выезду, выяснилось, что «песок» – это чайная заварка от детей-хулиганов. Вины поставщика не было. Клиент отменил претензию, но менеджер настоял: «Без воды дети не останутся. Мы выполним свое обещание и приедем». В итоге, то, что начиналось как жалоба, закончилось восторженным отзывом на Яндекс.Картах и клиентом, который остался с нами навсегда.

Шаг 2. Установление фактов

Цель: достоверно и без эмоций собрать полную картину произошедшего.

Инструменты: независимый достоверный учет (НДУ). Можно использовать данные из CRM, записи разговоров, метрики IT-платформы, опрос по методике «360 градусов».

Действие: без эмоций и назначения виноватых восстановить фактическую поминутную картину происшествия. Что, где, когда и как произошло?

Шаг 3. Анализ и поиск первопричины

Цель: найти корневую причину, которая позволила проблеме возникнуть.

Инструменты: метод «5 почему»

Действие: спросите «почему» как минимум пять раз, чтобы добраться до системной ошибки, а не до ее поверхностного следствия.

Приведу пример из практики. От нескольких клиентов поступили жалобы на «странный привкус» воды, хотя лабораторные анализы оставались безупречными.

  1. Почему клиенту не понравился вкус воды?
  2. Почему вода имела посторонний привкус?
  3. Почему привкус шел не из бутыли, а из кулера?
  4. Почему кулер был загрязнен?
  5. Почему (первопричина) клиенты не знали или не помнили, что кулер, в отличие от герметичной бутыли, требует регулярной профессиональной чистки, так как контактирует с воздухом и пылью?

Шаг 4. Устранение первопричины

Цель: разработать и внедрить мероприятия, устраняющие первопричину.

Инструменты: ТРИЗ, внутренняя/внешняя экспертная панель.

Действие: разработать и внедрить решение, которое не даст проблеме повториться.

Вернемся к примеру из третьего шага. В той ситуации я принял решение не перекладывать ответственность на клиентов, а создать новый сервисный процесс. Было решено собирать информацию об оборудовании и автоматически напоминать о чистке. Это позволило «зашить» решение непосредственно в рабочий процесс.

Шаг 5. Контроль и систематизация знаний

Цель: предотвратить повторение проблемы и передать знание всем. Восстановить доверие клиента через рассказ о проделанной работе по результатам сбоя.

Инструменты: внутренняя база знаний, доработка стандартов для сотрудников или алгоритмов для ПО, обязательные тренинги.

Действие: проконтролировать, что проблема не повторяется, и записать найденное решение в базу знаний компании.

Почему метод пяти шагов работает

Внедрение этой системы в ежедневную практику дает измеримые результаты:

1. Снижение числа инцидентов. После внедрения системы работы с кулерами количество жалоб, связанных со вкусом воды, сократилось на 75% (на сентябрь 2024 к сентябрю 2025).

2. Рост лояльности и «сарафанного радио». До 90% клиентов, чья проблема была решена по этому методу, меняют негативный отзыв на положительный. Многие становятся постоянными клиентами и приводят друзей.

3. Высокие рейтинги. Я рассматриваю репутацию как ключевой маркетинговый актив и знаю, что его можно построить через грамотную работу с негативом:

  • 5.0 из 255 оценок на Яндекс.Картах.
  • 5.0 из 263 оценок на Т-банк отзывах.
  • 4.98 из 19 155 оценок в нашем мобильном приложении за 9 месяцев 2025 года.

4. Доля видимости в поисковых системах по тематическим запросам стабильно составляет 60-65% на протяжении нескольких лет при нулевых затратах на рекламу.

Негативный отзыв – ваш бесплатный консалтинг

Пока одни компании платят сотни тысяч за аудит, ваши клиенты уже указывают на слабые места в системе – нужно лишь грамотно использовать эти данные.

Задача лидера – создать в компании культуру, где обратную связь встречают не как угрозу, а как возможность стать лучше. Внедрите эти 5 шагов. Прекратите искать виноватых и начните искать первопричины. И вы увидите, как самый худший отзыв станет лучшим активом для роста лояльности, улучшения процессов и привлечения новых клиентов.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Управляющий партнер, Санкт-Петербург

Понравилась статья. Негативные отзывы - действительно, бесплатный консалтинг. Очень часто в ходе разбора инцидента можно выявить суть проблемы, и это сильно продвигает продукт вперед.

Позиция игнорирования негатива, попытки формально рассказать, что "звонок очень важен для нас", фейковые восторженные отзывы, - все они приводят к нарастанию клиентского раздражения и зачастую проходят мимо собственника. Соответственно, контроль на его уровне метрик и по температуре отзывов, и по NPS будут помогать в управлении бизнесом. И речь, конечно же, идет не о назначении виновных, а о здоровом стремлении компании к самосовершенствованию. Важно правильно организовать коммуникацию с сотрудниками для понимания ими такого посыла.

Генеральный директор, Тольятти

Годная и полезная статья.

Недовольный клиент обращается к вам с претензией? Радуйтесь - это последняя возможность его не потерять, решив проблему четко и с уважением к его мнению.

Оставляйте за бортом все его эмоциональное искрение (сами-то в его ситуации брызгали бы не искрами, а вулканической лавой, небось), выцепляйте из сумбура его рассказа факты и на их основе стройте дальнейшие действия по алгоритму с девизом "мы хотим решить не только Вашу проблему, мы хотим сделать так, чтобы эта проблема перестала повторяться с нашими клиентами. И спасибо Вам за сообщение".

И тогда этот клиент станет вашим приверженцем, а не отпугнет десяток-другой потенциальных клиентов.

Генеральный директор, Киров
Антон Соболев пишет:

Понравилась статья. Негативные отзывы - действительно, бесплатный консалтинг. Очень часто в ходе разбора инцидента можно выявить суть проблемы, и это сильно продвигает продукт вперед.

Позиция игнорирования негатива, попытки формально рассказать, что "звонок очень важен для нас", фейковые восторженные отзывы, - все они приводят к нарастанию клиентского раздражения и зачастую проходят мимо собственника. Соответственно, контроль на его уровне метрик и по температуре отзывов, и по NPS будут помогать в управлении бизнесом. И речь, конечно же, идет не о назначении виновных, а о здоровом стремлении компании к самосовершенствованию. Важно правильно организовать коммуникацию с сотрудниками для понимания ими такого посыла.

Антон, спасибо за обратную связь! 

С уважением,

Ильяс Агаев

Генеральный директор, Киров
Юрий Полозов пишет:

Годная и полезная статья.

Недовольный клиент обращается к вам с претензией? Радуйтесь - это последняя возможность его не потерять, решив проблему четко и с уважением к его мнению.

Оставляйте за бортом все его эмоциональное искрение (сами-то в его ситуации брызгали бы не искрами, а вулканической лавой, небось), выцепляйте из сумбура его рассказа факты и на их основе стройте дальнейшие действия по алгоритму с девизом "мы хотим решить не только Вашу проблему, мы хотим сделать так, чтобы эта проблема перестала повторяться с нашими клиентами. И спасибо Вам за сообщение".

И тогда этот клиент станет вашим приверженцем, а не отпугнет десяток-другой потенциальных клиентов.

Юрий, спасибо за добрые слова и интересное дополнение! Всё действительно так. 

С уважением, 

Ильяс Агаев

Генеральный директор, Москва

Полностью поддерживаю автора!
Две истории про негативные отзывы из собственного опыта.

1. В приложении "Альфа-банка" для клиентов - физ. лиц невозможно (или не было возможно) указать нужный размер НДС (или что сумма без НДС, уже точно не помню). Я в разговоре с сотрудницей колцентра сообщил об этом. (Я вообще, сам занимаясь бизнесом, рад дать другим бизнесменам обратную связь, чтобы они ее использовали для улучшения бизнес-процессов). Но в колцентре мне предложили самостоятельно написать о проблеме в банк. Меня это сильно рассердило. Я ответил, что не собираюсь бесплатно консультировать чужой бизнес дополнительно к тому, что уже сделал.

2. А это грустно-веселая история. Как-то я, еще работая наемным сотрудником (занимался продажами), общался с рассерженным клиентом, который принес неисправное изделие. В нашей же комнате сидели не только продажники, но и маркетолог, который умел прекрасно общаться с поставщиками рекламных товаров и услуг, но совершенно не умел общаться с клиентами. Так вот, я долго успокаивал клиента, предлагая ему различные варианты, наконец клиент успокоился. И тут (барабанная дробь), маркетолог, внимательно прослушав наш диалог, возьми да и ляпни - а почем мы знаем, может вы его в воду уронили. Воздух в комнате в этот момент сгустился до невозможности. И этот момент я запомнил на всю жизнь :-)

Консультант, Новосибирск

В бизнесе есть два типа обратной связи: приятная, но бесполезная похвала и болезненная, но бесценная жалоба.

Если мне сильно не понравился предоставленный мне продукт, в анкете обратной связи ставлю восторженные отзывы. Пусть расслабятся и умрут )))

 

Консультант, Новосибирск

Интересно, а комментарии автора этой статьи в ответ на комментарии читателей можно воспринимать как соответствующие теме статьи или они все-таки чисто формальные и похожи на ответ робота?

Меня лично именно формальные ответы ботов бесят.

Иногда лучше молчать, чем говорить...

Директор по развитию, Москва
Леонид Сохор пишет:
Но в колцентре мне предложили самостоятельно написать о проблеме в банк.

Разговор с живым сотрудником, который отвечает строго по скриптам и ни шагу в сторону, лично у меня оставляет еще больший негативный осадок, чем с ИИ. Как правило, голосую рублем.

Николай Сычев пишет:
Иногда лучше молчать, чем говорить...

Вам не угодишь - не отвечают авторы - плохо; отвечают - тоже не так )))

Консультант, Новосибирск
Сергей Махлай пишет:
Леонид Сохор пишет:
Но в колцентре мне предложили самостоятельно написать о проблеме в банк.

Разговор с живым сотрудником, который отвечает строго по скриптам и ни шагу в сторону, лично у меня оставляет еще больший негативный осадок, чем с ИИ. Как правило, голосую рублем.

Николай Сычев пишет:
Иногда лучше молчать, чем говорить...

Вам не угодишь - не отвечают авторы - плохо; отвечают - тоже не так )))

Отвечать можно по-разному, можно даже хуже робота отвечать.

Аналитик, Москва

Согласен с коллегами - отличная статья!
И подход замечательный.

Клиент может понять многое и простить многое, но вот игнорирование прощает с трудом. 

У меня есть несколько сайтов и соответственно арендую место у операторов. Один из них (он широко известен)неожиданно повышает стоимость в два раза, перестает реагировать на звонки, письма жалобы. Наконец удается получить ответ: они переходят к эксклюзивному и корпоративному обслуживанию. Будут ориентироваться не на массовый спрос. Грубо говоря решили поделить клиепнтов на нищих и богатых. 

Хотя переход к новому оператору всегда непрост, но я отказался от его услуг. Удивительно, новый оператор предусматрел все мои шаги сам, делал то, что должен был делать я, мгновенно отвечал на вопросы и предлагал решение.

Это воспитывает ваших работников. Мы тут часто обсуждаем миссии и стратегии. И вот в статье Ильяс описал самую соль любой миссии.

Кстати, может кто-то помнит на днях я описывал мытарства с изданием книги. Я нашел новое издательство. Прекрасное издательство. Я сразу получил мобильный номер моего менеджера, никакой цензуры, любое их технологическое решение согласовывается с клиентом (в типографиях, сами знаете, много технологических требований). Если за какую-то услугу мне пришлось заплатить, то она исполнялась мгновенно и без задумчивого молчания в течени пары суток. Они живут моей проблемой и моими желаниями.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: по каким причинам увольняются сотрудники разных поколений

Единая стратегия удержания больше не работает. Управление многообразием поколений становится ключевым фактором корпоративной устойчивости.