В конце 2013 года Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» опубликовала результаты исследования «Факторы стимулирования предпринимательства в России и мире». Они неутешительны.
Очень малый бизнес
Согласно результатам опроса, в нашей стране только 25% экономически активного населения работают в малом бизнесе, тогда как в Бразилии – 50%, в Германии около 60%. Столь низкие показатели приводят к тому, что вклад малого бизнеса в ВВП России составляет всего 21%. В той же Бразилии, например, он достигает 40%, а в европейских странах (Испания, Греция, Норвегия) – 65–75 %. Председатель попечительского совета «Опоры России» Сергей Борисов, комментируя результаты исследования, отметил, что малый бизнес в России защищен значительно хуже, чем крупный. Кроме того, по словам эксперта, действия всех регулирующих органов не сведены в единый комплекс мероприятий и как минимум не оказывают синергетического эффекта. Сергей Борисов подчеркнул, что существующая федеральная программа по развитию малого бизнеса уже не отвечает требованиям времени и в отдельных аспектах архаична.
Что же касается отношения наших сограждан к предпринимательской деятельности, то, по данным исследования, лишь 12% россиян уверены в том, что для бизнеса в стране созданы благоприятные условия. 72% опрошенных респондентов не только никогда не пытались заниматься бизнесом, но и не планируют это делать в будущем. Тех же, кто заявил о своем желании начать собственное дело, набралось всего 2%.
Летом 2013 года данные своего «предпринимательского» опроса опубликовал и ВЦИОМ. Согласно исследованию, две трети россиян (63%) не хотят заниматься предпринимательской деятельностью, причем у 52% такого желания не было никогда (в 2011 году таковых было лишь 43%), а у 11% – оно было раньше, но затем исчезло. Любопытно, что одновременно растет доля тех, кто высказался о своем хорошем отношении к людям, занимающимся предпринимательством. В 2009 году к ним положительно относились 79% респондентов, в прошлом году - 83%. Отрицательное отношение к тем, кто занимается бизнесом, испытывают только 9%. Очевидно, наши сограждане, оценив с какими сложностями приходится сталкиваться бизнесу в России, таким образом выражают свою поддержку «смельчакам».
Из-за двукратного повышения объема социальных выплат за период с 1 ноября 2012 года по 1 октября 2013 года свой бизнес закрыли около 900 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП). Правда, ряд экспертов считает, что закрывались, в основном, «мертвые» предприятия, не имеющие оборотов. Необходимость даже при нулевых оборотах отчислять единый социальный налог привела к тому, что многие владельцы таких ИП поспешили их ликвидировать. Но даже если предположить, что по этой причине из реестра ИП исчезло каждое второе предприятие, масштабы бедствия все равно впечатляют. Отметим, что на начало этого года в стране, по данным «Опора России», насчитывалось порядка 3,3 млн ИП.
Государство в недоумении
Подобные показатели никак не устраивают чиновников. Напомним, что Владимиром Путиным была поставлена задача: к 2020 году 50% экономически активного населения страны должно быть занято в малом бизнесе. То есть, за какие-то шесть лет численность работников этого сегмента экономики должна увеличиться в два раза. На государственном уровне принят нацпроект «Национальная предпринимательская инициатива» со всевозможными дорожными картами к нему. Однако основные мероприятия по приросту частных предпринимателей отданы на откуп регионам. И справляются территории с этой задачей по-разному. Лучше всего дело обстоит в Москве. Ирина Каграманова, руководитель пресс-службы государственного бюджетного учреждения «Малый бизнес Москвы» (МБМ) созданном при Департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства столицы рассказывает, что только в 2013 году контакт-центр МБМ обработал более 26 тыс. звонков предпринимателей: «Это в два раза больше, чем ожидалось. В начале года за консультациями в филиалы МБМ приходило 70-80 человек. К концу 2013 года –уже 240 человек ежедневно. По итогам года более 25 тыс. предпринимателей пришло за поддержкой по разным вопросам: что-то узнать, спросить, проконсультироваться с юристом, принятьучастие в образовательном семинаре. Через единый центр госзаказа, который был создан в конце 2012 года с целью помогать предпринимателям участвовать в государственных торгах, прошло более 1100 компаний. Сумма торгов, в которых они принимали участие, превысила 3,5 млрд рублей, из которых были выиграны тендеры на сумму более чем 1,8 млрд.Столичное правительство выдает предпринимателям субсидии. Так, в 2013 году было одобрено 1,5 тыс. заявок на финансовую поддержку от московских предпринимателей».
В регионах ситуация коренным образом отличается от московской. Говорит президент «Опоры России» Александр Бречалов: «У нас есть успешные примеры развития предпринимательства и привлечения инвестиций на региональном уровне, и всегда это является результатом системной и очень качественной работы губернатора и его команды. Но подобных примеров не так много. На данный момент, я считаю, отсутствие поддержки на уровне региональной власти и есть главное препятствие для бизнеса. А уже во вторую очередь идут фискальная система, регуляторные функции органов исполнительной власти. Но в первую очередь, большим, жирным шрифтом, – это желание развивать предпринимательство. Вот его на многих территориях не хватает».
Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» оценило регионы страны в зависимости от уровня развития малого бизнеса на их территории. Топ-5 регионов, набравших наивысшие баллы, выглядит следующим образом: Москва, Нижегородская область, Краснодарский край, Воронежская и Свердловская области. В аутсайдерах Чукотка, Карачаево-Черкессия и Тыва.
«Прямое вымогательство и более изощренные виды коррупции»
Финансовый омбудсмен Павел Медведев также уверен, что первопричина не только в существовании административных барьеров на пути развития собственного бизнеса, сколько в отсутствии административной же поддержки. В том числе, есть проблемы в сфере правопорядка и правосудия. Добиться реакции правоохранительных органов, а потом и справедливого суда – нетривиальная задача. «Ко мне регулярно обращаются бизнесмены, – говорит Павел Медведев. – В основном с жалобами на прямое вымогательство взяток или на более изощренные виды коррупции. Часто владельца бизнеса настоятельно просят выделить некую сумму на приобретение подарков ветеранам. Думаю, что ветераны и не подозревают об этом. Не менее часто муниципалитеты требуют от предпринимателей делать то, что должны были делать местные органы власти: построить детскую площадку, заасфальтировать дорогу и так далее. Еще одна частая жалоба, правда, от владельцев более крупного бизнеса – рейдерские захваты. Предпринимателей фактически вынуждают останавливать развитие бизнеса, «не высовываться», чтобы не привлекать внимание рейдеров.
Омбудсмен привел показательный пример, как семейная пара (муж – швейцарец, жена – россиянка) на протяжении 16 лет пытаются пробиться через российский чиновничий аппарат, чтобы организовать в Анапе производство вина. «Смогли купить нужный участок: отличная земля, нужные для винограда почвы, климат. На этом все хорошее закончилось. На каждом шагу – вымогательство взяток: нельзя так распахивать участок, нельзя строить винодельню так близко к винограднику, нельзя баки, в которых выдерживается сусло, делать из этих материалов… При этом «решить вопрос», конечно, можно. Но менталитет иностранца не позволяет коррумпировать чиновников. Сейчас передаю этот случай, с рядом других жалоб бизнес-омбудсмену Борису Титову», – говорит Павел Медведев.
Образ успешного предпринимателя отсутствует
Председатель отраслевого отделения по социальному предпринимательству. общественной организации «Деловая Россия» Алексей Белозеров, напротив, уверен, что первичными являются субъективные факторы, а именно – менталитет наших сограждан: «У всех здравомыслящих людей, при упоминании успешного человека, сразу возникает образ чиновника или топ-менеджера крупной компании. Показательный пример: один мой хороший знакомый, крупный областной чиновник, рассказывал о том, как он общается со студентами региональных вузов. Расписывает перед ними радужные картины, говорит о том, как здорово иметь и развивать собственный бизнес. Когда наступает время вопросов из зала, самый популярный вопрос: «Как можно устроиться к вам на работу?» Потому что, когда заходит речь о бизнесе, наши сограждане представляют себе торговую палатку. Мало кто из родителей пожелает своему ребенку такого будущего. У нас отсутствует образ успешного предпринимателя в угоду развитой культуре чиновника. При этом, если люди старшего поколения наделены советским менталитетом, который препятствует созданию бизнеса, то молодежь, напротив, «разбаловалась» на нефтяной ренте. Неудивительно, что сегодня у нас самый низкий уровень предпринимательской активности за последние 10 лет».
По данным ежегодного исследования «Глобальный мониторинг предпринимательства», подготовленного экспертами Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, приток новых предпринимателей в прошлом году мог составить менее 3%. То есть, лишь три человека из ста опрошенных респондентов ответили, что ранее не занимались бизнесом, но готовы начать. «Этот показатель стал самым низким за все время наблюдений проекта в России», – констатировали авторы исследования.
Таким образом, большинство россиян предпочитает быть наемными работниками, поскольку это гарантирует более стабильный доход и отсутствие предпринимательских рисков. Вряд ли в ближайшие годы ситуация коренным образом изменится. Хотя определенные предпосылки к этому имеются, но связаны они не с усилиями правительства по поддержке малого бизнеса, а с дальнейшим сползанием экономики в рецессию. На фоне вполне возможных санкций со стороны мирового сообщества в российской экономике может произойти нечто похожее на события 2008-2009 годов. «Тогда число предпринимателей в стране стало расти, поскольку для многих свое дело стало единственным способом прокормить себя. Кроме того, под государственную программу субсидирования начинающих бизнесменов тогда были замаскированы, по сути, социальные дотации потерявшим работу людям», – отмечает Алексей Белозеров.
Фото в анонсе: pixabay.com
Бизнес – это хлопотно и неинтересно.
Государство не помогает преодолевать те трудности, которые само же и придумало. Причём главное здесь не отсутствие помощи, а отсутствие защиты и не в последнюю очередь от государства.
Идиотская налоговая система, препятствующая созданию и тем более развитию бизнеса. Безумно затратная в своём обслуживании.
То, что у абсолютного большинства населения земного шара нет желания заниматься бизнесом – это здоровое и естественное нежелание. Бизнес – это не лучшее место, мягко говоря, приложения физических и духовных сил человека.
Вековая беда России – воры во власти намертво остановила её развитие.
Проблема актуальнейшая !
Негативное отношение к предпринимателям,собственникам
формировалось в советской России с 1917 года.
В основе- главенство государства над личностью.
Готово ли государство изменить своё отношение к
предпринимательству,или это только слова ?
Скорее второе.
Как можно было принимать решения,которые привели к
ликвидации 900 тыс. ИП за год?
Для изменения ментальности нужны годы ...или
очень действенные меры :
-права на собственность земли;
-реальная защита от чиновников и преступников;
-льготы кредитования по отраслям ,требующим развития...и т.п.
А пока... подавляющее большинство выпускников школ и вузов
мечтают попасть на госслужбу.
Дмитрий Бжезинский, Вы молодец! Очень точно обрисовали ситуацию. Я уже писал о причине такого явления в России. Мой ответ лежит в области особенностей психостатуса людей. Учения Дальнего Востока говорят о том, при рождении человек обладает одним из трех качеств : Тамас (консерватор, ретроград, нытик), Раджас (активность без здравомыслия) и Саттва (здравомыслие, доброжелательность без активности). Конечно , эти три психостатуса, три гуны требут более развернутого раскрытия. РОССИЯ страна людей Саттвичных. Навязать им желание быть ''АКТИВНЫМИ КОММЕРСАНТАМИ'' невозможно. Но....психостатус может меняться, при внутреннем позыве. Боюсь, мало кто из ''продвинутых ученых-бизнесменов'' готовы принять эту концепцию, ведь они , как правила относятся к психостатусу Раджас- активность, интеллект, возможно и жадность, автивное эго, но... без здравомыслия'' . Это не плохо или хорошо. Это жизнь. Благодарю.
Владимир Горшков пишет:
''Россия страна людей Саттвичных./здравомыслие,доброжелательность
без активности/
Наверное,распространять на всех людей страны некорректно.
Россияне , попадая в среду развитых стран проявляют небывалую
активность и предпринимательские способности.
Научить предринимательству за партой невозможно...
как и плавать без воды /нужна среда/.
Условием бурного развития предпринимательства в стране может быть только общественная собственность на средства производства (предприниматель должен сбыть арендатором, а не собственником), но этого не понимают или не хотят признавать ''хапнувшие'' эту собственность ''в лихие 90-е''.
А мне стало обидно за Павла Медведева, которого автор статьи назвал финансовым обМУДсменом...
С таким отношением к финансистам в России ещё долго не будет много малого бизнеса.
Крупный бизнес под контролем наших лидеров, либо непосредственно, либо посредством детей и родственников.
Малый бизнес мечтают в ближайшем будущем контролировать миллионы молодых мальчиков и девочек, поступающих сегодня в школы и академии МВД и МЧС. А Пзидент хочет, вовлечь 50% россиян в малый бизнес к 2020.
Какую роль играет в этом вопросе коррупция и, к какому году(?) она будет сведена до уровня несущественности?
Из собственного опыта отмечу, что основное- это незащищенность собственности государством. Кроме того государство еще и запрещает защищать свою собственность самостоятельно. В полицию-милицию, по поводу защиты лучше не обращаться. Это чисто коммерческая организация. В лучшем случае о Вас вытрут там ноги. Налоги у нас вполне адекватные и их несложно заплатить, но и здесь формы отчетности, реквизиты меняются ежегодно. Так, что получать аванс и зарплату на работе спокойней. Десять лет назад я начал строительство вместительного дома в ближайшем Подмосковье с целью открыть гостевой дом. В г. Железнодорожном (150 тыс. жителей), где я живу, до сих пор нет ни одной приличной гостиницы. Дом, 300 кв метров построил, и запустил в эксплуатацию. Право собственности признал по решению суда. За это время на меня дважды заводили уголовные дела, за попытки защитить построенное самостоятельно. Вынесли решение суда о демонтировании септика. Он якобы находится в санитарной зоне несуществующего водовода и источника водоснабжения, за который был принят водопроводный колодец. Интересно, что при обжаловании этого решения всем было понятно, что оно не правосудное, но не сажать же из-за этого судью и эксперта в тюрьму. Задачу решил строительством нового септика, доскональным изучением Градостроительного кодекса и всевозможных приемов шельмования домовладельцев в части водоснабжения и водоотведения. Денег на гостевой дом не хватило, поэтому семь лет сдавал дом одной семье. Накопил денег и сейчас заканчиваю дооборудование до состояния гостевого дома. С чувством тревоги собираюсь его открыть. Такие дела
И тем не менее. После 15 лет занятий малым бизнесом... Если бы меня спросили - ''а снова ввязался бы в это сложное дело?''... Однозначно бы ответил что Да.
1. Отсутствие права собственности
2. Страшенные условия: взятки, поборы, дичайшие тарифы, постоянные проверки и стресс, отсутствие доступных кредитов
3. Законом можно вытереть задницу (и конституцией в том числе)
В этих условиях свой бизнес будет создавать далеко не каждый человек.