Типичная жалоба наемных сотрудников, считающих себя профессионалами, заключается в том, что они не получают должной оценки своих знаний и опыта, зато продвигаются в карьере те, у кого знания хуже. Они убеждены, что в мире бизнеса ценятся в основном те, у кого есть крыша, защита со стороны нужных людей. Подобные недовольства озвучивают не только офисные сотрудники, но и рабочие на производствах, врачи, госслужащие и даже фрилансеры.
Почему сильным профессионалам не везет в карьере
Представим ситуацию. Александр, 33 года, юрист, обладает прекрасными знаниями в корпоративном праве, работает в банке, получает зарплату 2 тыс. условных единиц. Семья, дети, расходы с каждым годом увеличиваются. Годами сидит в одном банке. Не требует повышения зарплаты и, как результат, не получает ее. Надеется, что ему зарплату повысят, и просто выполняет свою работу, делает это отлично, но молча. Те, кто три года назад сидели с ним в одном департаменте, уже пошли на повышение: кто-то получил предложение из другого банка с более высокой зарплатой, кто-то перешел на частную практику и начал хорошо зарабатывать, а третьего зампред банка потянул вверх сам. Александр уверен, что он лучше всех этих юристов по знаниям, ему просто не везет.
Увидев кого-то, выступающего в телевизионной или радиопередаче, прочитав чье-то интервью в прессе, Александр возмущается: ну вот, опять эти неучи пошли вперед. И в сердцах добавляет: да кому нужны мои знания, лучше бы подлизывался, тогда и выделился бы.
Типичные причины того, почему умные люди неуспешны
Лично знаю докторов, управленцев, инженеров, юристов с подобными карьерными сценариями. В чем их проблемы?
Первая проблема исходит из детства: детей пичкают знаниями и дают уверенность в том, что это гарантия будущей хорошей жизни. В результате человек превращается в ходячую энциклопедию, которую никто не видит, и он со временем понимает свою ненужность. В любой сфере деятельности важным качеством для профессионала является умение продавать свои услуги, свою возможную пользу и результаты. Не умея продавать свои навыки, которые принесут пользу клиентам, руководству, компании, мы не будем отличаться от остальных.
Да, знания важны. Но дело в том, что для карьерного роста и увеличения доходов самих по себе знаний недостаточно. Александр завидует успешным коллегам, но эти люди делают много чего, что не видно невооруженным глазом. А наш герой, не видя того, что находится под айсбергом, судит достижения людей лишь по одной шкале – знаниям. А ведь для успеха не менее значимы навыки коммуникации, хорошее владение речью, умение четко, логично и просто излагать свои мысли и показывать свои знания, находить общий язык с руководителем.
Мой управленческий опыт показывает, что много грамотных, знающих свое дело, но неуспешных специалистов сильно хромают в гибких навыках: не могут просто и четко излагать свои мысли, не общаются с коллегами, слабы в эмоциональном интеллекте, не пользуются инструментами тайм-менеджмента, не умеют преподносить свои мысли и идеи.
Вторая причина проблем опять исходит из детства: родители пытаются создать из своих детей отличников: сделал задание на пять – хорошо, на тройку – плохо, на двойку – это трагедия. Результат? Человек боится неудач, поэтому, когда не уверен в отличной оценке, предпочитает не говорить, не выступать, не подавать идею. При первой же неудаче падает духом, потому что двойка или тройка – это плохо. Делает вывод – лучше молчать, тогда ошибок не будет. Еще один момент падения духа – хорошо сделал дело, но начальник не поставил пятерку, то есть не похвалил, значит недоволен.
Следующий слабый пункт – это нетворкинг. Неуспешные люди не углубляются в важнейший смысл слов «связи решают все». И пословица «не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» для них не имеет практического значения. Александр и не догадывается, что социальный капитал имеет архиважное значение в карьерном росте специалиста любой сферы. Годами вращаясь внутри одного и того же круга знакомых, с которыми отношения оставляют желать лучшего, Александру никто не помогает, его не рекомендуют и его не принимают в расчет.
Взаимоотношения с руководителем – тоже ахиллесова пята неудачливых людей, которые с гордостью утверждают «я всегда говорю правду в глаза, и меня за это не любят». Совершенно верно. Но «правда» – слишком растяжимое понятие, не видя всей ситуации с точки зрения руководителя, эти люди могут рубить сгоряча. За это их и не любит руководитель, и не продвигает. Даже правду надо говорить в правильное время, в правильном месте и в правильной атмосфере. Правда одного человека не всегда является правдой для руководителя.
Отсутствие психологической стойкости – еще одно препятствие для карьерного роста. Под психологической слабостью подразумевается не только страх неудач, но и неумение выстоять в офисных конфликтах и разборках. Карьера – это всегда борьба: за статусы, должности, финансовые возможности. И чем выше позиция, с тем большим ожесточением ведется война без правил с достаточно сильными людьми.
Взгляд со стороны: почему не ценят специалистов со знаниями
Итак, возвращаемся к прекрасному юристу Александру, которого «не ценят». И заглянем под воду, чтобы увидеть невидимую часть карьерного айсберга:
- У него синдром отличника, и по этой причине он перфекционист – хочет сделать все лучшим образом, чтобы не отругали, поэтому всегда все делается с запозданием.
- Он не может наладить отношения со своим руководителем, который ценит Александра как технически грамотного специалиста, но старается поменьше с ним контактировать. Слабые навыки коммуникации, слухи о которых доходят до руководителя, подтверждают его правоту о том, что его подчиненный не умеет общаться с людьми.
- Он не продает свои знания бизнес-сообществу. Ввиду слабого нетворкинга он годами вращается в одних и тех же кругах – коллеги, одноклассники, семья и близкие. Он не налаживает связи с ведущими специалистами в своей профессии, и руководители компаний понятия не имеют о том, что с ними в одном городе живет толковый специалист.
- Он совершенно не умеет отстаивать свои права, идеи, правоту на совещаниях или офисных войнах. Ему легче сдаться в случае легкой стычки или недоразумения. Но потом он держит зло на соперника, что влияет на качество коммуникации с коллегами, в конечном счете это приводит к тому, что у Александра складывается образ нелюдимого человека.
Что делать остальным профессионалам?
- Перестать надеяться только на знания. Знания важны, но их недостаточно для профессионального успеха.
- Честно признаться себе, что если нет карьерного роста, вероятно, ты сам в этом виноват.
- Открыто поговорить с коллегами, руководителем, бывшими сотрудниками и попросить их поделиться своими мыслями о ваших минусах, недостатках и проблемных моментах.
- Принять решение начать меняться.
И начать меняться. Это сложно? Да, очень. Можно ли? Вполне.
Также читайте:
Статья хорошая. Сам сейчас думаю над похожей темой. Вижу следующую проблему - люди со знаниями предполагают что знания интересны людям с материальной стратегией поведения и властной. То есть имеет место перенос своих ценностей на других. То есть нет понимания что знания необходимо позиционировать (и рекламировать) как средство достижения ресурсов и влияния.
Вот это очень интересный момент. Да можно делать не лучшим образом, с огрехами, но быстро и как бы эффективно. И не кого не волнует, что тем самым возможно закладываются "мины замедленного действия".
Через год или два может всплыть недоработка в договоре, которую пропустил юрист для быстроты подготовки, или лопнет труба из-за инженерной ошибки при проектировании и прокладке (а может это даже и не ошибка, а сделано умышлено для ускорения и экономии). И все это может привести к серьезным проблемам для компании. Правда успешный карьерист, который это допустил, к этому моменту может уже работать на другом месте.
Я думаю, не только в перечисленных причинах дело, хотя с ними согласна. Такие люди чаще всего не умеют продавать себя – либо синдром самозванца, либо нелюбовь к продажам, неконурентность. Перфекционизм - это часто оборотная сторона высокой ответственности. В общем, не члены клуба Даннинга-Крюгера) которые знают все лучше всех) И много еще разных причин может быть.
Михаил, экономию на юристе можно посчитать легко, а для оценки рисков требуется специально подготовленная голова и методологии. То есть ЛПР должен либо пару раз обжечься на этом и отрефлексировать на эту тему или специально подготовленный человек наделенный доверием в удобной форме должен донести.
Помимо вышесказанного, сейчас всё чаще встречается, когда подчинённый идёт со своими идеями, а их попросту "воруют" те, кто оказался более проворным, но менее профессиональным. А до верхушки просто недобраться. Через голову не пойдешь, риск велик. И руководство не всегда идёт вперёд и является дальновидым, а предпочитает жить, как есть на старых дрожжах.. Тоесть, уровень доверия внутри организации низкий.. И внутренняя продажа, это фактически "благотворительность"
Тут есть еще вот какой момент. Все обычно исходят из концепции работы "сделал и забыл". Это хорошо и удобно, но как раз для этого надо все делать правильно.
А вот если мы не можем сделать правильно, то можно делать в рамках возможного, но уже нельзя руководствоваться таким принципом.
Например, у нас нет возможности использовать ту трубу (той марки), которая нужна для данных условий работы. Ну нет у нас такой трубы, и закупить быстро мы ее не можем. Значит ставим ту, что есть, но имеем в виду, что проблема осталась и ее надо решать. Например, заказать нужную трубу и по возможности заменить, присматривать за этой трубой или зная, что она не рассчитана на низкие температуры окружающей среды, утепляем ее и т.д.
Потому, что все ботаники -- мямли.
Хорошо себя чуствуют те, кто способен быстро находить с людьми общий язык и отставивать свои интересы. И кто ясно понимает чего хочет -- имеет ясные цели и мотивы.
Ботаники часто слишком увлечены поиском совершенства, красотой форм и заморочены всякой ерундой, когда их более успешные товарищи имеют более приземленные интересы и мотивы -- тачура статусная, тёлка надутенькая, домик с видом на океан и чтобы все по высшему разряду.
И совмещать в себе эти две крайности довольно сложно.
Поэтому преуспевают троечники без высшего образования. А отличники в лучшем случае работают у них в найме.
Троечники реалисты, отличники идеалисты.
Я сам всегда был отличником, но ни разу не ботаником и... дружил с самой отпетой шпаной.
У меня два агрегатных состояния -- состояние творца и состояние воина.
И я осциллирую между ними.
Состояние воина дает больше преимуществ в бизнесе на emergency рынках и агрессивных средах. Когда здесь и сейчас важнее всего остального.
Состояние творца дает преимущества на ламинарных (плавных) органично растущих рынках, где не возникает острого конфликта интересов. Там преимущество на стороне продуманов, которые мыслят стратегическими горизонтами и играют вдолгую.
Но с учетом всего происходящего -- у отличников здесь все меньше шансов...
Меня тут "зацепил" отсыл к тому, что многое тянется из детства, даже не из юности! Есть и с чем согласиться, и с чем поспорить... Меня огорчает ещё один аспект - у нас под карьерным ростом подразумевается только движение вверх к острию пирамиды, "расти вширь" возможностей очень мало! Когда-то популярным было "освоение смежных специальностей и совмещение профессий", но - не прижилось даже в средних размеров бизнес-образованиях..
Можно также сколько угодно учить и учиться взбираться по скользким ступенькам карьерной лестницы, но постулат "одно кресло- один человек" незыблем...
И ещё нужно помнить - не всякий забравшихся на несколько ступенек выше потом способен "прийти в себя" после того, как его скинут вниз! Правда, недостатка в Сизифах нет!
Умные бывают двух видов:
1.) Умные и честные.
2.) Умные и хитрые.
Почему первому виду совесть всегда и везде мешает, думаю объяснять не надо.
У второго вида проблем с успехом и достатком никогда не бывает.
Я бы проводил 3-х компонентное позицирование личности.
Идеальный работник - умный, активный, честный.
Но таких работников не очень много, обычно присутствуют только два качества:
- умный, неактивный, честный;
- умный, активный, нечестный;
- неумный, активный, честный.
Вот второй тип делает карьеру.