Почему после 40 лет одни менеджеры востребованы, а другие – нет?

Общество (экономика плюс стереотипы) к 30 годам любого из нас плотно ставит на профессиональные рельсы карьеры. По которым человек может двигаться либо вперед (управленческая траектория), либо вглубь (экспертная траектория). Но это самое общество чаще всего отказывает нам в возможности перейти на другие рельсы: «У него нет опыта в этой индустрии».

Бывает, что человек мыкается, пытается найти ответ на вопрос «Где я еще могу быть применим?», но постепенно оставляет эти попытки. Так возникает выгорание, которого на самом деле в принципе не существует, как, например, авитаминоза. Несуществующим выгоранием чаще всего называют глубокое разочарование от расхождения между несформулированной мечтой о своей реализации и текущим состоянием.

А вот если человек боится потерять работу или ее уже потерял из-за изменений в отрасли, это намного сложнее. Фактически он списан. Но тут возникает вопрос. А почему некоторые люди, находящиеся в одной индустрии, к 40 годам списываются, а другие, наоборот, становятся дико востребованными? Индустрия же одна. И стартовые условия одинаковые. В чем причина?

На результат не влияет ни масштаб бизнеса, ни познания в IT-сфере, ни фаза развития компании, в которой работает сотрудник. Траектория карьерного развития всецело зависит, извините за банальность, от самого человека. От системы его ценностей. От того, как человек относится к миру, сколько он готов отдать миру, и сколько требует взамен.

Среди топ-менеджеров старшего поколения (45+) есть много людей, которые воспринимают внешнюю среду так: «Я – совершенен. Я когда-то окончил MIT и теперь мне все должны. Если что-то идет не так, значит, меня не готовы услышать».

Нет, вам никто ничего не должен. Рынок не обязан слушать вас. Напротив, это вы должны рассказывать рынку о своих ценных качествах. Наиболее успешны в карьере люди, которые серьезно относятся к своему PR, которые умеют продвигать себя.

У каждого человека в голове есть картина мира. Может быть, окружающим она кажется неправильной и абсурдной, но для самого человека эта картина – цельная. Например, менеджер может быть специалистом в управлении проектами, в руководстве программистами, а еще ему интересна… медицина. Со стороны кажется: при чем здесь медицина? Однако такие странные на первый взгляд сочетания оказываются очень востребованными на динамичных рынках.

Очень важен эмоциональный интеллект. Настрой. Интерес. Очень важна формула мотивации: не «Весь мир должен мне», а «Как мне улучшить этот мир и быть счастливым в этом мире».

Не нужно гордиться дипломом дорогого MBA, полученным 15 лет назад. За эти 15 лет рынок ушел далеко вперед. Если человек не научился ничему конструктивному, если он не понимает, как развивается мир, рынок просто перестает его замечать.

Проверять себя надо постоянно. Если человек видит, что в компанию пришел кто-то на 10 лет моложе его, и этот кто-то воспринимает действительность с помощью новых непонятных формул, не надо говорить, что эти формулы все портят и врут. Нужно идти к тем, кто моложе, и спрашивать: «Что это? Как это работает? Как это можно применять?». Будете вы применять эти формулы или нет – это второй вопрос. Но хотя бы постарайтесь понять, как они работают.

В динамичном мире старые заслуги списываются в течение двух-трех лет. Подход «Я был крутым, поэтому я всегда буду крутым» – не работает. Я бы назвала это синдромом отличника. Практика показывает, что часто школьные отличники не очень успешны в жизни. Они обнаруживают зависимость от похвалы, а когда их перестают хвалить, их картина мира разрушается. Так и звездные менеджеры, привыкшие к успеху, впадают в растерянность, когда на рынке происходят кардинальные перемены.

Скорость изменений все выше и выше. Те, кто это поняли, оказываются боле успешными в профессии. Неизменными в изменяющемся мире остаются доброжелательность, проактивность, способность двигаться вперед в рамках своей картины мира.

Открытость к миру можно воспитывать. Я не призываю любить все человечество, я говорю об ином – о готовности получать новые знания. Этот навык можно развивать в себе, как и другие навыки, например, умение водить машину. Можно выделить себе полчаса в день, чтобы поговорить с коллегами о трендах в вашей отрасли, или почитать англоязычные ресурсы с новостями в вашей индустрии. Можно раз в месяц находить крутого профессионала и задавать ему вопросы по трендам развития рынка.

Все это – вполне воспитываемые привычки, которые помогут вам постоянно обновлять картину мира и, благодаря этому, быть востребованным на рынке труда.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по маркетингу, Москва

Надо прямо заставить каждого прочитать эту статью несколько раз. 

Начальник участка, Москва

Первые шесть абзацев содержат алогичные утверждения.

Далее крайне упрощенный взгляд автора на сложную системную проблему. 
Какие факторы автор проигнорировал:
- фактор местонахождения менеджера (существуют такие локации в которых нет работы вообще и нет ресурсов для развития бизнеса);
- фактор семьи и включенности в нее (к 40 годам не у всех физически и психически здоровые близкие люди работа с которыми требует времени и внимания);
- фактор личного здоровья (если ты болеешь ты не нужен - априори);
- фактор мотивационный (яркое желание что то делать и куда то развиваться есть не у всех и с возрастом его все меньше);
- фактор соответствия психического профиля задачам стоящим перед обществом (люди с определенными качествами могут быть востребованы или не востребованными в разное историческое время) и тд.
Далее крайне банальные утверждения озвученные менторским пафосом. И не работающие рецепты типа: "уделяйте по полчаса в день чтобы поговорить о трендах в отрасли". 
Статья бесмысленная. Заминусил.

Креативный директор, Москва
Алексей Уланов пишет:
фактор местонахождения менеджера (существуют такие локации в которых нет работы вообще и нет ресурсов для развития бизнеса);

А не пробовал ли тот менеджер на оленях / собаках добраться до железной дороги, сесть в плацкартный вагон, прибыть в город, где есть ресурсы для развития бизнеса и все же попробовать?

Алексей Уланов пишет:
фактор соответствия психического профиля задачам стоящим перед обществом (люди с определенными качествами могут быть востребованы или не востребованными в разное историческое время) и тд

В психологии это называется "внешний локус контроля": человек тычет пальцем в общество и находит множество причин для обоснования своей неспособности. А другой не тычет и не находит. ))

Алексей Уланов пишет:
фактор мотивационный (яркое желание что то делать и куда то развиваться есть не у всех и с возрастом его все меньше);

Вот именно. Если сдулся, то сдулся. Об этом и речь. И незачем показывать пальцем на психически нездоровых родственников, отсутствие ресурсов в каком-то регионе, неблагоприятность эпохи и нелогичность повествования)). Эти рассуждения бессмысленны.

Сдулся. И точка. 

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Хочется прокомментировать статью фразой из старого одесского анекдота "а при чём тут возраст"? после 40 никому никто не должен а до 40 что, должен?

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Алексей Уланов пишет:
Какие факторы автор проигнорировал: ...

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Выполняйте работы, которые можете сделать только вы (не вообще, а "здесь и сейчас", в конкретной фирме), тогда никто не будет обращать внимания на ваш возраст. (Примеры таких работ я приводил в комментариях прошедших дискуссий).

Менеджер, Симферополь

Работать надо!!! Как быть тем кто и так - много и напряжёно работал? А после 40 понял что и ещё не эффективно!!! Шанс оказаться  запретым в собственной "картине мира" - есть у каждого!

Менеджер, Симферополь

От себя бы добавил ещё один Фактор - общественное мнение - в лице более молодых коллег, по определению более амбициозных (см. теорию поколений, характеристики Y-ов) Засиделся до 40 на одной позиции!?! Да хоть с каким уровнем экспертности! Значит не способен расти и развиваться!

Аналитик, Москва

Спасибо за статью! Она мне напомнила две песни: "Кони в яблоках" в исполнении Виктора Салтыкова и "Яблоки на снегу" в исполнении Михаила Муромова. Пойду послушаю. 

Генеральный директор, Москва
Андрей Семёркин пишет:
Алексей Уланов пишет:
фактор местонахождения менеджера (существуют такие локации в которых нет работы вообще и нет ресурсов для развития бизнеса);

А не пробовал ли тот менеджер на оленях / собаках добраться до железной дороги, сесть в плацкартный вагон, прибыть в город, где есть ресурсы для развития бизнеса и все же попробовать?

Соглашусь с Вами в той части, что если у человека есть хоть какая-то финансовая возможность и моральная решительность, то он безусловно должен попробовать сделать такой шаг.

Не все так просто и однозначно. Конечно можно попробовать сделать так как Вы описываете, но есть масса реальных подводных камней мешающих многим людям сделать столь решительный шаг.

  1. Во всем мире, категория 40+ не является самой мобильной категорией населения.
  2. Как неоднократно писалось на страницах нашего форума, категория 40-45 также не всегда является самой востребованной на рынке труда.
  3. Как не удивительным это не покажется москвичам, но далеко не у всех людей в регионах, есть деньги хотя бы на билеты до Москвы.

Но это так - преодолимые мелочи.

Основные проблемы, таятся в психологической плоскости.

После 40 лет, многим очень тяжело морально

  1. бросить какое-никакое, но свое жилье в родных краях и потом ютиться по съемным квартирам в столице.
  2. потерять свой привычный круг общения, своих друзей и родственников.
  3. привыкнуть к жизни в мегаполисе

Если перезжает один член семьи, то очень часто, как показывает практика, это приводит к развалу семьи и разводу.

Да даже перезд всей семьи, тоже не является панацеей. Слава богу, когда общие трудности, сплачивают всех членов семьи.

Но бывает и наоборот. Измение привычного семейного уклада, сокращение, из-за огромного времени в пути на работу и с работы  в мегаполисах, времени общения, часто становятся причиной ухудшения супружеских взаимоотношений.

Также жизнь в мегаполисе, испытывает у приезжих, отношения между детьми и родителями. У детей появляется масса новых соблазнов и желаний, которых у них не было в родных местах, а родители на первых порах не в состоянии обеспечить им достойный, на взгляд детей, уровень жизни. И у многих из-за этого происходят ссоры.

Да, когда человек является грамотным специалистом, уверенным в своих силах и обладающим средствами на аренду или покупку жилья в Москве, перед которым стоит цель дать развите своим детям, то ему будет сделать подобный шаг намного легче, чем людям с проблемами о которых я написал выше.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.