Василий Колошкин, специально для Executive.ru
Входить в руководство одного из крупнейших в России сотовых операторов, зарубежного инвестиционного фонда или крупнейшей в стране энергетической компании. В то же время быть крупным столичным чиновником и по праву гордиться модернизацией ВДНХ. Все эти факты взяты из биографии Владимира Погребенко, профессионального независимого директора (на фото). О том, как стать таким директором и что входит в его обязанности, рассказал в интервью сам Владимир.
В.К.: «Независимый директор» – относительно новое понятие в отечественной бизнес-среде. Можно ли его в принципе считать профессией?
Владимир Погребенко: Безусловно, да. В России эта профессия новая, что приводит к неправильному к ней отношению. Многие пытаются освоить ее как некий факультатив, без отрыва от основного места работы или совмещая с иными серьезными нагрузками. Я же уверен, что любой независимый директор обязан целенаправленно заниматься вверенным ему предприятием.
Недостаточно просто прийти на совет директоров той или иной компании и иногда поднимать руку без какого-либо понимания, за что голосуем. И я не утрирую: некоторые члены совета директоров впервые знакомятся с документами по вопросу, по которому идет голосование, непосредственно на заседании.
В.К.: Но ведь и задача вроде как нетривиальная: распродать все как можно выгоднее…
В.П.: Вы путаете независимого директора с конкурсным управляющим, и это распространенная ошибка. Последний, действительно, как правило, назначается на предприятие-банкрот. Хотя и не всегда, но это совершенно другая тема. Моя же задача, способствовать достижению предприятием определенных ключевых показателей.
В.К.: Почему собственники не занимаются этим самостоятельно?
В.П.: Причины могут быть абсолютно разные. Например, собственников несколько или множество акционеров, и каждый по-своему видит развитие компании (одним нужны быстрые дивиденды, другим увеличение акционерной стоимости компании). Независимый директор будет отстаивать объективно лучшие решения в интересах компании. Причем лучшей практикой считается, если независимых директоров в совете директоров больше половины. Или владельцу стало менее интересно заниматься управлением компанией, и он отдает его на откуп привлеченным профессионалам.
В.К.: Профессионалам в любой отрасли?
В.П.: Профессиональным независимым директорам. А уже в их обязанности, повторюсь, входит стать экспертами в конкретно взятой отрасли. В крупных компаниях помимо совета директоров действуют различные профильные комитеты: стратегический, финансовый или инвестиционный, по кадрам и вознаграждениям, по аудиту и так далее. И каждый выносимый на совет директоров вопрос сначала прорабатывается соответствующим комитетом. Получается двухуровневая система принятия решений по ключевым вопросам.
Но при этом мнение независимых директоров может не совпадать с позицией топ-менеджеров. И если я вижу стратегическую ошибку – мне недостаточно проголосовать против. Я должен аргументированно убедить совет директоров не принимать данное решение.
В.К.: Верно ли рассматривать работу независимого директора как проектную? И в таком случае как долго он должен задерживаться в компании?
В.П.: До достижения оптимального результата в интересах компании. К слову, владельцами компании могут быть не только физические и юридические лица, но и муниципалитеты. Так, в 2014-2015 годах я возглавлял «Выставку достижений народного хозяйства». Если помните, это был период глобальной реконструкции и благоустройства всей территории ВДНХ, которая теперь является одним из интереснейших мест Москвы и продолжает развиваться. Все это время я также принимал участие в собраниях совета директоров «Мосэнерго».
Сейчас я вхожу в комитет по стратегии и инвестициям при совете директоров «Мосэнерго», до этого я также был членом комитета по аудиту. При этом глубокое погружение в деятельность компании наряду с четким пониманием стратегии ее развития позволяет мне эту работу совмещать со схожими направлениями. И здесь очень важна последовательность: сначала ты становишься экспертом, и только потом можешь брать дополнительную нагрузку.
В.К.: На кого нужно учиться, чтобы освоить эту профессию?
В.П.: По первому образованию я юрист. По второму – экономист. Это уже очень хорошая база. Вместе с этим я состою в Ассоциации независимых директоров (АНД). Там читают заточенные под профессию курсы, рассчитанные, в том числе, и для новичков. Причем как с точки зрения зарубежной практики, так и российской. Кроме того, в АНД обращаются не только действующие и будущие директора, но и работодатели, с просьбой порекомендовать им подходящие кандидатуры.
В.К.: Эту профессию сегодня можно назвать востребованной?
В.П.: Мы говорили, что в России независимое управление пока находится в стадии становления. Но все больше отечественный бизнес, особенно крупный, начинает ценить прозрачность корпоративного управления. И в этой связи можно уверенно прогнозировать, что востребованность в независимых директорах будет только расти, причем во впечатляющей прогрессии.
Партнерский материал
Цитата - И я не утрирую: некоторые члены совета директоров впервые знакомятся с документами по вопросу, по которому идет голосование, непосредственно на заседании.
Менеджмент нужен и в Совете директоров. И в данном примере (подготовки и проведения совещаний) - просто лишний раз подтверждается - что он у нас одинаковый повсюду.
Цитата - Моя же задача, способствовать достижению предприятием определенных ключевых показателей.
В.К.: Почему собственники не занимаются этим самостоятельно?
В.П.: Причины могут быть абсолютно разные. Например, ... владельцу стало менее интересно заниматься управлением компанией, и он отдает его на откуп привлеченным профессионалам.
Мне кажется, здесь наблюдается подмена - привлеченные профессионалы (либо один из собственников в роли руководителя, когда собственников много) должны заниматься одним кругом вопросов (стратегическим и текущим управлением. А совет директоров - другим.
Цитата - В.К.: Эту профессию сегодня можно назвать востребованной?
В.П.: Мы говорили, что в России независимое управление пока находится в стадии становления. Но все больше отечественный бизнес, особенно крупный, начинает ценить прозрачность корпоративного управления. И в этой связи можно уверенно прогнозировать, что востребованность в независимых директорах будет только расти, причем во впечатляющей прогрессии.
Крупных компаний в стране достаточно много, и период становления, полагаю, здорово затянулся (минимум лет на 10).
Мне представляется, что функции независимых директоров должны быть иные:
с контрольными функциями справятся и обычные члены Совета директоров, понятно, что если есть кому защищать в Совете интересы миноритариев.. А вот НД нужно обучать (и подбирать) - в первую очередь как предпринимателей.
Что касается образования - то любое второе образование - это вещь ненужная, нужно самообразование, либо первый вуз/факультет был плохой.
А то у нас рейтинг КУ может быть высоким, а потом - бац - и компания банкрот. И при том есть компании, где прозрачности мало, а фирмы хорошо развиваются - https://www.e-xecutive.ru/management/marketing/189...
И если уж обучать НД, то тому, как компании добиться преодоления разрыва в теории и практики управления (помочь в этом менеджменту компании, который пока указанную проблему решить сам не может) - тогда цены бы им не было и период становления бы прошли быстро и с результатом.
В России - независимый директор может работать только в проектном формате. Он приходит, разгребает болото, чистит компанию от ненужных людей, набирает нужных, строит систему, обучает руководителей, получает результат.
И вот на этом моменте проект заканчивается. Потому что родственнику или школьному другу генерального директора срочно нужна работа. Его сажают на отлаженные процессы, поддерживать систему за хороший оклад.
И самое ценное, что независимый директор может унести с проекта - огромный и очень ценный результативный отраслевой опыт. Который он сможет продать следующему заказчику. С каждым выполненным проектом стоимость независимого директора растет.