Выпускники Национального исследовательского технологического университета МИСиС начинают карьеру с зарплаты, которая выше средней по региону. Однако для успешного развития карьеры им необходимы менеджерские компетенции, которые можно приобрести только в том случае, если человек специально над этим работает. В результате примерно через три года после выпуска у молодого специалиста возникает потребность вернуться в вуз за знаниями по экономике и менеджменту. О механике этого процесса Executive.ru рассказывает проректор по учебной работе вуза, доктор технических наук, профессор Вадим Петров.
Executive.ru: Сколько времени отводится студентам инженерных специальностей для изучения вопросов менеджмента?
Вадим Петров: В основных образовательных программах бакалавриата есть специализированные модули, которые формируют компетенции в области управления, экономики, менеджмента. Объем этих дисциплин составляет 12-15 зачетных единиц.
Executive.ru: Что такое зачетная единица?
В.П.: Если сказать упрощенно, 1 зачетная единица – это учебный курс в объеме 36 часов. В модуль, о котором я говорю, входят дисциплины, которые относятся либо к базовым вопросам экономики и менеджмента, либо к отраслевым компонентам, то есть тем ключевым компетенциям, которые свойственны нашему университету. Речь идет о менеджменте в таких отраслях, как металлургия, материаловедение, горное дело, информационные технологии. Студенты изучают специфику управления соответствующим производством и его экономику.
Кроме того, в дипломных работах специалистов (не бакалавров) есть обязательный раздел, в котором студент обосновывает экономическую целесообразность принимаемых технических решений и проектов.
Executive.ru: Что в итоге выносит студент из университета: насколько предметны и глубоки его знания в менеджменте?
В.П.: У него сформированы общие представления о том, что такое менеджмент. Как в реальности происходит управление производством – это студент поймет через некоторое время после выпуска. В рамках университетской программы нет физической возможности сформировать у него практические управленческие компетенции. Можно сказать, что некоторые компетенции проверяются косвенно, например, умение работать в команде. После выпуска такой студент быстро освоится в новой среде, особенно, если он попадет в хороший трудовой коллектив - в компанию, где выстроены основные бизнес-процессы. Освоившись, он начинает сопоставлять те знания, которые получил в университете, с тем, что требуется на производстве.
Executive.ru: В течение какого количества лет выпускник МИСиС становится управленцем?
В.П.: Если это не произошло в течение трех лет, это уже плохо. Мы рассчитываем, что наш выпускник, речь в данном случае о магистратуре, с самого начала начнет двигаться по карьерной лестнице, и в течение трех лет должен занять должность, подразумевающую весьма серьезные управленческие функции.
Executive.ru: Сколько производственников выпускает МИСиС в год, и сколько из них работает по специальности?
В.П.: В год мы выпускаем больше 1000 человек, 90% из них трудоустраиваются, в том числе около 60% – по специальности. Распределение идет по всей стране, так как ведущие горно-металлургические компании ведут свой бизнес в регионах. Наши выпускники работают в Якутии, Бурятии, на Урале, в Коми, Карелии и многих других регионах страны. На Центральный федеральный округ приходится около 60% выпуска.
Executive.ru: Итак, выпускник МИСиС проработал три года и занял управленческую позицию в производственной компании. На этом этапе он обнаружил, что его знания недостаточны? В каком именно секторе?
В.П.: Прежде всего, в области информационных технологий. Этот сектор обновляется быстрее всего: в течение того времени, что студент обучался в университете, технологии обновились два раза. Во-вторых, в области производственных технологий. В горном деле знания обновляются несколько медленнее, чем в IT, но все равно – очень быстро. Кроме того, компании активно модернизируют технологии, и специалист должен обладать соответствующими компетенциями. Понимая динамику развития отрасли, мы закладываем в основные и дополнительные образовательные программы те знания и технологии, которые будут актуальны для выпускников завтра.
Executive.ru: А чего ему не хватает в этот момент в области управленческих компетенций?
В.П.: Безусловно, расширение его функциональных полномочий приводит к тому, что наш выпускник начинает испытывать дефицит знаний в таких областях, как экономика и менеджмент. У него есть несколько вариантов для того, чтобы нарастить эти компетенции: вернуться в родной МИСиС, где специально для этих целей мы создали Международную школу бизнеса и технологий – по примеру MIT – Sloan School of Management; поступить в корпоративный университет; выбрать другое учебное заведение по своему усмотрению. В любом случае, ему нужно найти ответ на вопрос, где он будет приобретать управленческие компетенции, в ином случае его карьерные перспективы будут затруднены. У многих металлургических компаний, в которых трудятся наши выпускники, есть корпоративные университеты, но у таких учебных заведений есть одно объективное ограничение: корпоративный университет работает только в рамках компетенций корпорации. В то же время университет уровня МИСиС и его школа бизнеса предоставляют куда более широкий выбор в отношении компетенций, навыков, обмена информацией и наращивания социального капитала.
Executive.ru: Можно ли составить финансовый портрет выпускника МИСиС через 3-5 лет после получения диплома? Сколько он зарабатывает? Каков уровень его финансовых притязаний?
В.П.: Эти данные измеряются при помощи государственного мониторинга, и мы эти цифры знаем – более 50 тыс. рублей – на такую среднюю зарплату устроился выпускник МИСиС в 2016 году. Дальше начинаются вариации – в зависимости от способностей выпускников, региональных особенностей и условий конкретных компаний, эта цифра растет быстрее или медленнее. В любом случае, есть основания считать, что наш выпускник в состоянии жить на хорошем уровне. Начальная зарплата выпускника МИСиС зачастую выше, чем средняя по региону. Эти доходы позволяют ему решить многие личные проблемы, в частности, взять ипотечный кредит.
Executive.ru: Каковы его карьерные амбиции? Насколько он мобилен?
В.П.: Наши наблюдения показывают, что до 30 лет выпускники достаточно легко меняют компанию, иногда даже меняют профессию, имея в виду улучшение своего финансового состояния. При этом первые 3-5 лет после выпуска они вкладываются в создание своей профессиональной репутации, а затем начинают претендовать на более высокий уровень доходов.
Executive.ru: А ситуация на рынке труда в том секторе, где трудятся ваши выпускники, способствует таким переходам?
В.П.: Сейчас бизнес не особенно стесняется. Несмотря на то, что у компаний есть собственные корпоративные университеты, они стараются находить профессионалов с уже сформированными компетенциями. В этих условиях, если молодой специалист не прикладывает усилия для своей переподготовки, или если его переобучение не приводит к реальному росту компетенций, он достаточно скоро станет неконкурентоспособным. «Прогуляв» 2-3 проекта, он имеет все шансы остаться за бортом. Уровень конкуренции в промышленности сейчас очень высок.
Executive.ru: Проекты какого рода реализуют компании: в каком поле развивается карьера выпускника?
В.П.: Технологическая модернизация. Открытие новых бизнес-единиц. Управленческие проекты. Мы видим, что крупные компании, такие как «Норникель», «Северсталь», СУЭК очень профессионально занимаются развитием управленческого потенциала сотрудников. Человека могут перемещать из команды в команду, в рамках этого перемещения постепенно наращивать управленческий функционал и внимательно наблюдать, как специалист справляется с возрастающими нагрузками. В момент, когда в компании понимают, что менеджеру не хватает компетенций, его направляют на переподготовку (или он сам этим занимается), поэтому в стенах МИСиС оказываются выпускники других технологических вузов.
Executive.ru: Насколько выпускник, герой нашего интервью, осознанно воспринимает, что с ним происходит в карьерном плане? Насколько он восприимчив к сигналам, которые шлет компания?
В.П.: Как я уже сказал, если человек пропустит 2-3 проекта, в следующий раз на проект его уже никто не позовет: он как работал мастером, так и будет продолжать им работать. Его шансы стать руководителем резко уменьшаются. Думаю, в большинстве случаев выпускники прекрасно осознают возможности и риски. Чем выше его позиция, тем осознаннее его потребность в управленческих компетенциях и тем ближе его запрос к учебному плану бизнес-школы, включающему в себя такие дисциплины как операционный менеджмент, финансовый менеджмент, управление проектами, управление бизнес-процессами, организационное поведение…
Executive.ru: На какой должности обычно находится выпускник, когда получает от компании первое приглашение поучаствовать в модернизационном проекте?
В.П.: Должность в данном случае не имеет значения. Он может стать членом проектной команды, находясь на любой должности. Значение имеет другое: его способность обосновать свои действия в технологическом и экономическом плане, отвечать за них, добиться результатов, публично представить проект. Если ему это удалось, если он в состоянии получить результат и публично аргументировать, происходит переоценка сотрудника: он получает шанс попасть в кадровый резерв и занять достойную позицию. До тех пор, пока он держит свои мысли при себе, такого шанса у него нет.
Executive.ru: Выпускники, работающие в московском регионе и в Сибири, движутся по карьерной траектории с одинаковой скоростью?
В.П.: Профессиональная мобильность в московском регионе выше. В небольших городах эти процессы идут более размеренно. Но у выпускников МИСиС больше шансов занять лучшие позиции в любых компаниях.
Executive.ru: Какими в связи с этим должны быть форматы работы университета и его школы бизнеса, чтобы соответствовать спросу? Имеют ли модульные и дистанционные форматы преимущество перед очными, в том числе вечерними?
В.П.: Мы находимся в центре уникального региона: в Москве, Московской области и прилегающих районах соседних областей живет 25 млн человек. Это значит, что университет находится в зоне физической досягаемости для тех, кто готов учиться очно. Однако современные технологии раздвигают границы университета за эти пределы. Для того, чтобы университет эффективно работал с бизнесом, с профессиональными сообществами, мы развиваем дистанционные технологии и новые форматы. Люди пользуются этими образовательными инструментами, потому что они позволяют приобретать нужные компетенции и поддерживать социальные связи.
Я считаю, что в онлайн-среду можно выносить все предметы, которые связаны с приобретением hard skills, с изучением инструментов, матриц – при условии, что онлайн-курс представляет собой структурированный проект, где есть задания для самопроверки, тесты, другие инструменты оценки знаний. А офлайновые занятия фокусировать на командообразовании, развитии лидерских качеств.
Международная школа бизнеса и технологий НИТУ МИСиС также реализует и онлайн-проект, и модульное обучение, а одним из ее конкурентных преимуществ является введение на рынок бизнес-образования нового формата обучения – роллингового, позволяющего слушателям включаться в обучение в любой момент времени с любого модуля.
Мне показался материал любопытным, спасибо
Но хочу высказаться не по конкретным тезисам, а больше по теме, что в названии:
1. Менеджмент - пронизывает все профессии (даже уборщицы (специалиста клининговой компании). потому знания менеджмента нужны не только с какого-то момента - а с первого дня работы.
2. Если инженер становится руководителем - то ему нужны уже знания другой профессии - руководителя.
3. Инженер, получивший хорошее образование - сам разберется в менеджменте (есть книги и свои наблюдения, чтобы книги были не пустым звуком).
4. А вот инженер, получивший знания менедмента в вузе - все их потеряет в первую же неделю на работе, так как у нас повсюду менеджмент личных проб и ошибок конкретного руководителя, столкновение с ним теория, данная в высшей школе, не выдерживает и рассыпается на мелкие кусочки.
5. Быть может, в вузе лучше давать только один предмет управленческого цикла, но как можно глубже - управление изменениями (преодоление сопротивления), вот тогда можно какое-то время (пока сам не станешь начальником) продержаться.
Когда инженер начинает понимать, что ему не хватает... чего-то, в том числе и компетенций управленца и он знает, что эти знания уже аккумулированы в известных ему дисциплинах - у него за плачами уже есть один законченный цикл обучения, то есть - он знает, как удовлетворить эту потребность!
Другое дело, что многие руководители считают "баловством и расточительностью" обучение работающих сотрудников, и безусловно - это неправильно!
Скорее не соглашусь - из тех соображений, что в этих коротких учебных "вставках" даётся возможность ознакомиться с теми областями знаний, которые со временем придётся осваивать отдельно
На мой взгляд инженер может понять, что у него не хватает управленческих компетенций только когда он сам становится управленцем. Во всяком случае со мной было именно так. И тогда я пошел учиться на МВА. А пока инженер работает на технической позиции, его главная задача - хорошо делать свою работу, ведь именно этого от него ждут в проектах а не каких-то управленческих решений. Можно конечно учиться на "на перспективу", но если полученные знания долгое время не пригодятся, то это будет просто бесполезная трата времени. Лучше заранее понимать зачем ты идешь учиться и какие знания хочешь получить.
Поясните, Сергей, не усек мысль?
По моим наблюдениям управленческие дисциплины (и вообще бизнес дисциплины) эффективнее всего давать в режиме наставничества. т.е. минимум академической теории и максимум практики. Из этого вывод: не тратить учебное время авторитетного ВУЗа на эти знания. Они ПРИМИТИВНЫЕ по сравнению с теми, на которых специализируется ВУЗ. Ну просто они и рядом с ФизМат науками не могут стоять. Тем более далеко не каждый инженер захочет стать руководителем. А те единицы, которые захотят, пожалуйста - год или два в кадровом резерве компании, под чутким руководством наставника - руководителя, освоят нужный объем знаний с качеством, гораздо большим, чем самый распиаренный зарубежный МБА.
Учебное время тратится эффективнее, когда учишь не все подряд, а только то, что от тебя требует жизнь!
Возникает вопрос - а откуда взяться наставнику? Чаще всего это человек которого еще раньше обучил кто-то из более высоких руководителей. А их, в свою очередь, предшественники. Так вот и получается что компании "варятся в собственном соку" полностью игнорируя достижения других потому что ничего о них не знают и знать не хотят. Пример: 8 лет назад в одной компании работая наемным сотрудником я развивал продажи сервиса и ввел довольно много полезных (на тот момент) новшеств. Недавно по приглашению руководства я снова начал сотрудничать с этой компании, но уже в качестве внешнего консультанта. Хотя большинство коллег меня хорошо помнят, некоторые новые сотрудники не знали, что я работал в этой компании и стали мне рассказывать как хорошо у них организована работа сервиса. А она почти не изменилась за 8 лет!!! Уже второй кризис наступил, технологии в бешеном темпе развиваются, есть новые и гораздо более эффективные решения для их задач. Поэтому учиться на МВА полезно, так же как полезно приглашать иногда внешних консультантов, читать новости или использовать в своей практике хорошие идеи.
Правильно, что стали включать небольшие курсы по менеджменту для инженеров. Раньше этого не было и этого не хватало. Многие инженеры начинают сразу с управленческой позиции; если на производстве, то с позиции мастера. В этом нужны уже понятия об управлении коллективом и вообще об управлении.
В 1994 году, когда я закончил технический ВУЗ, почти ничего не было, никакой литературы по управлению. Одну маленькую книжку только удалось найти, впрочем азы в ней были описаны хорошо, делегирование, мотивация.
Я бы добавил, что начинающему инженеру нужны не просто абстрактные теоретические знания по менеджменту, а курсы по лидерству.
Поясняю. При подготовке инженера (по программе специалитета) в учебный план вставлялись действительно небольшие курсы по менеджменту и экономике. По сути они позволяли постичь только раздел "оглавление" соответствующей области знаний и что-то вставить в соответствующий раздел дипломной работы. Но человек с техническим складом ума (ИМХО) должен уметь пользоваться готовыми решениями и уметь их искать!
За три года толковый инженер не забудет, что эти вопросы - из соответствующей области знаний, и сможет приступить к своему дообразованию в соответствующем направлении.
Не соглашусь с высказавшимися, что на "чисто инженерной позиции" знания и навыки управленца совсем не нужны - ведь инженерное решение обычно воплощается чужими руками!
есть прописная истина хороший инженер после натаскивания может стать управленцем. если захочет или жизнь заставит. Менайджер инженером не станет. Из уважения к профессору толковые ребята сами учатся и хотят учиться их силком никто не толкает. Каждый в определенный момент выбирает семья или карьера, а последствиях в 27-30 лет никто не думает. Это после 40 мы пожинаем плоды ...
Я вот об этом же. Начинающему управленцу, если инженер работает на производстве, намного важнее простые практические навыки делегирования обязанностей, организации, мотивации, чтобы не совершать ошибок, характерных для начинающих. Например, начинающие очень часто перетягивают на себя слишком много работы, не умеют доверить результат другим людям, не могут или стесняются давать задания, контролировать. Вот этому и нужно учить инженера.
А теория менеджмента, Мескон и прочие авторы - это для людей с опытом, обычно на МБА, для людей нацеливающихся на топ-позиции, а не на то, как стать успешным линейным руководителем.
Поэтому не обзор-оглавление надо давать, а научить хоть чему-нибудь малому, но научить.