3 ошибки, которые могут испортить выступление любого спикера

Речь − один из самых важных рабочих инструментов руководителя. С помощью коммуникации раскручивается «колесо» менеджмента, вы можете и заявить о себе, и рассказать о результатах или дать обратную связь, и даже изменить рабочую ситуацию. Причем, навык публичных выступлений нужен как руководителю, так и сотруднику, который должен уметь правильно отчитаться за проделанную работу, донести свои мысли и предложения руководству, или даже просто отстоять мнение.

Существует некий корпоративный стереотип, что есть слова, которые легко говорить, и есть дела, которые трудно делать, но при этом они ценятся больше, имеют больший вес. Но в жизни все сложнее, и часто, чтобы запустить проект, нужно сначала его представить, то есть рассказать о нем именно словами. 

Как оценить, успешным ли получилось публичное выступление? Главный параметр успеха вот какой: получилось ли у спикера достигнуть цели, которую он поставил при подготовке? Цели могут быть самыми разными − это и одобрение проекта, и получение новых подписчиков или заказов, и признание коллег. Если спикеру громко аплодировали, но затем никаких действий не последовало, то он просто неплохо развлек аудиторию, но не достиг цели. 

Конечно, даже не слишком удачное выступление − это опыт. Как минимум вы запомните, как делать не надо. Но вместе с этим опытом может страдать самооценка, а публичные выступления и так не всем даются легко. «Страх сцены» может усилиться, и выходить к аудитории в следующий раз будет еще сложнее. Так что давайте разберем чужие ошибки, чтобы знать, на что важно обратить внимание.

1. Не сформулирована цель выступления

Это одна из самых частых причин неудачных выступлений, мешающая спикеру приблизиться к тому, ради чего он вышел к аудитории. Именно эта ошибка ведет за собой больше всего последствий − проект может отложиться, может и вообще не состояться. Давайте определимся: ради чего вы выходите на сцену? Чтобы что-то рассказать, презентовать, информировать аудиторию, заявить о себе, чтобы вас запомнили? Наверняка вы готовы дополнить этот список своими пунктами. Но очень важно формулировать цель в формате ожидаемых действий аудитории: я хочу, чтобы они сделали вот что:

  • «Хочу, чтобы они убедились»
  • «Чтобы они купили мой продукт»
  • «Чтобы они согласились с моим предложением»

Такой принцип целеполагания помогает правильно выстроить аргументацию: когда мы держим настоящую цель в фокусе внимания, то и аргументы выбираем, уже исходя из нее. Мои слушатели узнают новую, полезную для себя информацию − и именно благодаря ей купят, выберут, согласятся, запомнят. Иногда не только начинающие спикеры, но и руководители заходят в коммуникацию без четко сформулированной цели или с целью, ориентированной на процесс, а не на результат − и из-за этого результат будет размытым.

2. Фокус на себе

Эта ошибка в чем-то связана с первой: снова внимание спикера сосредоточено не на аудитории, а на себе или на контенте. Многие слишком озабочены тем, как они выглядят со стороны: какую позу лучше принять, достаточно ли убедительно звучит голос, как все получается, когда пора переходить к следующей части выступления. Слушатели это почувствуют, и даже при вашей внешней безупречности будет сложно установить с ними настоящий контакт.

Ваше искреннее внимание должно быть направлено на аудиторию, на то, что с ней происходит в этот момент. Смотрите на людей, которые вас слушают, будьте с ними в активном диалоге: реагируйте, подстраивайте свою речь, откликайтесь, не стесняйтесь привлечь их внимание к важным моментам своего выступления, ответить на реплики. Важно быть готовым уже в момент приветствия полностью переключиться с себя на слушателей, убрать «голос внутреннего критика» и не думать о том, как вы сейчас выглядите.

Вот ваша основная мотивация: «Я стремлюсь быть полезным этим людям», а это возможно только в активном диалоге и при полном вашем внимании к аудитории.

3. Пропуск этапов подготовки

Запомните главное − чтобы выступление прошло успешно, его нужно обязательно готовить заранее. Не стоит надеяться на улыбку, талант импровизации или искрометный юмор. Если выйти к аудитории без подготовки, шанс на провал вырастает в разы. Просто не делайте так. 

Итак, о подготовке. У всех разный стиль: кто-то сначала «носит все в голове», а затем кратко конспектирует, кто-то сразу составляет максимально подробный план выступления, кто-то готовится заблаговременно, а кто-то все силы направляет на создание классной презентации. Это все неплохо (если, конечно, не в последний момент), но все же самые важные части выступления − начало и финал. Именно им нужно уделить больше всего времени и внимания.

Начните с определения своей цели, изучите аудиторию, сформулируйте и запишите ключевые сообщения − это ваш каркас. Определите, что вы хотите сказать − эти пункты вы будете держать в голове все время. Обязательно прорепетируйте начало и завершение выступления, чтобы не читать с листа. Иначе это помешает создать контакт с аудиторией.

Начало и конец выступления должны быть отработаны: не стоит тут ни импровизировать, ни надеяться на вдохновение в моменте. А вот в середине выступления, когда контакт с аудиторией уже будет установлен, и вы перейдете к раскрытию тезисов − можно говорить свободнее и вступать в диалог. И тогда красивая презентация станет вам поддержкой, а не «подпоркой».

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Александр Кудряшов
Генеральный директор, Москва

Хочу добавить еще одно предварительное условие успеха публичного выступления. Выступающий должен владеть грамотной русской речью и отработанным произношением, говорить с чуством, толком и с расстановкой, не бубнить себе под нос, как пономарь (Грибоедов). Это требование является самоочевидным, поэтому им частенько пренебрегают выступающие, считая свое бормотанье у микрофона особенностями своей физиологии. Если к этому добавить не очень хороший микрофон, то провал обеспечен, независимо от содержания слов и идей, которые выступающий планировал донести до аудитории.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.