Волнение и страх негативно влияют на голос и уверенность спикера. Неконтролируемое беспокойство до или во время публичных выступлений возникает из-за внимания аудитории и важности получения этого внимания. Оратор боится «потерять лицо», боится опозориться, возникают тревоги: как все пройдет, смогу ли ответить на сложные вопросы, так ли стою, держу руки, помню ли о чем говорить... Реальное внимание публики или виртуальное (когда лектор представляет себя, стоящим перед аудиторией) «включает» различные виды мандража в теле.
Как взять выступление под контроль
Чтобы взять ситуацию под контроль, нужно следовать правилу: что «включило», то и «выключит». То есть необходимо осознать, что именно включилось и назвать это.
Например, в начале выступления возникло волнение. Скажите, например, так: «Это настолько важная и волнительная для меня тема, что, честно говоря, я немного волнуюсь». Или: «Это так приятно и волнительно – выступать перед столь авторитетными людьми».
Как только вы называете то, что происходит с вами, физические блоки и напряжение в теле уходят, вы перестанете мандражировать и можете управлять своим вниманием и удерживать контакт с аудиторией.
Если вы волнуетесь перед выходом на сцену, сделайте несколько физических упражнений:
- Поприседайте.
- Сделайте круговые вращения головой и руками.
- Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
- Сделайте упражнение для голоса: вдохните животом и на выдохе громко произносите звук «а» и стучите себя по груди, как бы выбивая звук.
Если волнение возникает периодически на протяжении всего выступления, поступайте так:
1. Признайте про себя тот факт, что вы волнуетесь (не пытайтесь подавлять в себе это).
2. Осознайте, что ваше внимание сейчас на вашем теле, а не на аудитории. И, как Мюнхгаузен вытянул себя за волосы из болота, уберите свое внимание с себя и направьте его на слушателей:
- Усильте свою заинтересованность в аудитории.
- Увеличьте громкость.
- Немного замедлите темп речи, но при этом говорите более эмоционально, как будто именно сейчас вы специально делаете акцент на архиважных вещах и хотите, чтобы люди обратили на это особое внимание.
- Старайтесь не прерывать визуальный контакт, окидывая взглядом разных людей.
3. Еще один способ справиться с волнением – передвигаться по сцене. Движение предупредит закрепощенность и прибавит вам уверенности.
4. Улыбка – также способ расслабиться. Улыбающийся человек редко бывает закрепощенным и неуверенным в себе.
Вот еще один важный прием. Вы называете очевидное и любую неловкую ситуацию обыгрываете, включаете в сюжет выступления, как будто это было запланировано. Вот как это однажды сделала я. Провожу семинар на тему целей. Вечером внезапно выключается свет в зале. Я проявляю находчивость и говорю: «Вот так чувствуют себя люди, когда у них нет цели». Через некоторое время свет включился, и я сказала: «А вот так себя чувствуют те, у кого есть цель».
Помните, что аудитория интересуется сама собой, а не вами: люди пришли, чтобы разобраться в своих трудностях или понять, какое решение им следует принять. А спикер для них – это инструмент для лучшего понимания. Люди думают по большей части о себе, о своей выгоде, о своем внешнем виде.
То, как вы выглядите, их будет интересовать первые пять минут. И они не знают, что вы собираетесь сказать. Так что говорите смело, вас никто проверять не будет. Главное, чтобы вы были увлечены тем, о чем говорите.
Помните, главный принцип успешных публичных выступлений: на аудиторию действует то, что вы являетесь самим собой и получаете удовольствие от того, что говорите и делаете как оратор.
Если вы глубоко знаете свой вопрос, то никаких волнений просто быть не может. Знания и понимание цели дают полную уверенность.
И всё же все мы люди, поэтому из физических упражнений рекомендую использовать пресс, а не руки или ноги. Несколько раз с усилием вдохните и выдохните, резко напрягая пресс. Если есть возможность, то сильно крикните. Не помещает и глоток воды. Так делают спортсмены - единоборцы.
Согласиться не могу.
Но автор публикации (как и многие другие) пытается обмануть страх, в то время как много проще понять его природу и победить, опираясь на знания.
Очень похоже на рекомендации Макгонигал (самая популярная книга про силу воли в нашей стране) - где также, вместо воспитания силы воли предлагается обхитрить лень такими же приемами.
Я сторонник признания того, что Знания - сила, Ю.Орлов (Восхождение к индивидуальности - дал нам эти знания и для борьбы со страхом и для воспитания силы воли.
Владимир, так и я про знания. "Если вы глубоко знаете свой вопрос, то никаких волнений просто быть не может. Знания и понимание цели дают полную уверенность".
Поверьте, есть огромное количество высокопрофессиональных людей, которые не могут донести свои мысли и знания до окружающих.
Страх сцены (страх публичных выступлений, страх аудитории) — патологическая боязнь выступать на публике. Является одним из распространенных социальных страхов. Симптомами страха сцены являются сильное сердцебиение, потливость, дрожание голоса, тремор губ и конечностей, зажатость голосовых связок, подташнивание, и др. В некоторых случаях страх сцены может быть частью более общих психологических проблем (фобий), но многие люди испытывают страх сцены, не обладая какими-либо другими психологическими проблемами. В психологии боязнь публичных выступлений называется пейрафобией или глоссофобией. По оценкам психиатров, испытывают страх перед выступлением 95 % людей.
Олег Шурин пишет: Поверьте, есть огромное количество высокопрофессиональных людей, которые не могут донести свои мысли и знания до окружающих.
Никто с этим не спорит. Можно посоветовать тренироваться, а также использовать всякого рода презентации, видеоролики, инфографику. Они позволяют меньше говорить и больше нажимать на пульт и читать с монитора. Если презентация подготовлена правильно, то там могут быть и ответы на всякого рода "трудные" вопросы. Еще нужно учиться работать с залом, уметь заставить проголосовать за что-то, передать трудный вопрос какому-то инициативному лицу и пр. Никогда не читать текст, говорить с залом. И формировать уверенность в том, что всё получится, что всё предусмотрено.
А сто грамм коньячку?
Повторюсь - это не так. Посмотрите на выступающих первый раз, но знающих предмет на отлично, или вспомните себя - когда первый раз выступали.
Но я повторяю О.Ш., согласен с ним.
и вот мы уже видим две звездочки, три звездочки, четыре звездочки, лучше конечно пять звездочек.... :):):)
Еще раз. Никто с этим не спорит. Можно посоветовать тренироваться, а также использовать всякого рода презентации, видеоролики, инфографику. Они позволяют меньше говорить и больше нажимать на пульт и читать с монитора. Если презентация подготовлена правильно, то там могут быть и ответы на всякого рода "трудные" вопросы. Еще нужно учиться работать с залом, уметь заставить проголосовать за что-то, передать трудный вопрос какому-то инициативному лицу и пр. Никогда не читать текст, говорить с залом. И формировать уверенность в том, что всё получится, что всё предусмотрено.
Раньше китайские специалисты по ушу так тренировались. И если они в пьяном состоянии могли выполнить разучиваемые упражнения, то трезвыми могли повторить еще лучше. Это означало, что практические навыки закреплены. Только не надо уподобляться С.Филиппову, который выступал лекцией о жизни на Марксе в фильме "Карнавальная ночь"