Почему так сложно найти баланс между карьерой и личной жизнью, и как это все-таки сделать

Согласно исследованию Gallup «Employee Burnout: Causes and Cures», больше половины сотрудников сталкивается с эмоциональным выгоранием. Наиболее распространенными причинами синдрома считаются патологическое увлечение своей работой, переработки, неумение отдыхать и отсутствие чувства удовлетворения. Усугубляется это состояние и возвышением качества «продуктивность». Быть продуктивным и даже сверхпродуктивным сегодня модно и обязательно, только со временем черта приобретает токсичный характер, что приводит к еще большим расстройствам.

Отсюда происходит явная проблема – невозможность соблюдения баланса между рабочим процессом и личной жизнью. Конечно, такие качели разрывают: страдает психическое и физическое здоровье, снижается эффективность, пропадает мотивация, при чем отражается это во всех сферах жизни. Тогда человек ищет золотую середину, где будет место не только для карьерной лестницы, но и для семьи и близких.

Существует ли баланс

Сегодня «work-life balance» направление безумно популярное, его превозносят не столько сотрудники, сколько сами руководители: офисы обеспечиваются комнатами отдыха и капсулами сна, нет подсчета часов, да и вообще поощряется работа из дома – главное выполнять задачи. Для детей предоставляются места в корпоративных детских садиках по соседству с бизнес-центром, делается упор на развитие личных качеств, любые хобби и начинания поддерживаются. Словом, создаются условия, чтобы рабочий процесс был максимально комфортен и не мешал личной жизни. Но помогает ли это?

Подход «работа остается за дверью офиса» можно было бы принять за эталон и вполне руководствоваться, но он явно не согласуется с удаленным форматом работы, не так ли? Да и все вышеописанные социальные блага скорее способствуют интеграции рабочего процесса в личную жизнь, чем отстройки от него. Жить на работе становится возможным в прямом смысле.

Безусловно, все это справедливо работает для непритязательных сотрудников, готовых смирно ждать ежегодной индексации и повышения за выслугу лет. Отработав в рамках прописанного в договоре времени, они отправляются по своим личным делам, попутно воспользовавшись предоставляемой инфраструктурой, что не только удобно, но и позволяет не задаваться вопросом: «А жить-то когда?». Своего рода баланс. Но вот для убежденных карьеристов и тем более предпринимателей, развивающих свое дело, такой вариант не подойдет.

Независимо от того, какое направление будет выбрано, оно потребует определенного аскетизма. В любом случае вы будете что-то упускать либо в профессиональном смысле, либо в вопросах личных и семейных интересов. Будут и ограничения, конечно, если выбрать личную жизнь, их меньше, но отдав предпочтение карьере, для остального места уже в полной мере не хватит.

У большинства баланс ассоциируется с понятием весов и распределением 50% на 50%, но нет, это не симметрия. Что-то одно будет превалировать в большей степени, работе вы посвящаете 70% времени, личному – 30%, и это тоже баланс. Но говорить о том, чтобы у вас было все, везде и всегда уравновешено нельзя по одной простой причине: тогда ваша работа/бизнес и ваша семья должны состоять из одного человека.

Представьте себе, как соблюдать баланс внутри семьи, члены которой тоже растут и развиваются? Если карьера вашей жены или мужа пошла вверх, и привычные совместные вечера сменяются задержками в офисе, а вместе с тем меняется распределение обязанностей в семье, готовы ли вы к этому? И ведь таких вещей очень много. Жизнь требует от каждого из нас момента созидания, создания чего-либо, и выражается это через карьеру или увлечения.

Ошибка поиска

Поиск подразумевает действие, и главная проблема тут не в нехватке знаний или инструментов. Мы ищем баланс, не потому что хотим успеть везде, а потому что боимся выбрать что-то одно и признаться себе в этом. К сожалению, убеждение «если я ищу, то обязательно найду», очень часто приводит к заблуждениям. «Искать» – это постоянное действие, способное стать патологическим. Тогда ни один найденный вариант не будет использован, выбор не остановится. Ведь нет цели найти, есть цель искать.

Прежде чем броситься на поиск, спросите себя, а не лукавите ли вы перед самим собой? Может быть, вы сами не определились чего хотите? И когда признаетесь, поймете, что и в какую сторону следует менять. Иначе вся жизнь будет состоять из борьбы и сопротивления.

Тогда уже можно будет поймать некое равновесие. Это не значит, что вы будете одинаковое время уделять всем сферам своей жизни, но конфликтов, недопониманий и недомолвок не будет. На их смену придет гармония. Вы сможете постепенно выстроить грамотные и понятные отношения с коллегами и друзьями, близкими и начальством. Окружающие уже будут знать, чего от вас ждать, о чем и когда можно попросить, а с чем беспокоить не стоит.

Кто-то может видеть в своей работе нечто большее, чем выполнение обязанностей за деньги: самореализацию, азарт, победы. Для другого работа лишь способ заработка, куда важнее иметь возможность посвятить себя хобби, близким, отправиться в путешествие или побыть с семьей. И тот и другой вариант может критиковаться и со стороны ближайшего окружения, и со стороны коллег. Важно лишь ваше ощущение от жизни. И то, каким оно будет, зависит от честной расстановки приоритетов и гармоничного выстраивания отношений в их рамках. Ведь чаще всего в старости люди жалеют, что прожили свою жизнь не так, как они хотели.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Москва

"Согласно исследованию Gallup «Employee Burnout: Causes and Cures», больше половины сотрудников сталкивается с эмоциональным выгоранием. Наиболее распространенными причинами синдрома считаются патологическое увлечение своей работой, переработки, неумение отдыхать и отсутствие чувства удовлетворения." - пишет автор.

Все это так, высокие нагрузки, стремительный ритм жизни  "белки в колесе".со всеми вытекабщиющими из этого последствиями.

Но в отношении самого термина "эмоциональное выгорание" хотелось бы уточнить.  Этот термин предложил в 1974 году  американский психиатр фредейнберг - "durnout".  И трактовал его как механизм психологической защиты, вырабатываемый личностью в виде полного  или частичного снижения энергетичнских затрат на проявление эмоций  в различных  стрессовых ситуациях,

То есть основное предназначение  эмоционального выгорания это  выполнение  организмом  на биологическом уровне  врожденного  инстинкта  самосохранения, который  проявляется в экономии и сохранении  энергетических запасов в том аспекте деятельности человека , который не является приоритетным при выживании - ограничение эмоционального реагирование - равнодушие, дегуманизация, моциональная черствость.

 

  

 

Генеральный директор, Великобритания

Мне понравилась статья и манера изложения автора, хотя я лично в корне не согласна с такой постановкой вопроса :))

Я  например считаю, что человеку нужна и карьера, и личная жизнь, и собственные интересы, увлечения, и общение с близкими. Мне кажется это минимальным набором, необходимым для полноценной жизни. А если ограничить жизнь двумя (условными, конечно, но все же) сферами или/или, то это заведомо и приведёт в тупик, и к выгоранию, и неврозу ещё какому- нибудь. 

Мне в целом кажется, жизнь стоит не ограничивать сферами, а наоборот преумножать тем что интересно и приносит радость. 

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Вроде речь идет о балансе, а получается совсем не то:

Сегодня «work-life balance» направление безумно популярное, его превозносят не столько сотрудники, сколько сами руководители: офисы обеспечиваются комнатами отдыха и капсулами сна, нет подсчета часов, да и вообще поощряется работа из дома – главное выполнять задачи............Словом, создаются условия, чтобы рабочий процесс был максимально комфортен и не мешал личной жизни. Но помогает ли это?

Это не к вопросу баланса. При работе из дома контролировать баланс межуд работой личной жизнью намного сложнее, чем в офисе. Да, это возможность побыть с близкими, но полноценно ли это?

Капсулы отдыха и прочие развлекухи - это тоже комфортное пребывание в офисе. Но не к балансу. точно также, как и:

Для детей предоставляются места в корпоративных детских садиках по соседству с бизнес-центром, делается упор на развитие личных качеств, любые хобби и начинания поддерживаются

И наверное начать нужно с четкого определения, а что э\то за зверь такой «work-life balance»? Я понимаю, что как минимум разделение личной и профессиональной жизни, личного и рабочего времени, возможность в свободное время быть с семьей, заняться хобби. А не вкалывать в режиме нон-стоп. 

В этом отношении мне нравится опыт иностранных коллег, где переработки оплачиваются и за этим процессом еть серьезный контроль. Там не принято задерживаться (може т за исключением какого-то проекта), ибо это значит, что либо сотрудник неэффективен, либо работодатель некорректно распределяет роли и задачи. И все очень четко соблюдают простое правило: я в офисе = я (должность), я вне офиса = я отец, сын, муж, альпинист и так далее.

Researcher, Москва

Александр Шаров -- один из моих самых любимых авторов на портале.
Я разделяю глубокий интерес автора к темам, которые он затрагивает, и его взгляды.

Говоря о балансе, мы подразумеваем, что карьера и личная жизнь -- это антагонисты на противовоположных чашах весов.
Только дистанция между ними создает необходимость балансировать и выбирать. И чем она больше эта дистанция, тем сложнее держать баланс.

Примерно 15-20 лет я балансировал между ними, пока, наконец, меня не осенило, что эти метания происходят из-за того, что между тем, что я делаю для нанимателя за деньги и для души в личной жизни не в полной мере тождественно.
Какая-то часть моих личных интересов просто не попадала в поле моей наемной самоактуализации, а какая-то со временем просто начала выходить из нее.

Другим важным аспектом был и тот, что я не в полной мере понимал -- а чего же я хочу по-настоящему. И как оказалось, найти на этот вопрос ответ -- очень много стоит, и найти его порой на порядок сложнее, чем найти и устроиться на высокооплачиваемую работу. А офисная суета, погоня за результатами и материальными аспектами жизни не позволяют глубоко познать свои настоящие мотивы, и не дают услышать себя.

Работа, карьера -- это все прекрасно.
Но еще более прекрасно это найти ответ на вопрос -- чего я хочу, к чему испытываю страсть, в чем я нахожу баланс и красоту. И затем приблизить свой карьерный путь к этому.


Если совсем кратко.
Почувствуйте красоту и беззаветно двигайтесь в направлении ее.
И карьера и материальное благополучие -- лишь закономерные следствия этого пути, если вы выбрали направление не умом, а сердцем.

И еще. Никогда НЕ делайте того, что вам противно. Не лгите, тем более себе.

Системный аналитик, Екатеринбург

Ох, в наши времена - я бы не использовал формулировку "возможно ли действительно быть успешным на обоих фронтах?", а то тут на один фронт бы мобильно не попасть, а вы о двух рассуждаете)))

Аналитик, Москва

Когда-то я бы на военной службе. Там нет личной жизни. Дети, жёны, магазины - всё несущественно. "Если жена мешает службе, то брось ей, жену". Примерно так. 
Наверно из-за этого я с иронией отношусь к термину "эмоциональное выгорание". Уж простите. Ежедневную рутину и круговерть понимаю, а вот прям "выгорание", ну как-то даже неудобно за пассажиров скоростных электричек. 

А потом была гражданская работа. Была одна прекрасная фирма, где президентом была женщина, прекрасная, умная, хотя довольно жёсткая по характеру. Но там я мог обратится к юридической службе и получить полную поддержку. Мог взять беспроцентную ссуду на неделю, месяц. Своя столовая, в которой был огромный выбор блюд. Думаю, что поддержка сотрудников со стороны фирмы - это обязательно! Это убирает беспокойство за часть личной жизни. Согласитесь, что когда юрист вместо тебя бежит к нотариусу, оформляет сделку покупки квартиры, это очень хорошо. Это единственная фирма, где меня перед трудоустройством спросили, какое мне нужно рабочее место. 

Сергей Средний пишет:

Какая-то часть моих личных интересов просто не попадала в поле моей наемной самоактуализации, а какая-то со временем просто начала выходить из нее.
...
Если совсем кратко.
Почувствуйте красоту и беззаветно двигайтесь в направлении ее.
И карьера и материальное благополучие -- лишь закономерные следствия этого пути, если вы выбрали направление не умом, а сердцем.

И еще. Никогда НЕ делайте того, что вам противно. Не лгите, тем более себе.

Я полностью согласен с Сергеем! Но вот найти свой личный путь можно только через пробы и ошибки. Дерзайте и ничего не бойтесь.

Директор по продажам, Владивосток

Согласно исследованию Gallup «Employee Burnout: Causes and Cures», больше половины сотрудников сталкивается с эмоциональным выгоранием. Наиболее распространенными причинами синдрома считаются патологическое увлечение своей работой, переработки, неумение отдыхать и отсутствие чувства удовлетворения. Усугубляется это состояние и возвышением качества «продуктивность».

Начнем с того что это уже не модно и не молодежно. Выгорание офисного плактона а ареалах обитания Гэллоп и Маккинси и других столпов болтологии, вызвано не небывалой продуктивностью планктона, (что все еще верите в такие сказки?), а банально денежным нищебродством. О каких развлечениях идет речь, когда средний клерк с доходом 35-45 тыс. евро в год может позволить себе едва ли бургер и 3 евро в неделю на пропой? Любой бомж в РФ развлекается куда больше.

Другой вид нищебродства, мешающего невыгорать, духовное, это повестка дня. Ну мало того что тебя лечат, будто ты на правильном пути работая за 3 копейки, так еще и ты, именно ты обязан уважать любить и не противостоять: экологии, лгбт, меньшинствам (вообще любым, хоть поедателям собак), феминисткам, каннибалам, украинцам, албанцам. А ты нормальный, ты хочешь в пятницу выпить и познакомиться с девченками, а не вот это вот все.

Как тут не выгорать то? Впрочем это их дело. В этой связи все что и можно сказать, кому какое дело в моей стране на болячки каких то подопытных менеджеров в других странах?

Вывод, статья то для тех все еще сравнивает себя с какими то там англицкими мастерами которые блоху сделали. 

Слушатель MBA, EMBA, Москва

Поиск подразумевает действие, и главная проблема тут не в нехватке знаний или инструментов. 

Ну как же не главная? Подразумеваемые дейстия поиска могут выполняться при наличии методики поиска, инструментов поиска. Т.е. этими сущностями нужно мастерски оперировать. Кроме того нужно иметь систему критериев, которая Вам подтвердит: Вы не нашли искомое потому, что его здесь нет, а не потому, что инструменты и методы применены неправильно или искомого здесь в принципе не должно быть... Это как в анекдоте, когда пьяный ищет часы ночью под фонарем потому, что там светло...
Так, что, если Вы не владеете этим роскошным аппаратом поиска и системой критериев, то ничего путного у Вас не получится... И это относится к любой ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ деятельности, а не только к поиску баланса....

Управляющий партнер, Москва

Цитата из статьи.
"Отсюда происходит явная проблема – невозможность соблюдения баланса между рабочим процессом и личной жизнью."
Это следствие проблемы.

Реальная проблема отражена в самой формулировке.
Из нее вытекает, что  все, связанное с работой не считается Жизнью
К Жизни относят только то, что находится за пределами работы.

Такое отношение к собственной жизни и является проблемой!

Researcher, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Я полностью согласен с Сергеем! Но вот найти свой личный путь можно только через пробы и ошибки. Дерзайте и ничего не бойтесь.

Путь проб и ошибок -- это способ №1.
Но есть и способ №2. Это путь слушания своего сердца.
Это путь духовной работы. Если угодно, медитация.
Здесь ответы приходят сами. На все заданные и еще не заданные вопросы.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Новогодние корпоративы планируют проводить на 10% меньше компаний, чем год назад

В тройке наиболее часто называемых причин отказа от корпоративов — отсутствие такой традиции в компании, оптимизация затрат и передача праздничного бюджета на благотворительность.

58% руководителей готовы автоматизировать HR-процессы

Однако более трети компаний не имеют достаточно средств для внедрения и тестирования ИИ.

Названы самые дефицитные IT-специалисты

Эксперты провели опрос работодателей и выяснили тенденции в найме IT-специалистов.

Россияне назвали самые перспективные отрасли для трудоустройства

Большинство соискателей предпочитают работать в крупном частном бизнесе.