Еще 10 лет назад для успешного карьерного старта нужно было закончить «правильный» вуз. И этого образования было достаточно на всю жизнь. Курсы квалификации, дополнительные сертификации – этим занимались только для того, чтобы как-то выделиться на фоне других профессионалов.
Однако наше поколение также знает множество примеров, когда уже состоявшийся профессионал с тем самым «правильным» образованием чувствовал себя глубоко несчастным, понимая, что ошибся в выборе дела своей жизни. И что ему на самом деле хочется развиваться совсем в иной сфере. Но, по прошествии стольких лет, уже поздно что-то менять.
Именно по этой причине нас одолевает страх за будущее наших детей. Если они совершат ошибку в выборе специальности, то потеряют много лет на изучение ненужных им предметов, и потом также разочаруются в профессии. Поэтому нам кажется, что главное – это выбрать вуз и сдать ЕГЭ на высокие баллы, и тогда все непременно сложится.
Но правильно ли нам кажется, что это главное?
Настал момент остановиться и хотя бы на минутку задуматься: где мы сейчас находимся. Наш современный мир, который являлся миром SPOD (Steady, Predictable, Ordinary, Definite) – устойчивый, предсказуемый, простой и определенный, согласно концепции доктора наук Стефана Гарроса, со страшной скоростью преобразуется в мир VUCA (Volatility, Uncertainty, Complexity, Ambiguity) – изменчивый, неопределенный, сложный, неясный, двусмысленный.
Возможно ли в данных условиях иметь профессию на всю жизнь? Нет.
Беспилотные автомобили, клининговые роботы, онлайн-консультанты – не имеет значения, в какой отрасли вы будете работать. Меняется реальность, а вместе с ней полностью меняется рынок товаров и услуг. Последние годы эти изменения происходят совсем не в пользу человеческих ресурсов – совершенствуются технологии, степень автоматизации растет, а вместе с ней растет и влияние искусственного интеллекта. Исследователи неутешительно утверждают, что:
- К 2025 году исчезнет более пяти миллионов рабочих мест.
- 40% списка Fortune500 прекратит свое существование к 2025 году, и им на смену придут новые компании.
- К 2030 году официально перестанут существовать 57 нынче популярных профессий. Их заменят новые специальности, точные названия которых пока можно только угадывать.
Кто-то из нашего поколения еще возможно сможет доработать до пенсии по своей специальности, а при большом везении ему даже не придется менять компанию, но таких будет совсем немного. А вот нашим детям придется переучиваться, и приобретать новые навыки на протяжении всей жизни.
Ведь уже сегодня крупные работодатели ставят под сомнение получение дипломов высшего образования. Раньше все шли в вузы потому что там давали знания. Но знания в нашем мире уже давно не проблема. На первое место выходят не знания, а навыки. В том числе навыки работы с большими объемами данных, информации, умение быстро проанализировать, выделить основное и принять правильное решение. А этому современная система образования пока научить неспособна.
Поэтому, когда мы сейчас говорим о профориентации, и предлагаем ребенку пройти тест, чтобы выбрать специальность, это звучит как чистая профанация!
Ведь даже после выбора специальности, у ребенка по-прежнему остаются три проблемы:
- Если это специальность из тех, которые мы хорошо знаем сегодня, она может стать неактуальной очень скоро. Возможно даже до того, как он окончит университет.
- Если это специальность из списка «новых профессий», то нет никаких гарантий, что она будет существовать именно в таком виде. Потому что это пока лишь только прогнозы.
- И даже если она будет в том виде, как описывается в каком-то прогнозе, невозможно найти вуз, где бы ей смогли обучить.
Значит в разгар трансформационного воздействия четвертой промышленной революции необходимо с самого детства развивать те качества, которые гарантируют успех в любой сфере деятельности.
Например, правильный подход к взаимодействию с людьми и умение работать в команде станут одними из ключевых дифференциальных факторов в деловом мире. Софт скиллс уже ценятся руководителями, потому что их обладатели могут реализоваться в любой должности, а также очевидно легко адаптируются к любым рабочим задачам и условиям. Но в будущем эти качества станут основным требованием к сотрудникам.
1. Критическое мышление
Умение, которое несомненно требуется и сегодня, станет еще более важным в будущем, ведь именно критическое мышление является необходимым компонентом решения проблем. Оно основывается на методе решения любой ситуации с помощью критической оценки причины происходящего, без вовлечения эмоций. Важно начать адаптировать наше мышление к автоматизации и грядущим преобразованиям, чтобы уметь самостоятельно провести полноценный анализ любой ситуации. В деловой сфере такой тип мышления – незаменим, ведь это надежная методология для выявления проблем и поиска возможных решений.
2. Problem-solving
Это ключевой человеческий навык останется актуальным и в будущем. Он является следующим логическим шагом после анализа проблемы. По мере возрастающего лидерства инноваций на рынке занятости будущего, все больше будет зависеть от навыка решения проблем, которым владеет только человек.
3. Эмоциональный интеллект
В век цифровых технологий мы можем одновременно общаться с миллионами людей по всему миру. Однако эта картина будет меняться. Одним из фундаментальных конкурентных преимуществ, станет способность активно участвовать в оффлайн-общении. Независимо от того, представляете ли вы продукт, ведете конференцию или мотивируете своих подчиненных, наличие сильного набора навыков межличностного общения позволит вам получить это конкурентное преимущество перед другими, а в особенности техникой.
4. Креативность
Основная причина расширения и развития любой отрасли – творчество, именно оно порождает инновации, и поэтому является одним из наиболее ценных навыков, которыми может обладать человек, сегодня и в будущем. Креативность делает нас отличными от машин. А значит способность изобретать новое и, следовательно, способствовать инновациям, всегда будет востребована в рабочей среде.
5. Принятие решений
Бизнес всегда планирует стратегию, основанную на сборе данных и их анализе, что необходимо для принятия экономически выгодного решения. А это способен сделать только человек. Машины могут обрабатывать и предоставлять информацию, которую людям было бы невозможно собрать самостоятельно, но в конечном счете, человеку необходимо будет принять решение, взвесив все его плюсы и минусы. По мере того, как технологии убирают все больше рутинных задач, люди вынуждены решать задачи на более высоком уровне.
6. Технологические навыки
Через несколько лет каждый человек будет нуждаться в комфортном использовании технологий. На самом базовом уровне большинство сотрудников будут получать доступ к данным, и поэтому необходимо знать, что такое искусственный интеллект, Big Data, виртуальная реальность, блокчейн и как на них реагировать.
7. Открытость мышления (Open – mindedness)
Понимать, уважать и работать с другими, несмотря на различия в расе, культуре, языке, возрасте, поле, сексуальной ориентации, политических или религиозных убеждениях. Способность понимать и адаптироваться к другим людям, которые могут по-разному воспринимать мир не только улучшит взаимодействие людей в компании, но и сделает ее продукты и услуги более востребованными.
Сегодняшние предприниматели скорее всего уже очень скоро столкнутся с событиями, которые в корне изменят их бизнес. И для многих скорее всего эта ситуация окажется стрессовой, поэтому пока у нас все еще есть время для того, чтобы не остаться за бортом прогресса, стоит уделить особое внимание развитию этих навыков. Невозможно предсказать, что произойдет спустя 10 лет, но одно можно утверждать с уверенностью – к формам занятости будущего нужно готовиться уже сейчас.
А главное – помочь своим детям в приобретении подобных качеств, ведь именно им предстоит становление в этом новом, еще неизведанном нами мире будущего.
Неплохо написанная статья. Но на мой субъективны взгляд, немного спорная.
Мне кажется, что
Американская модель поведения в бизнесе это не наша тема. Абсолютно иной подход. И этот подход однозначно не поменяется в ближайшие 10-15 лет.
Опираться во всем на "диджитал" не правильно. Блоггеру тоже надо что-то есть, где-то спать. Кто-то должен выращивать растительную пищу, кто-то должен выращивать скот и птицу. Кто-то должен делать кастрюли. А кто-то должен крутить вентили и подавать тепло. Этих людей в указанной концепции нет. Зато креативить поле не паханное. И открытость мышления демонстрировать.
Откуда в современных прогнозах взяли моду обвинять автоматизацию в сокращении рабочего рынка? Автоматизация - это не плохо. Например, в прогнозах у Gartner предполагается, что к 2020 году (это, кстати, уже не за горами) 1,8 миллиона рабочих мест будет автоматизировано (в представлении автора - сократится). Но при этом возникнет 2,3 миллиона новых рабочих мест. Это больше четверти (!) от сокращенных. Не сокращает автоматизация рабочий рынок! Внимательнее относитесь к причинно-следственным связям.
Вот это самый сильный и важный навык! К какой бы цели ни шел, начинать путь следует с анализа "причина - следствие" исходной точки затем периодические анализы на разных участках пути до цели, и финальный анализ в конечной точке, как подтверждение достигнутого и выявление ближайших возможностей.
Роботы будут делать еду, посуду и тепло. Они дешевле обычных людей, которые будут не нужны.
Выживут только блогеры и айтишника.
Справедливо будет добавить, что все эти навыки нужны будут в большей степени для управленцев, предпринимателей, лидеров. Впрочем они и сейчас важны. Но это ответственность. А ответственность на себя брать хотят крайне мало людей.
Проблема в том, что многие (из личного прмера даже сотрудник 26 лет) не хотят обучаться, не понимают, что знания и умения необходимо постоянно обновлять. А отсюда и нежелание видеть реальность
Обучение не самоцель.
Тоже пример. У меня много лет подписка на все нормативные изменения от Гаранта. Практически каждый день присылают новшества. Вечером начитался, утром следующего дня спрашиваю юриста/кадровика/бухгалтера как это применить и как с этим жить. Это ведь тоже момент образовательный? Но у меня не будет пафосных корочек о прохождении курса МБА. Зато подстегивает моих сотрудников быть на "острие"...
Это все хорошо, но это все рожденные параметры, которым очень трудно научить. А есть еще люди обучаемые и необучаемые. А есть отрасли экономики, где только человек может приложить руки и голову или оценить обстановку, где нет шаблонности задач, а значит автоматизации. Да и как хорошо сказал один ведущий американский стратег - роботы не платят налоги. Человек хотел бы освободить себя от большого количества опасного и нудного труда, чтоб заниматься тем, что может делать только человек и только в свое удовольствие.
- Командная работа и критичность мышления ничуть не мешают друг другу, наоборот.
- Креативность. Согласно исследованию NASA, среди детей в возрасте 4-5 лет было 98% "гениально мыслящих". В возрасте 10 лет таковых осталось уже 30%. В 15 лет - 12 %. И среди взрослых... 1-2%.
Так что, увы, это врожденное качество, которое убивается впоследствии системой образования.
- Принятие решение человеком не актуально - развейте мысль, пожалуйста :)
- Подавляющее большинство пользователей смартфонов и компьютеров понятия не имеют о принципе работы процессоров - да, это так. И все современные устройства создаются именно с целью сделать удобным обращение с ними простым пользователям.
- "Открытость мышления, вызывающая еще более жесткую реакцию" - что по-вашему является таковой реакцией?