Каждый, кому довелось работать в мужском или в женском коллективе, знает, что это совершенно разные миры. Основное отличие состоит в том, что мужские коллективы очень стабильны. В них, безусловно, бывают волнения: мужчины соперничают, демонстрируют силу, проявляют агрессию, борются за власть. Но все эти «безобразия» нужны, чтобы определить лидеров, разграничить сферы влияния и установить иерархию в группе. Как только мужчины построили пирамиду власти и установили границы своих территорий, в коллективе наступает покой и порядок. Все члены группы знают, понимают, чувствуют эти негласные правила, и соблюдают их. Поэтому основная черта всех мужских коллективов – это стабильность. Мужские команды могут бесконфликтно работать годами, особенно, если не происходит никаких кадровых перестановок или серьезных внешних воздействий. Они – как хвойный лес: зимой и летом одним цветом.
В женских коллективах ситуация прямо противоположная. Женский коллектив – как море, всегда подвижен, беспокоен, переменчив. Эмоциональные волны могут внезапно поменять направление, а солнечное затишье смениться внезапной бурей, штормить может неделю, а потом также внезапно, без видимых причин, все успокаивается, и снова светит солнце. Эта изменчивость обусловлена биологической природой женщин, их эмоциональностью, складом характера. В женских коллективах всегда идет скрытая борьба: установленное лидерство всегда подвергается сомнению и постоянно оспаривается, в женских командах часто происходят мелкие и крупные бунты, противостояния. Женщины объединяются в группы и дружат друг против друга. Сплетни и интриги – обыденное явление, а конфликты – это способ психологической саморегуляции коллектива и возможность выпустить накопившийся пар.
Женщины, оказавшиеся в больших мужских коллективах, как правило, достаточно быстро адаптируются. Главное в такой ситуации – понять и принять правила системы и следовать им. Если женщина хочет работать в мужском коллективе, она должна найти свое место в иерархии, занять его и спокойно работать, не создавать эмоциональную вибрацию. В целом, мужчины готовы принять ее в таком качестве и адаптироваться к ее присутствию.
Кейс 1. Внедрение 1С и домашние пирожки
Российская компания, системный интегратор инженерных решений для крупных производств: заводов, фабрик, технопарков. Коллектив в основном мужской: инженеры, проектировщики, наладчики, монтажники. Атмосфера – как в армии: дисциплина, субординация, здоровый мужской юмор, более чем аскетичный офис и производственные помещения. И вот на борту этого корабля появилось несколько женщин: главный бухгалтер, бухгалтер по расчету заработной платы и специалист по бюджетированию. Произошло это потому, что руководство решило перейти от аутсорсинга бухгалтерских услуг и создать собственное подразделение. Поначалу коллектив отреагировал на это сдержанной настороженностью. Но когда «бухгалтерши» стали внедрять в компании 1С, вводить систему учета и контроля, проводить инвентаризацию, обстановка быстро накалилась. В офисе стали раздаваться гневные протесты: «Мы проекты будем делать или в 1С клеточки заполнять?». Руководство засомневалось в правильности своего решения, может быть и правда, не стоит раскачивать сложившийся мужской коллектив?
Выход из ситуации нашли новые сотрудницы. Они не стали конфликтовать и противодействовать, а спокойно и уверенно объясняли «технарям», какая существует связь между планом по закупке комплектующих и финансовой стабильностью компании. Причем делали они это за чашкой чая, угощая суровых мужчин домашней выпечкой и пирожками с капустой. Постепенно эти совещания становились все более спокойными и дружественными, ведь, как известно, домашние вкусности помогают искать путь к взаимопониманию. Через пару месяцев суровая мужская команда стала относиться к новым женщинам-коллегам доброжелательно и даже заботливо, ласково называя бухгалтерию «наша клумба».
Но если женщина будет пытаться устанавливать свои правила в мужской команде, обладая при этом высоким статусом и влиянием, то может его разрушить. В бизнес-практике предостаточно печальных историй, связанных с появлением «женщины на корабле». Например: в коллектив приходит работать жена / подруга / любовница директора, и через полгода суровой и сплоченной мужской команды как не бывало.
Кейс 2. Синдром «умницы и красавицы»
Небольшой отдел продаж регионального филиала крупной компании состоял из мужчин в возрасте 35-45 лет. Команда давно и успешно работала вместе, можно сказать, что коллектив устоялся и сложился. Когда руководителя отправили на повышение в Москву, образовалась вакансия. Все думали, что повысят кого-то из давно работающих опытных менеджеров, но руководство филиала распорядилось иначе. На должность назначили дочку высокопоставленного местного чиновника, умницу и красавицу 26 лет, только что вернувшуюся в город после зарубежной магистратуры. Она была хорошо образована, свободно говорила по-английски, и умела делать красивые презентации в PPT. Но реалии современного российского рынка девушка представляла себе плохо, управленческого опыта не имела, и общий язык с коллективом не нашла.
Поначалу менеджеры молодую начальницу просто игнорировали, считая ее временным недоразумением. Но она с таким положением дел явно не хотела мириться и стала устанавливать свои «заморские» порядки: вводила новые отчеты, требовала составлять скрипты, заниматься аналитикой и так далее. В подразделении сначала был молчаливый протест, потом начались конфликты, затем полетели головы. Через три месяца никого из «старичков» не осталось. Новую команду набирали долго и мучительно, в регионе просто не было людей, соответствующих высоким требованиям новой начальницы. Продажи стремительно падали, клиенты уходили. В итоге, в ситуацию вмешалось руководство из головного офиса: «умницу и красавицу» перевели в отдел маркетинга, а отдел продаж возглавил новый руководитель.
Мужчинам, как правило, тяжелее адаптироваться в женских коллективах, чем женщинам в мужских. Основная причина в том, что мужчине для комфортного психологического существования нужна стабильность и определенность, а в женском мире это сложно. Поэтому лучшая стратегия выживания для мужчины в женском коллективе – это «доброжелательный нейтралитет». Занять нейтральную позицию по отношению ко всем мелким и крупным женским группам и группировкам, не входить ни в какие «политические союзы» и не принимать ничью сторону. Так как стороны могут внезапно перегруппироваться, и вчерашние противницы начнут борьбу с завтрашними соперницами. Для мужской психики такие внезапные кульбиты могут быть весьма разрушительны и лучше сразу дистанцироваться от разнообразной борьбы и интриг.
Кейс 3. Был «свой», стал «чужой»
Эта история произошла в производственной компании с достаточно большим финансовым отделом, примерно 10-12 человек. В нем работали женщины: бухгалтеры, экономисты, финансисты. И все они находились между собой в традиционной женской борьбе: дружили небольшими группами, периодически утверждая собственную значимость. В какой-то момент собственник компании принял решение о найме финансового аналитика, и вскоре в компании появился новый сотрудник. Аналитик оказался молодым человеком приятной наружности, с хорошим резюме и опытом работы в банковской сфере. Поскольку молодой человек до этого работал в мужских коллективах, ему была привычна традиционная мужская модель адаптации в новой команде: определить, кто главный, встроиться в систему и т.д. Он идентифицировал себя с группой, занимающейся разработкой и исполнением бюджета, и принял их сторону.
Внешне это выражалось в том, что они все вместе немного посмеивались над бухгалтерами и немного троллили экономистов. Но через некоторое время в компании началась борьба за место финансового директора, дамы перегруппировались, и вчерашние союзницы стали его врагами. А новых друзей он завести не смог, потому что они уже были настроены против него. То есть мужчина привычно поделил мир на «своих» и «чужих» и думал, что это надолго, но в течение нескольких месяцев ситуация кардинально поменялась дважды.
В итоге он оказался врагом для всех и находился в некоторой блокаде, сказывающейся на работе. Как финансовый аналитик, он должен был работать с информацией от всех подразделений, но они давали ему искаженную или неполную информацию, или слишком поздно. Из-за этого мужчина опаздывал с отчетами, брал работу домой, вынужден был все время перепроверять данные. Его попытка применить алгоритм поведения в мужском коллективе на женскую команду привела к тому, что он оказался лишним и был вынужден уйти.
Работая среди женщин, важно также никого не выделять особым вниманием. Желательно дарить одинакового уровня и стоимости подарки на праздники и дни рождения, привозить равнозначные по креативу и цене сувениры из командировок и поездок. Обычная доброжелательность может сыграть с мужчиной злую шутку: пару раз подвез коллегу до метро, и уже пошли слухи. Если же мужчина даст повод думать, что у него есть пассия среди коллег, то насмешки и шутки со стороны окружающих гарантированы. Если же случился служебный роман (с кем не бывает!), то лучше сразу искать новую работу.
Кейс 4. Слишком много личного
Мужчина, менеджер по продажам, устроился на работу в компанию по производству женской и детской парфюмерии, солей и кремов. Практически все сотрудники были женщинами, как и владелица компании. Небольшое число мужчин трудилось на складе, в отделе логистики, в офисную жизнь они не вмешивались. Новый менеджер согласился на эту вакансию не от хорошей жизни: у него родился второй ребенок, он взял ипотеку, с предыдущего места работы его уволили. И на тот момент это было для него единственным достойным предложением на рынке труда.
Первая его ошибка – он начал очень искренне и по-дружески общаться с каждой коллегой из отдела продаж. Одну он подвез до железнодорожной станции, с другой поделился сэндвичем, третью угостил шоколадкой. Девушки сочли это недвусмысленными знаками внимания и намеком на отношения. Пара улыбок, несколько комплиментов, и они уже стали предъявлять права на молодого человека. Возник конфликт – сначала между самими женщинами. Затем они помирились и стали конфликтовать с ним, требуя каких-то объяснений и обоснованного выбора. Для молодого человека это было весьма неожиданно, он просто был вежливым и доброжелательным, ничего более. Ни к одной из девушек не испытывал особого интереса, был женат, имел двоих детей. Все объяснения происходили весьма бурно и эмоционально, весь коллектив какое-то время лихорадило. Мужчина не смог разрешить этот конфликт, и вынужден был уволиться.
Еще один важный аспект, на который необходимо обращать внимание мужчине, работающему в женском коллективе – это личная гигиена и внешний вид. Женщины в этих вопросах гораздо щепетильнее и требовательнее, чем коллеги-мужчины. Они не простят несвежей рубашки, грязных ботинок и небрежной стрижки. Так что утренний душ и хороший парфюм можно считать обязательным условием успешной работы в женской команде. А если добавить к этому немного галантности, хорошие манеры и умение говорить комплименты милым дамам, то можно подумать и о продвижении по службе.
Кейс 5. Карьера и комплименты
В издательский дом деловой литературы в отдел продаж рекламных площадей пришел мужчина, существенно старше работавших там девушек. У него был достаточно большой опыт работы в этой сфере, в том числе на посту руководителя. В кризис он не смог найти себе работу прежнего уровня, поэтому пошел рядовым менеджером. Поскольку это был взрослый человек с опытом, он занял очень правильную позицию: «Девочки, какие вы все хорошие, я вас всех обожаю, вы лучше всех».
Каждый день он приходил на работу нарядный, благоухающий хорошим парфюмом, часто угощал своих девушек-коллег конфетами, дарил приятные мелочи, а на дни рождения – небольшие подарки, привозил из поездок магнитики. Но внимательно следил за тем, чтобы никого не выделять. И каждая женщина чувствовала, что она ему симпатична, что он галантен, внимателен, но не переходит границы. Постепенно он стал неформальным лидером в команде. Кого-то немного учил, кому-то подбрасывал клиентов, помогая выполнить план по продажам, прикрывал опоздания или срочные отлучки. И за год он незаметно сформировал из сложного женского коллектива обожающую его команду.
Так сложилось, что через какое-то время начальница этого отдела ушла в декрет. И, когда встал вопрос, кого назначить вместо нее, все единодушно поддержали его назначение. Под его началом отдел стал показывать хорошие результаты продаж, а коллеги и подчиненные считали его мудрым, внимательным и спокойным руководителем.
Статья очень хорошая и правильная
извиняюсь, но как раз наоборот. Женские коллективы очень стабильны, в них меньше эмоций и больше конформизма. В мужских наоборот больше конкуренции и конфликтов.
Если это всё-таки КОЛЛЕКТИВ - то проблему межличностного общения и коммуникаций нужно как признать реальной, так и решать её, причём - всем коллективом, не умаляя при этом "руководящую и направляющую роль" администраторов и начальников.
Если же уже собрался "террариум единомышленников", то выживет сильнейший...
Действительно - ситуация с одной стороны характерная, с другой - в каждом случае строго индивидуальная!
Думаю, что Вы правы! Но возможно, что автор имела в виду другую стабильность. Скорее всего управляемость. Мужской коллектив более управляем привычными, стабильными инструментами.
Я не понял фразу "требовала составлять скрипты".
Но тема всегда интересна. У меня было несколько коллективов, где женское и мужское сталкивалось очень сильно. Впервые, когда я пришёл с флота на должность начальника центра связи, где, сами понимаете, 90 процентов персонала - женщины.
Второй раз, когда я работал в статистике, где коллектив сильно наполнен женщинами. И директор тоже женщина, замечательный и твёрдый руководитель. Ей принадлежит следующая фраза: "Самое главное, ты успокой женские страсти в понедельник, а остальное - ерунда. У них дома в выходные был и пьяный муж, и дети, и школа, и детсад".
Ярослав Дворак, видимо Вам попадались исключительные варианты женского коллектива :)
Если бы не последний кейс, можно было бы решить, что мужчина не может сработаться с женским коллективом. Вспомнились " А зори здесь тихие".
Интересная статья. Как всегда проблема в миропонимании, женское это "тактические" понимание- сегодня и сейчас, то что очевидно + чувственное восприятие.
А мужское миропонимание, это устремленность в будущее, стратегичность мышления,логика.
Чтобы эти миры объединить нужны правила и понимание руководителя, хотя в нашей реальность, когда "день прошел, там трава не расти", то и без оного жить можно...